Координация и регулирование хода производства
Координация работ осуществляется в целях обеспечения согласованной работы производственных и функциональных подразделений организации (предприятия), участвующих в процессе изготовления изделий. Эту работу выполняет, как правило, группа менеджеров и специалистов производственно-диспетчерского отдела на межцеховом уровне и внутри каждого цеха — производственно-диспетчерское бюро. Общая координация функционирования взаимосвязанных цехов заключается в согласовании взаимодействия всех цехов и служб предприятия, четком установлении их целей и объема работ, корректировке программ в соответствии со складывающейся ситуацией. На межцеховом уровне управления координация включает:
• принятие мер по обеспечению равномерного хода производства и устранению «узких мест» из-за рассогласования в сроках поставки материалов, комплектующих изделий, технологического оснащения и т. д.;
• систематический контроль изготовления наиболее сложных сборочных единиц и агрегатов;
• координацию сроков изготовления изделий в соответствии с договорными обязательствами перед заказчиками;
• выяснение причин отклонения от плановых заданий;
• определение состава дополнительных работ и производственных заданий для их выполнения и состава резервов для их выполнения цехами;
• перераспределение обязанностей и ответственности между менеджерами на межцеховом уровне управления для устранения возникших отклонений в ходе производства;
• принятие мер для устранения возникших отклонений.
Оперативная координация работ в определенной мере совпадает с регулированием (диспетчеризацией) хода производства.
Регулирование — завершающий этап управления производством, на котором осуществляется процесс разработки и реализации решений по предупреждению отклонений и сбоев в ходе производства, а в случае их возникновения — по их незамедлительному устранению. Этим достигается безусловное выполнение производственных программ и оперативных плановых заданий.
При принятии решений по регулированию используются различные виды резервов: материальные (взаимозаменяемое оборудование, рабочие, взаимозаменяемые материалы, заготовки, детали и инструмент), временные (организации сверхурочных работ и дополнительных смен), организационные (возможность перераспределения ресурсов между цехами и участками).
Реализация решений по оперативному регулированию возложено на диспетчерские службы и линейных руководителей. Диспетчерский аппарат организации имеет, как правило, трехступенчатую структуру (табл. 6.2).
Таблица 6.2. Построение диспетчерского аппарата организации
Уровни управления | Диспетчерская служба | |
Организация | Планово (производственно) –диспетчерский отдел (ПДО) | |
Цех | Планово (производственно)-диспетчерское Бюро (ПДБ) | |
Участок | Диспетчер |
Организационное построение диспетчерского аппарата зависит от типа, характера и масштаба производства, производственной структуры организации. В крупной организации диспетчерская служба может быть подчинена директору по производству. В планово-диспетчерском отделе (ПДО), как правило, находится центральное диспетчерское бюро, возглавляемое главным диспетчером. В его ведении находятся диспетчерские группы, которые осуществляют взаимодействие со структурными подразделениями по обеспечению ритмичного хода производства. В состав центрального диспетчерского бюро входят диспетчерская группа по заготовительному производству, по механосборочным, обрабатывающим цехам, вспомогательному производству, а также по службам реализации и обеспечения подготовки производства.
Служба главного диспетчера выполняет следующие функции:
• контролирует ход выполнения производственной программы и принимает меры для ликвидации отставания от плана по заготовкам, деталям и сборочным единицам;
• принимает меры к предупреждению перебоев в ходе производства в результате нарушений в работе оборудования, несвоевременного обеспечения инструментом, материалами и полуфабрикатами; к соблюдению норм заделов в цехах основного производства;
. • осуществляет учет и анализ внутрисменных простоев оборудования.
Диспетчерский аппарат цеховых производственных подразделений контролирует и регулирует изготовление продукции по номенклатуре, закрепленной за подразделением, и выполняет следующие функции:
• сбор всей информации о ходе производства от производственных участков, о неполадках и отдельных задержках в производстве, мешающих выполнению плановых заданий текущего дня или смены;
• руководство выполнением цехом суточных заданий и оперативного графика изготовления деталей;
• наблюдение за комплектным и своевременным снабжением участков материалами и инструментом;
• выдача оперативных распоряжений и указаний участкам и службам цеха по устранению задержек в производстве и контроль их выполнения;
• регулирование отпуска участкам дефицитных материалов и контроль поступления их в цех;
• контроль работы служб, осуществляющих подготовку производства;
• информирование руководства цеха и начальника планово-диспетчерского бюро (ПДБ) о неполадках, требующих их непосредственного вмешательства ;
• составление диспетчерских рапортов о ходе выполнения суточных заданий;
• контроль своевременного выхода из ремонта оборудования.
Эффективность деятельности диспетчерской службы во многом зависит от организации взаимосвязи и взаимодействия центральной диспетчерской службы с другими функциональными подразделениями предприятия, обеспечивающими и обслуживающими основное производство:
• со службами технической подготовки производства — при внесении изменений в конструкцию выпускаемых изделий по модернизации отдельных деталей; при возникновении затруднений в ходе производства и отклонений от установленной технологии по причине выхода из строя оборудования и принятия мер с целью внедрения временной технологии производственного процесса;
• с отделами главного механика и главного энергетика — для контроля организации ремонта технологического оборудования, а также для принятия необходимых мер в случае аварии или выхода из строя оборудования;
• с отделом материально-технического обеспечения — для контроля за бесперебойным снабжением производства металлом, материалами и комплектующими изделиями, а также контроля за поддержанием нормативного уровня запасов на складах.
Особое место занимают взаимоотношения диспетчерского аппарата с аппаратом ОУП. Обе эти службы находятся в составе единого органа оперативного управления основным производством — ПДО и принимают совместные решения по оперативным вопросам в связи с отклонениями в производстве.