Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым и наблюдение командования воинской части
Такая мера пресечения, как присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым может избираться только в отношении несовершеннолетнего.
При этом законодатель создал ситуацию, в которой имеется существенная неопределенность по вопросу о том, может ли данная мера пресечения применяться только по отношению к несовершеннолетнему обвиняемому, или же как по отношению к несовершеннолетнему обвиняемому, так и к несовершеннолетнему подозреваемому.
Дело в том, что в первоначальном тексте УПК РФ, данная мера пресечения однозначно именовалась «Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым» и именно в таком виде указание на нее содержалось как в п.4) ст. 98 УПК РФ, так и в ст. 105 УПК РФ, регламентирующей применение данной меры пресечения, и в ст. 423 УПК РФ, предусматривающей, в частности, особенности избрания мер пресечения в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого. Однако в соответствии с Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», из текста п.4) ст. 98 УПК РФ было исключено слово «подозреваемым» и теперь в статье, дающей полный перечень мер пресечения данная мера именуется как «присмотр за несовершеннолетним обвиняемым» (что предположительно свидетельствует о том, что эту меру пресечения невозможно избрать в отношении подозреваемого). В то же время. в ст. ст. 105 и 423 УПК РФ никаких изменений внесено не было, из чего можно сделать прямо противоположный вывод – данная мера пресечения может быть применена как к обвиняемому, так и к подозреваемому. Более того, правила избрания мер пресечения к несовершеннолетним, установленные в ст. 423 УПК РФ, прямо требуют, чтобы при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае обсуждалась возможность отдачи его под присмотр, поскольку данная мера пресечения, в общем случае, является наиболее соответствующей особенностям несовершеннолетнего, являющегося подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, позволяет, не применяя к нему излишнего принуждения обеспечить соблюдение им своих процессуальных обязанностей. Поэтому следует сделать вывод, что данную меру пресечения, все же можно применять и к подозреваемому. Более правильный вариант ее названия, соответственно: «Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым».
Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый может быть отдан под присмотр:
1) родителей;
2) опекунов;
3) попечителей;
4) других заслуживающих доверия лиц. Например, 14-летний Н. проживал у своего дяди, который и занимался его воспитанием. Дядя Н. не был официально признан его опекуном, поскольку родители Н. не были лишены родительских прав, хотя постоянно пьянствовали и не имели постоянных занятий. Находясь в гостях у своих родителей, Н. совершил кражу велосипеда. Вполне обоснованно Н. был отдан под присмотр своему дяде, а не родителям-алкоголикам;
5) должностных лиц специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый.
У лиц, которым несовершеннолетний отдан под присмотр, отбирается письменное обязательство обеспечить его надлежащее поведение, в соответствии с которым он должен обеспечить, чтобы несовершеннолетний:
1) не покидал постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
2) в назначенный срок являлся по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
3) иным путем не препятствовал производству по уголовному делу.
При избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или суд разъясняет лицам, указанным выше, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.
В случае невыполнения обязанностей по присмотру на лиц, которым несовершеннолетний отдан под присмотр, может быть наложено денежное взыскание в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
Наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 УПК РФ, а именно:
1) не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
2) в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора в суд;
3) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.
Избрание в качестве меры пресечения наблюдения командования воинской части допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.
Постановление об избрании меры пресечения в виде наблюдения командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым направляется командованию воинской части, которому разъясняются существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры пресечения.
В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части должно немедленно сообщить об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Поскольку у командования воинской части не испрашивается согласия на избрание в отношении военнослужащего данной меры пресечения, то к нему не могут применяться и неблагоприятные последствия, связанные с нарушением обвиняемым, подозреваемым своих процессуальных обязанностей.
Залог
Залог состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размер залога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, с учетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого, обвиняемого и имущественного положения залогодателя (ч.1 ст. 106 УПК РФ).
Таким образом, залогодателем может быть не только сам обвиняемый или подозреваемый, но и любое другое лицо – как физическое, так и юридическое[94]. Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения, обвинения, в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения (ч.3 ст. 106 УПК РФ).
Закон не определяет ни минимальной, ни максимальной суммы залога. Однако при определении суммы залога следует учитывать реальное имущественное положение залогодателя, его доходы так, чтобы потеря залога в самом деле была для залогодателя существенной.
Законом предусмотрено, что в качестве залога могут приниматься не только деньги, ценные бумаги, но и любое движимое имущество, акции, облигации и т.п. Одновременно законодатель не предусмотрел никаких особенностей принятия в качестве залога акций, облигаций, иного движимого имущества, кроме денежных средств. Между тем, очевидно, что данные виды имущества невозможно «внести на депозитный счет» того или иного органа. Кроме того, неясно как в данном случае должна производиться оценка такого имущества, поскольку на этот счет закон также не содержит никаких правил. Между тем, бесспорно, что номинальная стоимость акций может существенно расходиться с рыночной оценкой их стоимости на определенный период времени. Все это вызывает фактическую невозможность использования в качестве предмета залога иного имущества, кроме денежных средств.
Полагаем также, что в ч.1 ст. 106 УПК РФ неполно определены цели избрания залога в качестве меры пресечения.
Следует исходить из того, что общие цели любой меры пресечения определяются ст. 97 УПК РФ. Поэтому и залог как мера пресечения применяется не только в целях обеспечения явки к следователю, прокурору, в суд и предупреждения совершения подозреваемым или обвиняемым новых преступлений, но и с тем, чтобы подозреваемый или обвиняемый не угрожал свидетелям или иным участникам уголовного судопроизводства, не уничтожал доказательства, иным путем не препятствовал производству по уголовному делу. Залог может применяться и для обеспечения исполнения приговора.
Отсюда следует, что нарушение подозреваемым или обвиняемым любого из указанных выше обязательств может повлечь обращение залога в доход государства.
В доход государства залог обращается судом в том же порядке, в каком налагается денежное взыскание (ст. 118 УПК РФ).
Суд и прокурор указанную меру пресечения избирают самостоятельно, а дознаватель и следователь – только с согласия прокурора.
Залог вносится на депозитный счет того органа, который избирает эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
Следует также иметь в виду, что когда внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый, обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен органом или лицом, избравшим эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
Домашний арест. Заключение под стражу
Применение в качестве меры пресечения домашнего ареста определяется теми же основаниями и условиями, что относятся и к любой другой мере пресечения. Серьезность данной меры пресечения определяется тем, что она (также как и заключение под стражу) применяется только на основании судебного решения. Неслучайно поэтому в установленном ст. 98 УПК РФ перечне мер пресечения домашний арест расположен непосредственно перед заключением под стражу – наиболее серьезной мерой пресечения.
В соответствии со ст. 107 УПК РФ домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете:
1) общаться с определенными лицами;
2) получать и отправлять корреспонденцию;
3) вести переговоры с использованием любых средств связи.
Конкретные ограничения, связанные со свободой передвижения, а также конкретные запреты из числа указанных выше устанавливает суд при разрешении судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста.
В этом же постановлении суда указывается должностное лицо или орган, на который возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.
Заключение под стражу – наиболее серьезная мера пресечения. Поэтому УПК РФ достаточно подробно регламентирует условия и порядок её избрания, а также порядок продления сроков содержания под стражей.
Заключение под стражу как мера пресечения может быть применено при наличии любого из общих оснований, установленных ч.ч. 1 и 2 ст. 97 УПК РФ.
Вместе с тем ч. 1 ст. 108 УПК РФ устанавливает дополнительные условия, только при наличии совокупности которых и возможно применение данной меры пресечения. К этим условиям относятся:
1. Лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 2 лет.
Правда, здесь имеется оговорка: в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, но лишь при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
б) его личность не установлена;
в) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
г) он скрылся от органов предварительного расследования или суда.
2. Применение более мягкой меры пресечения невозможно. В постановлении о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь должен приводить данные, свидетельствующие о том, что другой мерой пресечения в данном случае ограничиться невозможно.
3. Заключение под стражу, как и домашний арест, применяется только по судебному решению. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение.
Кроме того, как мы уже говорили выше, в соответствии с решениями Европейского Суда по правам человека, рассматривая вопрос о заключении обвиняемого, подозреваемого под стражу, суд должен убедиться в том, что имеется «обоснованное подозрение» в том, что именно это лицо совершило преступление. При этом «обоснованное подозрение» по мнению Европейского Суда по правам человека предполагает наличие фактов или информации, которые убеждают объективного наблюдателя, что возможно, соответствующее лицо совершило преступление.[95] Это условие является необходимым условием для законности ареста. Данное условие воспроизведено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (п.14).
В этом же Постановлении Пленума Верховного Суда содержится указание и еще на одно условие заключения под стражу, которое, в принципе, должно соблюдаться при избрании любой меры пресечения, но наличие которого особо жестко должно контролироваться, безусловно, именно при решении вопроса о применении ареста. А именно: обстоятельства, указывающие на наличие оснований для избрания меры пресечения, должны быть реальными, обоснованными, то есть должны подтверждаться достоверными сведениями.
Порядок обращения в суд с ходатайством об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу установлен ч. 3 ст. 108 УПК РФ. Следователь должен вынести постановление о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства и получить согласие прокурора. Если надзирающий прокурор не дал согласия, то можно обратиться к вышестоящему прокурору в порядке ч. 3 ст. 38 УПК РФ.
В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Порядок рассмотрения постановления о возбуждении ходатайства и вынесения по нему решения судьей установлен п.п. 4–5 ст. 108 УПК РФ.
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Подозреваемый, задержанный в порядке, установленном ст.ст. 91 и 92 УПК РФ, доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Однако явка обвиняемого, по общему правилу, является обязательной. Принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск
Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.
В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, после чего заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.
Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства;
3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.
При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу судья по собственной инициативе вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога или домашнего ареста
Повторное обращение в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.
Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению (ч. 7 ст. 108 УПК РФ).
Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3-х суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления (ч. 11 ст. 108 УПК РФ).
Решение суда кассационной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит немедленному исполнению. Решение суда кассационной инстанции может быть обжаловано в порядке надзора.
Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, незамедлительно уведомляет кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии – других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего – командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей (ч. 12 ст. 108 УПК РФ).
В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность с обвиняемым с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело.
Содержание под стражей при расследовании преступления не может, по общему правилу, превышать 2 месяца. Исчисляется этот срок с момента заключения подозреваемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд. Срок содержания под стражей в ходе судебного производства законом РФ не ограничен. Между тем, в соответствии с п.3 ст. 5 Европейской конвенции о правах человека, обвиняемый, подозреваемый имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. При этом в соответствии с Решениями Европейского Суда по правам человека, должен приниматься во внимание период между моментом заключения под стражу и принятия решения по уголовному делу судом первой инстанции.[96] Термин «разумный срок» при этом следует оценивать по каждому уголовному делу с учетом, в том числе, тяжести обвинения, поведения обвиняемого, порядка проведения расследования, материальных, моральных и пр. последствий для арестованного и поведения судебных органов. Так, по делу Калашников против России, Суд установил, что имело место существенное затягивание процесса в Магаданском городском суде. П.120 соответствующего Решения гласит: «Слушание дела, которое началось 11 ноября 1996 года, было отложено на 7 мая 1997 года в связи с отставкой председательствующего судьи. Дело так и не состоялось до 15 апреля 1999 года, хотя определенные процессуальные шаги были предприняты в июле - августе 1997 года (назначение нового судьи и назначение судебного заседания), в мае и июле 1998 года (передача дела в другой суд), ноябре 1998 года (назначение слушания), январе и марте 1998 года (решение о направлении дела на дополнительное расследование)».[97]
В результате Суд признал, что длительность процесса не была вызвана ни сложностью процесса, ни поведением заявителя, признал имевшим место нарушение права, предусмотренного п.3 ст. 5 Конвенции, и присудил ему 5000 евро в качестве компенсации морального вреда.[98]
В срок содержания под стражей также засчитывается время:
1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;
2) домашнего ареста;
3) принудительного нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре по решению суда;
4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со ст. 460 УПК РФ. Если в этом случае истек предельный срок содержания под стражей, при необходимости производства предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном УПК, но не более, чем на 6 месяцев.
В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее (п. 11 ст. 109 УПК РФ).
Срок содержания под стражей может быть продлен до 6 месяцев судьей районного (соответствующего военного) суда в порядке, решения вопроса о возможности применения заключения под стражу в качестве меры пресечения при одновременном наличии двух условий:
1) невозможность закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев.
Если буквально толковать эту норму, то получается, что 2-месячный срок заключения под стражу еще не истек, а истекает 2-месячный срок предварительного следствия и следователь уже заранее должен продлевать срок заключения под стражей. Но ведь не исключено, что он может «уложиться» в 2-месячный срок заключения под стражей. В этом случае следователю необходимо лишь продлить у прокурора срок предварительного следствия. Наверное, законодатель имел в виду в данном случае не срок предварительного следствия, а срок заключения под стражу;
2) отсутствие оснований для изменения или отмены данной меры пресечения.
В таком же порядке у федерального судьи районного (военного) суда срок содержания под стражей продляется до 12 месяцев, но только при наличии совокупности следующих условий:
1) лицо обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) уголовное дело представляет особую сложность;
3) основания для избрания именно этой меры остаются (на сохраняющиеся обстоятельства для продолжения содержания под стражей должно быть определенно указано в соответствующем судебном решении);[99]
4) представление о продлении срока содержания под стражей внесено с согласия прокурора субъекта Федерации (соответствующего ему военного прокурора).
Срок содержания под стражей может быть продлен от 12 до 18 месяцев судьей суда субъекта Российской Федерации (или военного суда соответствующего уровня) при наличии совокупности следующих условий:
1) исключительный случай;
2) лицо обвиняется в совершении особо тяжкого преступления;
3) основания для избрания именно этой меры не отпали (на сохраняющиеся обстоятельства для продолжения содержания под стражей должно быть определенно указано в соответствующем судебном решении);
4) имеется ходатайство следователя о продлении срока заключения под стражей согласовано с Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
В соответствии с ч. 4 ст. 109 УПК РФ дальнейшее продление сроков содержания под стражей не допускается.
Однако если материалы оконченного предварительного следствия были предоставлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до дня окончания предельного срока содержания под стражей (12 или 18 месяцев в зависимости от тяжести преступления), однако 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия прокурора субъекта Российской Федерации вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом субъекта Российской Федерации или военным судом соответствующего уровня.
Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает одно из следующих решений:
1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.
Таким образом, судья субъекта Федерации в этом случае не ограничен сроком. Он может продлить содержание под стражей на такой срок, который необходим, по мнению обвиняемого или его защитника, для ознакомления с материалами дела.
По общему правилу, срок содержания под стражей подсудимого со дня поступления уголовного дела в суд и до вынесения приговора не может превышать 6 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 255 УПК РФ. В соответствии с указанной нормой, суд, в производстве которого находится уголовное дело, по истечении 6 месяцев со дня поступления уголовного дела в суд вправе продлить срок содержания подсудимого под стражей. При этом продление срока содержания под стражей допускается только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и каждый раз не более чем на 3 месяца.
Рассматривая вопрос о соответствии данной нормы УПК РФ Конституции РФ, Конституционный Суд РФ в своем Определении от 20 октября 2005 г. № 372 – О указал, что из нее не следует, что уголовно-процессуальный закон допускает возможность применения в качестве меры пресечения заключение обвиняемого под стражу исключительно на основании тяжести вменяемого ему преступления. Данная норма также не исключает необходимости учета при принятии судом решения о продлении срока содержания под стражей обстоятельств дела, свидетельствующих о наличии или отсутствии перечисленных в статье 97 УПК Российской Федерации оснований для избрания меры пресечения, а также данных о личности обвиняемого, его возрасте, состоянии здоровья, семейном положении и роде занятий.
Конституционный Суд РФ также истолковал ч.3 ст. 255 УПК РФ в том смысле, что она не предполагает произвольное и не контролируемое судом продление сроков содержания подсудимого под стражей и не освобождает суд от обязанности рассмотрения уголовного дела в разумные сроки.[100]
К несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ).
В исключительных случаях мера пресечения может (в том числе домашний арест или заключение под стражу) быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10-ти суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК РФ).