Методические указания магистрантам по организации самостоятельной работы
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности студента в аудитории, при внеаудиторных контактах с преподавателем на консультациях и домашней подготовке.
В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);
· подготовка докладов;
· написание рефератов;
· составление презентаций;
· подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;
· составление списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний;
· выполнение микроисследований;
· подготовка практических разработок;
· выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;
· написание эссе;
· выполнение контрольных работ;
· подготовка к зачетам и экзаменам;
· компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов.
(В зависимости от особенностей факультета перечисленные виды работ могут быть расширены, заменены на специфические).
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
· текущие консультации;
· коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);
· прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);
· прием и защита лабораторных работ (во время их проведения);
· решение кейсов и ситуационных задач (во время практических занятий);
· участие в деловых играх (во время практических и лабораторных занятий);
· выполнение курсовых работ в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);
· выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита);
· прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);
· выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.
Контрольно-измерительные материалы
Тесты по дисциплине
1. Выберите наиболее точное определение логистики как научного направления:
а) логистика – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и сопутствующих им потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя;
б) логистика – это теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков в человекомашинных системах;
в) логистика – это научное учение о системном планировании, управлении и контроле материальных потоков, потоков энергетических, информационных, а также потоков пассажирских;
г) нет правильного ответа.
2. Принципом логистики не является принцип:
а) системности;
б) обратной связи;
в) оптимальности;
г) гибкости;
д) надежности поставок;
е) компьютеризации;
ж) регулярности.
3. Что является основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике?
а) информационный и финансовый потоки;
б) финансовый поток;
в) материальный поток;
г) материальный и все сопутствующие потоки;
д) информационный поток;
е) нет правильного ответа.
4. Что такое материальный поток в логистике?
а) продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия;
б) находящиеся в движении материальные ресурсы и незавершенное производство данной организации бизнеса, к которым применяются логистические операции;
в) продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью упакованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю;
г) находящиеся в движении материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции;
д) предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полу- фабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства;
е) нет правильного ответа.
5. Какую размерность не может иметь материальный поток?
а) т/год;
б) шт./ч;
в) ед./сутки;
г) чел./ч;
д) кг/сутки;
е) нет правильного ответа.
6. Что подразумевается под логистической операцией?
а) сложная организационная деятельность в пределах одного звена логистической системы;
б) любое действие, подлежащее дальнейшей декомпозиции с целью решения поставленной задачи по оптимизации информационных и финансовых потоков конкретной организации бизнеса;
в) совокупность действий, направленных на оптимизацию потоковых процессов конкретной организации бизнеса, осуществляемая в строго установленном порядке;
г) совокупность действий, направленных на производство готовой продукции или услуг;
д) любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках по- ставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков;
е) нет правильного ответа.
7. Что в логистике понимается под логистической системой?
а) сложная организационно завершенная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи этих звеньев имеют различное функциональное назначение;
б) совокупность действий, направленных на производство готовой продукции или услуги, востребованных потребителем в определенное время;
в) сложная совокупность функциональных элементов (звеньев), взаимосвязанных в едином процессе производства и сбыта готовой продукции конечному потребителю;
г) сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними и (или) внешними целями;
д) организационно завершенная экономическая система, решающая задачи оптимизации движения материальных потоков на макрологистическом уровне;
е) нет правильного ответа.
8. Что в логистике принято понимать под логистической функцией?
а) любое действие, подлежащее дальнейшей декомпозиции с целью решения поставленной задачи по оптимизации информационных и финансовых потоков конкретной организации бизнеса;
б) обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач;
в) любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках по- ставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков;
г) обособленная совокупность логистических операций, направленных на по- вышением конкурентоспособности промышленных организаций;
д) сложная организационная деятельность, которая состоит в организации процесса управления материальными потоками, задача которой заключается в максимизации прибыли организации бизнеса;
е) нет правильного ответа.
9. К глобальным задачам логистики не относятся:
а) достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях не- стабильной обстановки на рынке;
б) моделирование логистических систем и условий их надежного функцио- нирования;
в) увеличение запасов в сфере снабжения;
г) нет правильного ответа.
10. К общим задачам логистики не относятся:
а) создание интегрированной системы регулирования материальных и ин- формационных потоков;
б) контроль за движением материальных потоков;
в) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
г) стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
д) прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;
е) прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;
ж) распределение транспортных средств;
з) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
и) оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов;
к) увеличение количества складов для хранения готовой продукции.
11. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие «транспортная логистика»:
а) одна из функциональных подсистем логистики организации;
б) управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами;
в) управление материально-техническим обеспечением предприятия;
г) прикладная наука об управлении материальными потоками в процессе ма- териально-технического обеспечения производства;
д) комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными по- токами в процессе доведения готовой продукции до потребителя.
12. Перечислите основные задачи, решаемые закупочной логистикой:
а) налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;
б) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и рас- пределении за счет создания страховых и сезонных запасов;
в) поддержка и повышение качества закупаемых материальных ресурсов;
г) верны ответы а, в;
д) все ответы верны.
13. К задачам закупочной логистики не относятся:
а) выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и ком- плектующих изделий;
б) обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них;
в) соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий;
г) создание максимального сезонного запаса материальных ресурсов в сфере снабжения.
14. К функциям логистики закупок не относятся:
а) формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогно- зирование потребности в них;
б) сокращение производственного цикла;
в) получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
г) выбор поставщиков;
д) определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
е) согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на по- ставку;
ж) контроль за сроками поставки материалов;
з) входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
и) доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
к) поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
15. Выберите определение, наиболее точно отражающее понятие «логистика производства»:
а) наука и практика прогрессивных форм и методов организации производственно-логистической деятельности;
б) наука и практика системного управления потоковыми процессами в орга- низационно-экономических системах;
в) одна из функциональных подсистем логистики фирмы;
г) регулирование производственного процесса в пространстве и во времени;
д) планирование, организация материальных и сопутствующих потоков и управление ими.
16. Что является готовым продуктом для промышленного предприятия?
а) деталь;
б) изделие;
в) комплектующее;
г) комплект;
д) сборочная единица.
17. В карточке отбора фиксируются:
а) вид и количество деталей, попавших в репрезентативную статистическую выборку для проведения контроля качества;
б) вид и наименование деталей, которые были отобраны как непригодные (бракованные) в ходе контроля качества;
в) вид и количество деталей, которые необходимо изготовить на предшествующем рабочем месте;
г) наименование и количество деталей, которые необходимо забрать из накопителя и доставить к месту потребления.
18. Сбои в поставках – это критический фактор, наиболее существенно влияющий на эффективность управления материальным потоком в системе:
а) ERP;
б) JIT;
в) MPR I;
г) OPT;
д) MRP II.
19. К требованиям современной организации движения материальных потоков в производстве не относятся:
а) обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции;
б) обеспечение максимальной непрерывности процесса производства;
в) обеспечение большего количества заказов готовой продукции от потребителя;
г) обеспечение максимальной надежности плановых расчетов и максимальной трудоемкости плановых работ.
20. Основными календарно-плановыми нормативами организации производ- ственного процесса во времени не являются:
а) длительность производственного цикла детали;
б) нормативный размер партии деталей;
в) размер запасов материальных ресурсов в сфере снабжения;
г) длительность производственного цикла изготовления изделия.
21. Различается ли семантика терминов «сбыт», «распределение» и «дист- рибьюция»?
а) нет, перечисленные термины являются синонимами;
б) различаются только термины «сбыт» и «распределение»;
в) различаются лишь термины «сбыт» и «дистрибьюция»;
г) различаются только термины «дистрибьюция» и «распределение»;
д) да, и существенно.
22. Что является объектом изучения сбытовой логистики?
а) материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки;
б) товарно-материальный поток;
в) информационный и сервисный потоки;
г) материальный и финансовый потоки;
д) организация и управление рациональным процессом продвижения продукции от продуцента (производителя) к конечному потребителю.
23. К задачам сбытовой логистики, решаемым на микроуровне, не относятся:
а) планирование процесса реализации;
б) выбор упаковки продукции, ее комплектация, и консервирование;
в) организация отгрузки продукции;
г) контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю;
д) составление планов производства и снабжения материальными ресурсами;
е) организация послепродажного обслуживания.
24. К задачам сбытовой логистики на макроуровне не относятся:
а) выбор схемы распределения материальных потоков;
б) управление страховыми запасами готовой продукции;
в) формирование каналов распределения;
г) размещение распределительных центров.
25. Распределительный канал – это:
а) совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услуг на пути от производителя к потребителю;
б) физическая среда взаимодействия розничных и оптовых торговцев;
в) совокупность отделов организации, занимающихся логистической дея- тельностью.
26. Запасы в логистике – это:
а) материальные ценности, ожидающие производственного или личного по- требления;
б) счета 10, 20, 40 бухгалтерского плана счетов;
в) материальные ценности на складах предприятия;
г) материальные, финансовые и другие ценности, ожидающие производственного или личного потребления;
д) материальные ценности, ожидающие производственного потребления.
27. Запасы в производстве – источник ... риска для компании:
а) кратковременного;
б) среднесрочного;
в) долговременного;
г) высокого;
д) низкого.
28. Управление запасами в логистической системе происходит:
а) на этапе снабжения производства;
б) в основном производстве;
в) на этапе распределения готовой продукции;
г) на всем протяжении логистической цепи, кроме производства;
д) на всем протяжении логистической цепи.
29. Главная цель управления запасами в логистической системе:
а) сокращение объема запасов;
б) минимизация затрат на управление запасами;
в) не допустить дефицита производства;
г) обеспечить высокий уровень обслуживания;
д) снизить количество запасов в пути.
30. Укажите издержки, возникающие в связи с дефицитом запасов:
а) издержки в связи с невыполнением заказа;
б) издержки в связи с потерей сбыта;
в) издержки в связи со страхованием запасов;
г) издержки в связи с потерей заказчика;
д) издержки в связи с порчей и кражей.
31. Точка заказа зависит от:
а) условий хранения запасов;
б) спроса, продолжительности доставки, объема страхового запаса;
в) объема склада, потребностей производства;
г) характера потребления запасов, стоимости единицы продукции;
д) установленного уровня обслуживания в данном сегменте рынка.
32. Оптимальный размер заказа зависит от:
а) времени поставки;
б) затрат на поставку продукции;
в) потребности в заказываемом продукте;
г) затрат на хранение запасов;
д) максимально желательного объема запасов.
33. Классификация запасов с помощью АВС-распределения осуществляется по:
а) поставщикам;
б) стоимости запасов;
в) натуральному объему запасов;
г) площади, занимаемой данным видом продукции на складе;
д) характеру потребления.
34. Транспорт в логистике – это:
а) отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов;
б) сфера производства материальных услуг;
в) проводник материального потока;
г) одна из наиболее затратных функциональных подсистем предприятия;
д) обособленная подсистема, требующая повышенного внимания руководства.
35. Перечислите основные организационные принципы транспортировки. Это экономия за счет:
а) использования более дешевого транспорта;
б) масштабов грузоперевозки;
в) удлинения сроков поставки;
г) допущения дефицита производства;
д) дальности маршрута.
36. Грузоперевозки в логистической системе происходят:
а) на этапе снабжения производства;
б) в основном производстве;
в) на этапе распределения готовой продукции;
г) на всем протяжении логистической цепи, кроме производства;
д) на всем протяжении логистической цепи.
37. Преимущество железнодорожного транспорта состоит в:
а) возможности перевозок больших партий грузов в разные районы страны;
б) оперативности перевозок практически в любую точку страны, возможности экспедирования;
в) больших объемах перевозок, больших расстояниях;
г) высокой скорости, незаменимости в экстренных условиях;
д) перевозке больших партий, широком использовании при международной торговле.
38. Преимущество водного транспорта состоит в:
а) возможности перевозок больших партий грузов в разные районы страны;
б) оперативности перевозок практически в любую точку страны, возможности экспедирования;
в) больших объемах перевозок, больших расстояниях;
г) высокой скорости, незаменимости в экстренных условиях;
д) перевозка больших партий, широком использовании при международной торговле.
39. Преимущество трубопроводного транспорта состоит в:
а) возможности перевозок больших партий грузов в разные районы страны;
б) оперативности перевозок практически в любую точку страны, возможности экспедирования;
в) больших объемах перевозок, больших расстояниях;
г) высокой скорости, незаменимости в экстренных условиях;
д) перевозке больших партий, широком использовании при международной торговле.
40. Преимущество воздушного транспорта состоит в:
а) возможности перевозок больших партий грузов в разные районы страны;
б) оперативности перевозок практически в любую точку страт возможности экспедирования;
в) больших объемах перевозок, больших расстояниях;
г) высокой скорости, незаменимости в экстренных условиях;
д) перевозке больших партий, широком использовании при международной торговле.
41. Преимущество автомобильного транспорта состоит в:
а) возможности перевозок больших партий грузов в разные районы страны;
б) оперативности перевозок практически в любую точку страны, возможности экспедирования;
в) больших объемах перевозок, больших расстояниях;
г) высокой скорости, незаменимости в экстренных условиях;
д) перевозке больших партий, широком использовании при международной торговле.
42. В чем суть понятия «информационная логистика»?
а) информационная логистика – функциональная подсистема управления производственно-хозяйственной деятельностью организации;
б) информационная логистика – наука об управлении информационными потоками логистической организации;
в) информационная логистика – наука о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах и их окружении на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и оптимальными издержками);
г) информационная логистика идентична понятию «информатика»;
д) суть понятия «информационная логистика» ничем не отличается от понятия «логистика».
43. Какие из перечисленных ниже принципов не относятся к принципам формирования логистической информации?
а) демократический демократизм;
б) оперативность реагирования на сбои и отклонения;
в) своевременность;
г) точность;
д) доступность.
44. К работам логистического сервиса не относятся:
а) предпродажные;
б) работы по оказанию услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров;
в) привлечение потребителей продукции;
г) послепродажный логистический сервис.
45. К критериям качества логистического сервиса не относятся:
а) гибкость поставки;
б) надежность поставки;
в) надежность в прогнозе сбыта готовой продукции;
г) длительность выполнения заказа.
46. Какие вопросы решает микрологистика?
а) оперативные вопросы движения информационного потока в пространстве;
б) локальные вопросы отдельных фирм и предприятий;
в) вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей;
г) нет правильного ответа.
47. Что из нижеперечисленного не может быть обозначено как логистическое звено?
а) цех промышленного предприятия;
б) коммерческий банк;
в) транспортное предприятие;
г) сбытовой посредник;
д) нет правильного ответа.
48. Какие вопросы решает макрологистика?
а) оперативные вопросы движения материального потока в пространстве;
б) локальные вопросы отдельных фирм и предприятий;
в) вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей и с выработкой общей концепции закупок и распределения;
г) нет правильного ответа.
49. В чем суть логистической системы «толкающего» типа?
а) система, в которой размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов и готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня;
б) система организации производства, основанная на карточках KANBAN;
в) система, для которой характерно производство деталей, компонентов, по- луфабрикатов и сборка из них готовой продукции в соответствии с жестко заданным производственным расписанием;
г) нет правильного ответа.
50. В чем суть логистической концепции «точно в срок»?
а) современная концепция построения логистической системы, основанная на методе приспособления к изменениям в производственном процессе в результате сбоев на линии или изменения спроса на выпускаемую продукцию;
б) классическая концепция построения логистической системы в производстве, снабжении и дистрибьюции, позволяющая иммобилизировать денежные средства фирм на создание страховых запасов;
в) современная концепция построения логистической системы в производстве, снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов;
г) нет правильного ответа.