Коммерция (по отраслям)»

Методические указания

ДЛЯ прохождения ПРЕДДИПЛОМНОЙ практики (СТАЖИРОВКИ)

Для студентов специальности

Коммерция (по отраслям)»

Разработчик:

Кутейникова О.Н. - преподаватель ГБОУ СПО ТПЭК

Тверь 2014

Преддипломная практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО).

Целью практики является формирование профессиональных и общих компетенций по специальности.

Общий объем времени на проведение практики определяется ФГОС СПО, сроки проведения устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с ОПОП образовательного учреждения.

Преддипломная практика проводится образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций.

Рекомендуемые формы отчетности студентов по преддипломной практике - дневник, характеристика, результаты работы, выполненной в период практики в соответствии с тематикой заданий практики по ходу работы в виде отчёта.

При разработке содержания преддипломной практики выделены необходимые практический опыт, умения и знания в соответствии с ФГОС СПО, а также виды работ, необходимые для овладения профессиональной деятельностью.

Это - заключительный вид практической индивидуальной деятельности студентов по отработке должностных, функциональных обязанностей, приобретенных навыков и умений профессиональной деятельности и в соответствии с профессиональными интересами, подготовка материала для написания выпускной квалификационной работы.

Формой аттестации по преддипломной практике является дифференцированный зачет.

При прохождении преддипломной практики студенты должны отработать следующие вопросы:

- изучить организационную структуру предприятия, характер его основной деятельности, организацию и технологию производственных и/или торговых процессов, функции управленческих подразделений;

- изучить нормативно-правовую базу и документацию, регулирующую деятельность исследуемого предприятия;

- проанализировать планирование производства и сбыта продукции;

- исследовать материально-техническое и кадровое обеспечение;

- оценить ассортимент, номенклатуру потребительских свойств, качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции (реализуемых товаров или оказываемых услуг);

- оценить финансовые результаты деятельности предприятия: проанали­зировать по данным бухгалтерской и финансовой отчетности поло­жение предприятия, его финансовую устойчивость, платежеспособ­ность;

- приобрести и закрепить навыки составления отчетности и анализа по данным статистической, технико-экономической и финансово-хозяйственной информации;

- выявить основные проблемы развития предприятия;

- оценить перспективы развития предприятия;

- определить круг своих профессиональных и исследовательских интересов.

Формой отчетности студента по производственной (преддипломной) практике является письменный отчет о выполнении работ и приложенийк отчету, свидетельствующих о закреплении знаний, умений, приобретении практического опыта, формировании общих и профессиональных компетенций, освоении профессиональных модулей.

В качестве ОПП студент может представить на кафедру черновой вариант дипломной работы.

В составе ОПП студент предоставляет на кафедру систематизированные материалы решения конкретных задач по совершенствованию деятельности подразделений предприятия, структуры аппарата управления предприятием, системы организации и оплаты труда, форм и методов организации производства, структуры и адресности материальных и информационных потоков на предприятии, а также систематизированные и структурированные материалы по теме дипломной работы.

Студент не позднее 3-х дней, после окончания практики защищает отчет по практике. По результатам защиты студентами отчетов выставляется дифференцированный зачет по практике.

Письменный отчет о выполнении работ включает в себя следующие разделы:

· Титульный лист;

· Содержание;

· Введение - обоснование выбранной темы, цель дипломной работы;

· Глава 1. Технико-экономическая характеристика предприятия

1.1. Организационно-правовая характеристика предприятия.

Изучить данные об организационно-правовой форме предприятия, местоположении, организационной структуре, порядке создания и регистрации предприятия и т.д. Характер деятельности в соответствии с уставом предприятия.

1.2. Анализ факторов внешней среды.

Дать характеристику основных факторов внешней среды предприятия, уделив особое внимание факторам прямого воздействия.

Ознакомиться с конъюнктурой рынка, дать характеристику предприятий-конкурентов по таким позициям, как ассортимент, торговая площадь и т.д.

Сделать вывод о конкурентной позиции предприятия на рынке.

1.3. Исследование основных направлений деятельности предприятия

Определить границы товарного рынка и охарактеризовать территориальные границы рынка товара исследуемого предприятия. Используя опрос потребителей или экспертов (торговых работников), изучить мотивы покупок и покупательские оценки качества товаров (услуг).

Охарактеризовать источники информации о потенциальных поставщиках конкретного товара (услуги). Выявить факторы, влияющие на выбор поставщика данного товара (услуги). Изучить практику определения потребности в товарах (услугах) на предприятии.

Изучить порядок заключения договоров купли-продажи. Охарактеризовать содержание конкретного договора в соответствии с предъявляемыми требованиями и надежностью. Ознакомиться с порядком контроля за исполнением условий договора купли-продажи, мерами воздействия на поставщиков. Оценить степень выполнения договорных обязательств поставщиками.

1.4. Изучить организацию товароснабжения на предприятии.

Изучить организацию завоза товаров в магазин: составление графика завоза товаров, их согласование, порядок подачи заявки и доставки товаров, расчёт за товары и транспорт. Охарактеризовать используемые маршруты завоза.

Сделать выводы о состоянии снабжения предприятия товарами и дать предложения по его улучшению.

Приложить копии распорядительных и исполнительных документов товароснабжения (заявки, заказы, графики, товарно-транспортные накладные, счет - фактуры и др.).

1.5. Формирование ассортимента и цен продаж товаров.

Изучить процесс формирования ассортимента товаров и цены на предприятии. Охарактеризовать факторы, влияющие на формирование ассортимента и уровень цен на предприятии. Проанализировать структуру ассортимента и его устойчивость в целях повышения социального уровня обслуживания. Изучить соотношение цен на товары предприятия с ценами аналогичных товаров конкурентов.

Разработать предложения по расширению ассортимента товаров.

1.6. Товарооборот торговых предприятий.

Изучить и проанализировать товарооборот торгового предприятия.

1.7. Организация продаж товаров.

Изучить процесс продажи в соответствии со спецификой оптового или розничного предприятия.

Выявив требования покупателей к условиям продажи, включая условия доставки, определить наиболее привлекательный сегмент рынка. Изучить процесс выбора канала распределения товаров на оптовом предприятии и организацию текущей деятельности по отпуску товаров. На розничном предприятии охарактеризовать используемый метод продажи.

Изучить меры по формированию и стимулированию потребительского спроса на предприятии.

Разработать меры по совершенствованию оптовой или розничной продажи товара.

1.8. Доходы и расходы торговых предприятий

Изучить и проанализировать составные части и источники образования доходов торгового предприятия. Торговые надбавки как один из главных источников образования доходов от реализаций.

· Глава 2. Предложения по совершенствованию организации деятельности предприятия в соответствии с темой дипломной работы;

· Заключение;

· Список литературы;

· Приложения.

Работа над отчетом по преддипломной практикедолжна позволить руководителю оценить уровень развития следующих общих компетенций выпускника:

· организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (OK 2 ФГОС по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»);

· принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3 ФГОС по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»);

· использовать информационно коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5 ФГОС по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»);

· ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9 ФГОС по специальности 100701 «Коммерция (по отраслям)»).

Приложения могут состоять из дополнительных справочных материалов, имеющих вспомогательное значение, например: копий документов, выдержек из отчетных материалов, статистических данных, схем, таблиц, диаграмм, программ, положений и т.п. В приложении к отчету группируются все статистические, справочные и другие данные, относящиеся к изучаемой проблеме.

Отчет по практике должен быть напечатан на компьютере на одной стороне листа бумаги формата А4, шрифтом 14пт, с полуторным интервалом. Все листы должны быть пронумерованы и вшиты в жесткую обложку. Текст отчета печатается с соблюдением следующих размеров полей: левое - 30мм, правое -10мм, верхнее - 20мм, нижнее - 20мм. Оформление текстовой части отчета осуществляется исходя из правил оформления выпускной квалификационной работы.

Основным критерием при оценке отчета по преддипломной практике является наличие в нём материалов, позволяющих на их основе качественно подготовить и защитить дипломную работу, т.е., наличие аналитической части, выявленных проблемах организации и конкретных предложений по их эффективному решению.

Студенты, не прошедшие практику и не предоставившие отчет, не допускаются к защите дипломной работы

  Приложение 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тверской промышленно-экономический колледж»

____________________________

специальность 100701 Коммерция (по отраслям)

ДНЕВНИК

Наши рекомендации