Разработка главного технологического процесса
В зависимости от заданной производственной программы выбирается форма организации производства. Она зависит от типа производства. Под типом производства понимают совокупность признаков, определяющих организационно-технологическую характеристику производственного процесса, осуществляемого на одном рабочем месте (участке, цехе, предприятии в целом).
Различают три типа производства: единичные, серийные и массовые. На вагоноремонтных предприятиях совмещаются производства нескольких типов, причем преобладающим является серийное производство. В условиях серийного производства наиболее прогрессивной формой организации производственного процесса является поточный метод, при котором достигается высокая производительность труда, качество продукции и технико-экономические показатели.
Несмотря на очевидные достоинства поточного метода, целесообразность использования этой формы организации производства должна быть обоснована. Решающим условием целесообразности применения потока при ремонте вагонов и их узлов является наличие соответствующего объема работ для загрузки поточных линий. Это условие и используется в курсовой работе в качестве основного критерия для обоснования применения поточной организации производства в проектируемом подразделении.
В основу расчета минимального выпуска изделий, при котором организация поточных линий целесообразна, положена аналитическая зависимость пропускной способности поточной линии:
(4)
где m | – | количество позиций поточной линии; |
n | – | величина транспортной партии (количество объектов, |
расположенных на одной позиции поточной линии), шт; | ||
Фд | – | действительный годовой фонд рабочего времени поточной |
линии, ч; | ||
Тпл | – | длительность технологического цикла ремонта или |
изготовления изделия на поточной линии (простой), ч. |
Так как поточная линия может быть организована при m > 3 или m = 3, то минимальное количество выпускаемых изделий определяется из соотношения:
(5)
Например, из опыта работы заводов принимают n, равным 1 или 2, а Тпл – по таблице 2 (для вагоноремонтных заводов).
Таблица 2
Нормы простоя вагонов и тележек в цехах ВРЗ, ч
Типы вагонов | Цех разборки | ЦПВ (цех подготовки вагонов) | ВСЦ (вагоно-сборочный цех) | Малярный цех | Тележечный цех |
Полувагоны 4-осные | 2,25 | 10,2 | 10–20 | 2–4 | |
Крытые 4-осные | 8–9,2 | 4,5–6,0 | 12,0 | 2–4 |
Окончание табл. 2
Полувагоны с повышенным объемом ремонта | 9,2 | 16–18 | 10–20 | 2–4 | |
Пассажирские | 34–36/32 | 84–96/16 | 52–80/28 | 30–64/12 | 13–16/13 |
Цистерны | 32–36 | – | – |
Примечание: в числителе – капитальный ремонт КР-2, в знаменателе – КР-1.
Данные о количестве позиций m на поточных линиях по ремонту вагонов и тележек приведены в таблице 3. Значение Фд выбирается по нормам проектирования.
Таблица 3
Количество позиций на поточных линиях
при капитальном ремонте вагонов
Типы вагонов | Количество позиций m | ||||
Цех разборки | ЦВП (цех подготовки вагонов) | Цех вагоно-сборочный | Цех малярный | Цех тележечный | |
Полувагоны | 3–4 | 6–12 | 8–15 | 2–4 | 6–8 |
Крытые | 3–4 | 2–4 | 6–8 | ||
Пассажирские ЦМВ | 3–6 | 3–5 | 5–7 | 6–8 | |
Цистерны | – | – | 8–12 | – |
Например, для организации тележек грузовых вагонов на поточной линии минимальное количество ремонтируемых тележек при двухсменной работе и длительности (простое) ремонта Тпл = 4 ч.
Nmin шт.
Обоснованием целесообразности применения поточного метода ремонта вагонов (узлов) является реализация условия:
Пг ≥ Nmin.