Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное


Рис. 31.Кривая ACL (первый тип)

время (уже при небольшом

увеличении размеров пред-

приятия и объема выпуска),

постоянный действует долго (до тех пор, пока не произойдет значи- тельное увеличение размеров предприятия и выпуска), отрицатель- ный наступает не скоро, но нарастает быстро. В таких отраслях АСL остаются постоянными практически на всем долговременном пе- риоде, а их минимум достигается незначительным изменением объема производства. Здесь одинаково эффективны и мелкие, и крупные фир- мы: с объемом выпуска и Q1, и Q2 (деревообработка и мебельное про- изводство).



Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru С (руб.)

Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru 0

min

ACL

Q (ед.)

В некоторых отраслях положительный эффект масштаба производства действует длительное время (рис. 32).

Средние издержки в таких отраслях достигают своего минимума лишь по- сле значительного увеличе- ния размеров предприятия и объема выпуска продук- ции. Это требует больших

Рис. 32.Кривая ACL (второй тип)

затрат ресурсов в течение

продолжительного време-

ни. Они под силу лишь немногим гигантским фирмам отраслей тяже- лой промышленности (металлургия, машиностроение и др.). Мелкие фирмы здесь нежизнеспособны: они не могут увеличить свои предпри- ятия до того громадного размера, при котором обеспечивается мини- мум средних издержек и положительный эффект масштаба полностью исчерпывается.

Кривая долгосрочных средних издержек для отраслей, в которых

Положительный эффект масштаба очень быстро полностью исчер-

пывается и сразу сменяется отрицательным представлена на рис. 33.

Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru С (руб.)

min

AC L

Q (ед.)

Минимум АСL насту- пает уже при небольшом увеличении размеров пред- приятия и объема выпуска. В таких отраслях жизнеспо- собны мелкие фирмы: они могут расширять свои пред- приятия до того размера, при котором обеспечивается максимум эффективности производства (предприятия розничной торговли, швей- ные, обувные).

Издержки производ-

Рис. 33.Кривая ACL (третий тип)

ства, в краткосрочном и в





долгосрочном периодах могут изменяться и при постоянных объемах выпуска и масштабах производства. Эти изменения могут быть вызва- ны изменением цен на ресурсы либо изменением технологии и произ- водительности ресурсов. И в том и другом случае изменяется уровень издержек производства при каждом данном объеме выпуска и мас- штабе производства. Графически такие изменения отражаются в сме- щении кривых всех видов издержек вверх или вниз.

Виды доходов фирм

Предпринимательские фирмы производят и продают товары и услуги ради получения прибыли. Решая вопросы о работе на рынке дан- ного товара и об объеме выпуска и предложения, фирмы сопоставляют издержки производства со своими денежными доходами. Различают следующие виды доходов предпринимательских фирм (продавцов):

общий, или валовой доход (TR – от англ. total return) – сумма денежной выручки от продажи определенного количества товара по определенной цене. Он рассчитывается умножением цены товара на

количество проданных единиц: TR=P⋅Q. Его величина находится в

прямой зависимости от цены и объема продаж;

средний доход (AR – от англ. average return) – сумма денежной выручки в расчете на единицу проданного товара. Он рассчитывается делением суммы общего дохода на количество проданных единиц и

всегда равен продажной цене:

AR = TR = P ⋅Q = P;

Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru Q Q

предельный доход (MR – от англ. marginal return) – сумма, на которую изменяется величина общего дохода при изменении объема продаж на одну единицу. Он рассчитывается делением прироста обще-

Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru го дохода на прирост объема продаж: MR= ∆TR .

∆Q

Его величина может быть равна продажной цене, если все еди-

ницы продукта можно продавать по одинаковой цене:

MR = TR = P ⋅ ∆Q = P.

∆Q ∆Q

Если же объем продаж может быть увеличен только при сни- жении цены, то величина предельного дохода при каждом объеме про- даж (кроме первой единицы) будет меньше цены, по которой продает- ся продукция, на сумму потерь от продажи всех прежних единиц продукции по сниженной цене:

MR = ДTR = P ДQ + ( ДP)Q = P − ДP ⋅Q ;

ДQ ДQ ДQ

чистый доход или прибыль (NR). Она равна разнице между сум-

мой общего дохода и суммой общих издержек: NR=TR–TC, либо произве-

дению средней прибыли и объема продаж NR=ANR·Q=(AR –AC)⋅Q. А так

как средний доход (AR) равен цене, то сумма прибыли зависит от со-

отношения цены и средних издержек и от объема продаж;

средняя прибыль (ANR) – это величина прибыли в расчете на единицу проданной продукции. Она рассчитывается делением суммы

Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru прибыли на объем продаж ( NR ), либо как разница между средним

Q

доходом (ценой) и средними издержками (AR – AC);

предельная прибыль (MNR) – величина, на которую изменяется сумма прибыли при изменении объема продаж на одну единицу. Она равна отношению прироста прибыли к приросту объема продаж

Которых положительный эффект масштаба дейст- вует непродолжительное - student2.ru (MNR= ∆NR ), либо разнице между дополнительным (предельным)

∆Q

доходом и дополнительными (предельными) издержками от продажи дополнительной единицы продукции (MR – MC).

В связи с делением издержек на явные и неявные различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – это разность между общим доходом и

явными эксплицитными издержками производства. Часть бухгалтерской прибыли, равная сумме неявных (имплицитных) издержек, представляет собой нормальную прибыль фирмы. Часть бухгалтерской прибыли, превышающая величину нормальной прибыли, составляет экономиче- скую прибыль. Экономическую прибыль можно также определить как часть общего дохода за вычетом экономических издержек.

Наши рекомендации