Тема 7. Отражение в ценах издержек производства и чистого дохода
Приступая к изучению темы, следует определить важность такого показателя как себестоимость. Себестоимость - один из наиболее важных качественных показателей, отражающих результаты производственно-хозяйственной деятельности организации. Она выступает как исходная база для формирования цен на произведенную продукцию и оказанные услуги, а также оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности и т. д.
Себестоимость – это затраты, связанные с использованием в процессе производства материалов, энергии, топлива, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат, связанных с производством и реализацией продукции; выраженные в денежной форме затраты организации на производство и реализацию продукции. В себестоимости находит свое отражение стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов труда, части стоимости живого труда, покупных изделий и полуфабрикатов, производственные услуги сторонних организаций.
Единый в РФ порядок включения затрат в себестоимость регламентируется "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли". В соответствии с этим Положением существует:
- поэлементная группировка затрат, которая включает элементы:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) единый социальный налог;
4) амортизация основных фондов;
5) прочие затраты;
- постатейная группировка затрат, которая включает статьи:
1) сырье и материалы за вычетом возвратных отходов;
2) покупные изделия, полуфабрикаты и производственные ус луги сторонних предприятий;
3) топливо и энергия на технологические цели;
4) основная заработная плата производственных рабочих;
5) дополнительная заработная плата производственных рабочих;
6) единый социальный налог от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;
7) расходы по содержанию оборудования (амортизация оборудования, зарплата рабочих по ремонту оборудования и др.);
8) прочие цеховые расходы (амортизация зданий цеха, зарплата персонала цеха и др.);
9) общепроизводственные расходы (амортизация зданий заводоуправления, заработная плата с отчислениями работников заводоуправления, канцелярские и командировочные расходы и др.);
10) общехозяйственные расходы (аренда помещений, реклама, представительские расходы, некоторые налоги и др.);
11) внепроизводственные расходы (расходы по реализации гото вой продукции, на тару, упаковку, транспортные).
Статьи затрат в свою очередь делятся на прямые (статьи 1-6) и накладные (статьи 7-11). Прямые затраты непосредственно связаны с технологическим процессом производства. Накладные (косвенные) расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.
Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям и центрам затрат устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
Для обоснования конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. Для целей калькуляции себестоимости единицы продукции служит постатейная группировка (по калькуляционным статьям), где все затраты распределяются по месту возникновения и производственному назначению с учетом того, где и на какие цели затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы. Поэлементная группировка не дает возможности рассчитать себестоимость единицы продукции. Назначение элементной группировки - определение затрат на производство всего объема продукции, при этом отдельные виды расходов объединяются по признаку однородности, независимо от того, где и на что были израсходованы.
Далее рекомендуется проанализировать прибыль в составе цены.
Прибыль - это форма дохода, полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС и акцизов и затрат на производство и реализацию продукции.
Существуют следующие виды прибыли:
- прибыль от реализации;
- прибыль валовая;
- прибыль налогооблагаемая;
- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;
- прибыль чистая;
- прибыль нераспределенная.
После уплаты налогов предприятия получают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, часть которой отчисляют в резервный фонд, предназначенный для покрытия непредвиденных потерь. Полученная после этого чистая прибыль делится в определенном соотношении на фонд накопления и фонд потребления. За счет фонда накопления предприятия могут осуществлять финансирование различны) инвестиционных проектов, подготовку и переподготовку кадров. За счет фонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятия, содержание учреждений социальной сферы.
Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен на получение максимально возможной прибыли. Государство также должно быть заинтересовано в увеличении прибыли предприятий, т. к. в структуре доходов государственного бюджета налог на прибыль занимает второе место после НДС.
Увеличение прибыли можно достигнуть за счет увеличения объема продаж, уменьшения себестоимости или роста цены. В нашей экономике в условиях инфляции предприятия добиваются максимизации прибыли, как правило, за счет увеличения цены.
Относительной величиной прибыли является рентабельность Следует учесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Существует не сколько видов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельность продаж и др. Для ценообразования важна рентабельной: затрат (рентабельность продукции). Она показывает эффективности выпуска, т. к. отражает взаимосвязь массы прибыли от реализации продукции и затрат на ее производство.
Одной из сложных проблем ценообразования является определение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. По Закону РФ "О естественных монополиях" от 1995 г цены регулируются путем определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, использования предельного норматива рентабельности. При этом ориентиром служит уровень рентабельности, сложившийся в конкурентных отраслях экономики.
Наценки посредников в цене товара
Оптовую закупку, хранение и продажу продукции розничным продавцам осуществляют предприятия оптовой торговли. Они несут расходы по закупкам товаров и их реализации.
Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Это цена за услуги оптового звена, включающая расходы по закупке, хранению, комплектации, сортировке, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль оптовой организации, необходимая для нормальной деятельности. Таким образом, оптовая снабженческо-сбытовая надбавка состоит из 2 основных элементов: издержек обращения и прибыли. Снабженческо-сбытовая надбавка устанавливается к отпускной цене предприятия - производителя без НДС.
Если предприятия-изготовители отпускают продукцию по свободной отпускной цене, то снабженческо-сбытовые надбавки также устанавливаются самостоятельно субъектами оптового звена с учетом конъюнктуры рынка.
Если товар поступает от поставщиков, находящихся за пределами России (страны СНГ, зарубежные страны), то уплачиваемые таможенным органам пошлины, сборы, платежи учитываются в затратах снабженческо-сбытовых организаций.
Расходы, связанные с реализацией товара розничными торговыми предприятиями населению, возмещаются через торговую надбавку. Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка. Если по определенным товарам применяются регулируемые торговые надбавки, то предприятия торговли используют торговые надбавки установленных размеров. Органы власти устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к цене на продукты детского питания, лекарственные средства, продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания в школах и др.
В торговую надбавку включаются издержки розничного продавца, в том числе транспортные расходы по доставке товара от поставщика (в зависимости от вида франко), другие расходы по закупке и реализации товаров розничной торговой организаций, а также прибыль и НДС. Таким образом, торговая надбавка состоит из 3 элементов: издержки обращения, прибыли торговой организации и НДС.
Величина издержек обращения связана с условиями купли продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товаров, тем больше издержки обращения, тем выше уровень продажной цены. Поэтому создание крупных оптово-торговых фирм может способствовать удешевлению товародвижения. Крупный оптовик делает большие заказы производителям. Крупный оптовик не завышает прибыль на единицу товара, а увеличивает массу прибыли в зависимости от массы товара.