Концепция рыночной власти в микроэкономике
Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Рыночная власть в зависимости от степени совершенства конкуренции может проявляться через монополию, монопсонию, монополистическую конкуренцию олигополию, картель. Следует рассмотреть их подробно.
1. Монополия.
Монополия — это рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей. Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мыувидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки).
Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости, от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).
На рис. 11.1 кривая рыночного спроса Dявляется кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода MR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Рис. 11.1. График максимизации прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам
Можно показать также, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль π равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию от Q:
π (Q) = R(Q) - C(Q).
По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т.е. ∆π/∆Q = 0). Тогда
∆π/∆Q = ∆R/∆Q - ∆C/∆Q = 0.
Но ∆R/∆Q является предельным доходом, а ∆С/∆Q - предельными издержками, и поэтому условием максимизации прибыли является
MR - МС = 0 или MR = МС.
2. Монопсония.
Монопсония – рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем.
В отличие от цены на рынке свободной конкуренции цена, которую монопсонист платит, представляет собой функцию его спроса. Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена.
Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплатили бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.
Частично власть монопсонии определяется количеством покупателей на рынке. Если там только один покупатель (чистая монопсония), монопсоническая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонической властью обладает покупатель. Когда имеется несколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно конкурируют покупатели за предложение.
Вывод 1. Власть монополий и монопсонии - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
3. Монополистическая конкуренция.
Рынок монополистической конкуренции продавцов аналогичен совершенно конкурентному рынку в том смысле, что на нем также много фирм и проникновение на рынок новых фирм не ограничено. Но он отличается от совершенно конкурентного рынка тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или престижности, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки товара. Размер монопольной власти, которым обладает фирма, зависит от успеха в дифференциации своего продукта по сравнению с продуктами других фирм.
Монополистический конкурентный рынок обладает двумя ключевыми характеристиками: во-первых, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты, которые имеют высокую норму замещения одного другим, но не абсолютно взаимозаменяемы. (Другими словами, эластичность спроса от цены велика, но не бесконечна). Во-вторых, проникновение новых фирм на рынок не ограничено - новым фирмам несложно вступить на рынок со своими фирменными марками, а существующим фирмам - выйти, если их товары перестали пользоваться спросом.
Чтобы увидеть, почему свободный доступ на рынок является важным требованием, сравним рынки зубной пасты и автомобилей. Рынок зубной пасты подвержен монополистической конкуренции, а рынок автомобилей лучше характеризовать как олигополию. Для других фирм относительно просто создать новые марки зубной пасты, которые могли бы конкурировать с марками «Крест» и «Колгейт». Это ограничивает прибыльность производства марок «Крест» или «Колгейт». Если бы прибыль была велика, другие фирмы затратили бы необходимые средства (на разработку, производство и рекламу), чтобы представить на рынок товары своей собственной марки, которые сократят доли реализации на рынке и прибыльность «Крест» и «Колгейт».
Автомобильный рынок также характеризуется дифференциацией продукта. Однако большой эффект масштаба делает вступление новых фирм затруднительным. Поэтому вплоть до середины 70-х годов ХХ века три крупнейших автомобилестроителя США владели большей частью рынка.
4. Олигополия.
На олигопольных рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление на эти рынки новых фирм затруднено. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигопольных отраслях промышленности частично зависят от того, как взаимодействуют фирмы. Например, если взаимодействие имеет тенденцию к сотрудничеству, а не к конкуренции, фирмы могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль.
В некоторых олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, а в других - агрессивно конкурируют, хотя это и приводит к снижению прибыли.
На олигопольном рынке продукция может быть или не быть дифференцированной. Главное значение имеет то, что только несколько фирм производят всю или почти всю продукцию. На ряде олигопольных рынков некоторые или все фирмы зарабатывают значительную прибыль на долговременном этапе, потому что ограничение доступа на олигопольный рынок делает сложным или невозможным выход на рынок новых фирм. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Олигопольными отраслями промышленности в США являются автомобильная промышленность, производство стали, алюминия, нефтехимикатов, электрооборудования и компьютеров.
Управление фирмой на олигопольном рынке усложнено из-за стратегических решений по ценообразованию, объему производства, рекламе и капиталовложениям. Так как конкурируют лишь несколько фирм, каждая фирма должна тщательно взвесить свои действия и их влияние на соперников, а также реакцию соперников.
Можно представить процесс принятия такого рода решений на примере дуополии (две фирмы конкурируют друг с другом).
Такая модель представлена французским экономистом О. Курно в 1838 г.
Пусть фирмы производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают свои решения в одно и то же время. При принятии производственных решений каждая фирма должна помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм.
Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объему производства.
Модель Курно может быть также применена к рынкам, на которых фирмы производят заменяемые товары и конкурируют, устанавливая цену. При равновесии каждая фирма максимизирует свою прибыль, зная цены своих конкурентов, и поэтому все они не имеют стимула менять цену.
Вывод 2. На рынке монополистической конкуренции фирмы конкурируют, продавая дифференцированные виды продукции, которые в большей степени взаимозаменяемы. На олигопольном рынке вся или почти вся продукция приходится лишь на несколько фирм. Ограничение доступа на рынок позволяет ряду фирм получать значительные прибыли даже на долговременном этапе.
5. Картель.
Картели являются довольно распространенными рыночными структурами. В силу своей простоты и эффективности они могут активно использоваться в машиностроении.
На картелизированном рынке некоторые или все фирмы вступают в откровенный сговор - они сообща координируют свои цены и объемы производства, чтобы максимизировать свои совместные прибыли. Картели могут возникать на рынках, которые ранее были конкурентными, как это было с ОПЕК или с международным картелем бокситов.
На первый взгляд картель может показаться чистой монополией. Фирмы в картеле кажутся действующими как части одной большой компании. Но картель отличается от монополии двумя важными "аспектами. Во-первых, так как картели редко контролируют весь рынок, они должны считаться с тем, как их политика цен повлияет на объем производства некартелизированных предприятий. Во-вторых, члены картели не являются частями одной большой компании, и у них может появиться соблазн «обмануть» своих партнеров, снижая цены и захватывая часть рынка. В итоге многие картели имеют тенденцию к нестабильности и представляют собой временную рыночную структуру.
Вывод 3. Для предприятий машиностроения все формы организации рыночной власти могут быть использованы, т.к. машиностроение лежит в основе развития других отраслей. При этом прибыль может возрасти как за счет принятия эффективных стратегических решений, так и путем регулирования рыночных цен.