Сущность и значение себестоимости продукции для ценообразования
Себестоимость представляет собой наибольшую величину в структуре цены, изменение которой в ту или иную сторону ведет к росту или снижению абсолютной величины прибыли. Себестоимость продукции в классическом определении – это денежное выражение затрат необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятельности связанной с выпуском и реализацией товаров, выполнение работ и оказание услуг. В состав расходов относимых на издержки производства и обращения законодательно регулируются практически во всех странах, это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты предприятий по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции, либо возмещаемые из прибыли предприятия). В РФ данный процесс регламентирован главой 25 налогового кодекса. При этом методы калькулирования себестоимости предприятия устанавливают самостоятельно. Для выявления сущности затрат, их влияния на конечный результат деятельности и формирование в связи с этим объективной цены, существенное внимание должно быть уделено правильному распределению затрат. Себестоимость продукции может быть классифицирована по ряду признаков:
1)по объему учитываемых затрат различают:
-цеховую себестоимость;
-производственную себестоимость (себестоимость готовой продукции);
-полную себестоимость реализованной или отгруженной продукции.
Цеховая себестоимость включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха: прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, отчисления ЕСН, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, а также общецеховые расходы.
Производственная себестоимость включает в себя помимо цеховой себестоимости общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты, а также затраты вспомогательных производств).
Полная себестоимость объединяет в себе элементы производственной себестоимости, а также расходы, связанные с реализацией продукции.
2)по периодам возникновения затрат:
-плановая себестоимость;
-фактическая себестоимость.
Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расхода и других плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство и реализацию. В целях сопоставимости и анализа полученных результатов плановая и фактическая себестоимость должны определяться по одной и той же методике и по одним и тем же статьям затрат.
3)в соответствии с экономическим содержанием:
-основные затраты;
-накладные затраты.
Основные затраты включают в себя расходы непосредственно связанные с изготовлением продукции. Это затраты на сырье, материалы, зарплата основных производственных рабочих и так далее.
Накладные затраты – это расходы на организацию, управление и техническую подготовку производства.
По степени зависимости от изменения объема производства затраты подразделяются на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-пропорциальные). Условно-переменные затраты изменяются прямо-пропорционально изменению объема производства (затраты на сырье, материалы, топливо, энергию на технологические цели и так далее). Условно-постоянные затраты при изменение объема производства существенно не изменяются (затраты на зарплату управленческого персонала, затраты на освещение, отопление, амортизацию).
Затраты по способу отнесения на единицу продукции могут быть прямыми и косвенными. Прямые затраты – это расходы строго целевого назначения, они находятся в прямой зависимости от объема выпуска продукции или от времени затраченного на изготовление продукции. Косвенные затраты не могут быть отнесены на выпуск конкретного изделия, так как они связаны с работой цеха или предприятия в целом. Однако, они необходимы для осуществления производственного процесса.
Планирование прибыли и рентабельности в составе цены.
Прибыль является важнейшим элементом цены. Размеры прибыли должны удовлетворять интересы собственников предприятия. Прибыль остается в распоряжении предприятия после вычитания из полученной выручки всех расходов понесенных в связи с выпуском и реализацией продукции включая принудительные затраты в виде различных налогов и сборов. Следовательно, правильное определение размера прибыли в цене единицы продукции скажется в целом на общей сумме прибыли предприятия. Ограничителями размера прибыли устанавливаемого в расчете на каждую единицу продукции являются:
1)размер рыночной цены (в том случае если аналогичная продукция уже имеется на рынке);
2)размер затрат приходящихся на единицу продукции.
При применении затратных метод ценообразования может быть использовано установление прибыли в относительном выражении, а также прибавление желаемой абсолютной суммы прибыли предприятия рассчитанной к сумме затрат. Размер прибыли может быть фиксированным либо переменным.
При установлении цен также важным является учет изменения прибыли в зависимости от применяемых на предприятии стратегии и тактики ценообразования, связанных в частности с необходимостью снижения либо повышения цен. Прибыль может быть признана целью ценовой политики фирмы только в долгосрочном аспекте, но при этом она не отражает многообразных задач ценообразования. Например, при выходе фирмы на новый рынок или при стремлении увеличить долю рынка, ориентация цен на максимизацию прибыли может лишить фирму шансов на успех. Таким образом, прибыль теряет роль главного критерия при принятии оперативных ценовых решений, более важными оказываются подчиненными ей доли рынка или положительного восприятия уровня цены покупателями. При этом сохраняются значения относительных показателей прибыли для разработки долгосрочной стратегии развития фирмы.