Методы государственного регулирования товарного обращения
Государственное регулирование товарного обращения способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, и, следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.
Государственное регулирование товарного обращения осуществляется разнообразными методами, которые можно объединить в четыре группы:
♦ правовые нормы;
♦ финансово-экономические рычаги;
♦ защита прав потребителей;
♦ регулирование торговой практики.
Создавая правовые основы для принятия экономических решений, государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие права собственности, а также предпринимательскую деятельность, направленную на производство и реализацию доброкачественных товаров и услуг. Особое значение имеют специальные законодательные акты, обеспечивающие равные возможности для соперничества на рынке. Совокупность правил, обеспечивающих рыночную конкуренцию, получила название антимонопольного (антитрестовского) законодательства. В Российской Федерации с 1991 г. действует федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. ФЗ от 09.10. 2002 №122-ФЗ). Антимонопольное законодательство применяется во всех развитых странах. Оно направлено не на формальный запрет монополий, а на ограничение их деятельности, способствует поддержанию конкуренции, особенно применительно к мелким и средним фирмам. В современном мире оно чаще всего сводится к регулированию ограничительной деловой практики: раздела рынка, вертикального и горизонтального фиксирования цен, дискриминации в торговле и т. п.
При этом уровень предельно допустимой монополизации на рынке определенного товара, после которого к хозяйствующему субъекту применяются санкции, — 35% рынка.
В системе финансово-экономических рычагов одной из центральных проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некоторые товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен. Государственное регулирование цен сочетается с финансово-кредитными мерами воздействия на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).
В системе государственного регулирования рынка и товарного обращения важное место занимают вопросы защиты прав потребителей. Специалисты стран с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с интересами владельцев капиталов и рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать.
В целях предотвращения проникновения на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека товаров существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.
В развитых странах интересы потребителей представляют многие правительственные и неправительственные организации и учреждения, действующие на основе получения прибыли и не преследующие цели получения прибыли.
Особую группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:
♦ Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.
♦ Информировать предприятия о том, что запрещено.
♦ Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.
Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались и применяются разнообразные методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели — обеспечить:
♦ Производителю – свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;
♦ Потребителю – свободу выбора товаров и услуг, безопасность их потребления;
♦ третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, – учет интересов.
Соотношение и масштабы использования различных групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране.
Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю. Особого внимания заслуживает зарубежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка.
Такая информация необходима:
♦ предпринимателям – при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;
♦ покупателям – для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.