Анализ перспектив функционирования ОАО «Коминтерн» в различных СЗХ

Критерий оценки Направление оценки критерия Стратегическая зона хозяйствования
Шерстяные изделия верха Синтетические изделия верха Хлопчатобумажные изделия верха
Перспективы роста Фаза развития спроса Несмотря на снижение объёмов производства, спрос стабилен на женские, мужские и детские изделия. Прогнозируется увеличение объёмов продаж за счёт расширения сети фирменной торговли на 15-20% в год. Спрос находится в фазе снижения, прогнозируется дальнейшее его падение на 5-8% в год, что связано с непривлекательностью синтетических тканей для потребителей. Спрос стабилен, прогнозируется его увеличение на 9-12% в год.

Продолжение табл. 6.4

  Размеры рынка Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия, но в не-значительной степени (на 30-40%) Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия в несколько раз. Ёмкость рынка превышает производственные мощности предприятия.
Покупательная способность   Покупательная способность достаточно высокая, резкого падения платежеспособного спроса не предвидится. Средняя покупательная способность. Покупательная способность достаточно высокая, резкого падения платежеспособного спроса не предвидится.
Перспективы рентабельности Привычки покупателей При выборе между импортными шерстяными изделиями и изделиями марки «Коминтерн» предпочтение отдаётся последним (их качество проверено временем). Несмотря на приверженность многих покупателей марке «Коминтерн», наблюдается замещение данных изделий на импортные, которое идёт по двум направлениям: на высококачественные и дорогие (Германия, США, Италия, Англия) и на менее качественные и дешевые (Польша, Турция, Китай, Россия). Отмечается приверженность многих потребителей белорусским хлопчатобумажным изделиям верха. ОАО «Коминтерн» в данном случае стремится максимально удовлетворять эстетические потребности покупателей.
Состав конкурентов и интенсивность конкуренции Со стороны отечественных производителей конкуренция слабая (фирмы «Брико», Минск; «Инита», Минск; ЧП Барсуков). Однако наблюдается сильная конкуренция со стороны зарубежных фирм, особенно российских.Если учесть возможное введение российского рубля как общей валюты платежа, то можно ожидать значительное усиление конкуренции. Прогнозируется жёсткое обострение конкуренции, особенно со стороны российских производителей, что связано с относительно низкими затратами на производство данных изделий (например, на 20% ниже, чем затраты на производство шерстяных изделий). Прогнозируется усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей, что связано с высоким предпочтением потребителей данных изделий.
           



Окончание табл. 6.4

  Каналы сбыта Каналы сбыта отлажены, используется до 5% дилерских услуг. Продукция реализуется через торговую сеть Минторга республики по заключённым договорам, ведомственные магазины и секции компании, мелкую оптовую торговлю с частными фирмами. Намечается расширение сети фирменной торговли. В различных регионах стран ближнего зарубежья работают представители, которые занимаются продвижением товара в этом регионе. Намечается создание баз оптовой торговли на территории России и других стран ближнего зарубежья. Работа со странами дальнего зарубежья осуществляется по кооперации на давальческом сырье. Среди инофирм около 80% составляют заказы английской фирмы БМБ. Существует прямой канал сбыта.
Государственное регулирование Отмечается отрицательное влияние государства на рентабельность: введён предельный норматив рентабельности (25%). Предприятию доводятся квоты поставок торгующим организациям РБ.
Уровень нестабильности Экономическая среда, технологическая среда, социально-политическая среда Средний уровень нестабильности, связанный с необходимостью привлечения дополнительных средств на приобретение сырья для производства шерстяных изделий. Средний уровень нестабильности, которая связана с применением конкурентами новых технологий пошива синтетических изделий Средний уровень нестабильности, которая связана, прежде всего, с усилением конкуренции в связи с привлекательностью отрасли с точки зрения стабильного спроса и предпочтений потребителей.
Факторы успеха в конкуренции 1. Относительно низкие цены при высоком качестве. 2. Ориентация на раз-личные половозрастные группы потребителей. 1. Широкий ассортимент. 2. Относительно низкие цены. 1. Относительно низкие цены при высоком качестве.

Результаты количественной оценки привлекательности каждой из выделенных СЗХ экспертным путем (по 10-ти бальной шкале – более высокая оценка соответствует более привлекательной тенденции в изменении фактора для ОАО «Коминтерн») приведены в табл. 6.5.

Таблица 6.5

Наши рекомендации