Возражения против повышения квалификации

Академические методы повышения квалификации подвергались кри­тике за недостаток практического применения, за повышенное внима­ние к технологической специализации и приобретению технических навыков, а не к общей способности руководить, а, следовательно, за порождение среди младшего управленческого состава нереалистиче-

440Практические аспекты управления человеческими ресурсами

ских ожиданий в связи с работой и карьерой. Оппоненты повышения квалификации руководящих работников предупреждают, что среда, в которой осуществляется подготовка менеджеров, достаточно искусст­венна, слишком далека от реальных ситуаций из жизни руководителя, чтобы иметь практическую значимость. Они утверждают, что большая часть аспектов успешного руководства может быть постигнута только на практике, В частности, предпринимательская жилка, необходимая для достижения коммерческого успеха, не может культивироваться в академической обстановке овладения управленческими навыками, большинство из действительно прогрессивных предпринимателей во­обще не изучали искусство менеджмента. Нормальная конкуренция между управленческими работниками одного уровня обеспечивает их расслоение и приводит самых способных к управлению компанией. Другие аргументы против повышения квалификации управленческих кадров заключаются в следующем.

(а) Сфера управленческой компетенции охватывает широкий круг задач, и организовать курсы по освоению каждого направления дея­тельности менеджера не представляется возможным.

(б) На руководящие посты приходят настолько разными путями и с такими различными образованием и квалификацией, что ни одна программа никогда не сможет удовлетворить узкоспециализирован­ные потребности каждого.

(в) По своей природе менеджмент — это предмет с высокой сте­пень изменчивости, так что содержание любого курса менеджмента может быстро устареть, особенно если курс не уделяет достаточного внимания основным принципам управления.

Контрольные задания к гл. 22

1. Какие методы можно использовать для формирования пра­вильного отношения к работе?

2. Какие недостатки присущи методу профессионального обу­чения, получившему название «сидя рядом с Нелли»?

3. Почему анализ профессиональных приемов иногда может по­высить эффективность обучения?

4. Какие принципы положены в основу профессионального обу­чения по методу открытий?

5. Укажите три методаприобретения знаний.

6. В чем состоят преимущества и недостатки программирован­ного обучения?

7. Каковы преимущества автоматизированного обучения?

8. Рассмотрите основные потребности в области повышения ква­лификации управленческих навыков руководителя.

Часть четвертая

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ОПЫТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Важность профессионально-технического обучения и профессиональной подготовки

По мере развития экономической интеграции стран Западной Ев­ропы все большими конкурентными преимуществами будут обла­дать страны с наиболее совершенной системой общего и профес­сионального образования. Хорошо обученная и профессионально подготовленная рабочая сила более производительна (оправдывая тем самым более высокий уровень заработной платы, на который обычно претендуют высококвалифицированные кадры); это более мотивированные и сплоченные работники, а главное), они способ­ны воспринимать и осваивать новые технологии,.

Не менее важным является совершенствование управленческих навыков руководящих работников. Компетентный менеджер при­нимает самые лучшие операционные решения, выбирает наиболее эффективные системы, закупает лучшее сырье и исходные материа­лы, применяет правильный набор критериев при рекрутировании персонала, осуществляет эффективный контроль и оценку своих подчиненных и т.д. Напротив, плохо обученный менеджер демотивирует своих работников, допускает дорогостоящие ошибки и не способен осознать необходимость освоения и внедрения новых ме­тодов работы.

Отсюда следует, что пренебрежение профессионально-тех­ническим обучением в долгосрочном плане непременно ослабит позиции любой европейской страны в условиях ужесточающейся конкуренции со стороны ее экономических соперников. Следует также обратить внимание на механизм конвергенции практики

23. Профессионально-техническое обучение и повышение квалификации443

профессионально-технического обучения в странах Европы: компа­нии, использующие неквалифицированную, плохо обученную рабо­чую силу, терпят неудачи и «сходят с дистанции», а компании, про­водящие грамотную политику в области рекрутирования, обучения и совершенствования персонала, становятся образцом для подра­жания для других участников бизнеса.

Наши рекомендации