Тема 9. анализ финансовых результатов деятельности предприятия

1. Задача анализа и информационная база.

2. Анализ формирования и использования прибыли.

3. Анализ показателей рентабельности предприятия.

1. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются приростом суммы собственного капитала (чистых активов), основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной, финансовой деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств.

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между совокупными доходами (после уплаты налога на добавленную стоимость, акциза и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.

Размер прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой, сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому данные показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

1. изучение возможностей получения прибыли в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом предприятия и конъюнктурой рынка;

2. систематический контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики;

3. определение влияния как внешних, так и внутренних факторов на финансовые результаты и оценка качества прибыли;

4. выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышение уровня доходности бизнеса;

5. оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

6. выработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления прибылью.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния служат:

1) бухгалтерская отчетность;

2) статистическая отчетность: форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»; форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»; форма № П-5 «Основные сведения о деятельности организации»; форма № 5-З «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции»; форма №11 «Сведения о наличии и движении основных фондов и других нефинансовых активов»; форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации»; форма № П-2 «Сведения об инвестициях»; форма № 1-ДАП «Обследование деловой активности организации» и др.;

3) данные бухгалтерского учета;

4) данные бизнес-планов, договоры, аудиторские отчеты и заключения, акты проверок, деловая переписка и другая информация.

Важнейшим источником информации является бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской отчетности и указания о порядке ее составления и представления установлены приказом Минфина РФ от 22 июля 2003г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации». В соответствии с этим приказом бухгалтерская отчетность включает:

· бухгалтерский баланс (форма № 1);

· отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

· отчет об изменении капитала (форма №3);

· отчет о движении денежных средств (форма №4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

· отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);

· пояснительная записка;

· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

2. В условиях рыночных отношений цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможность самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. Поэтому прибыль – это конечный результат деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечивающей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Следовательно, одна из важнейших составных частей финансового анализа – анализ формирования прибыли.

Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная предприятием за определенный период, состоит из 1) прибыли от реализации продукции, услуг, выполненных работ, 2) прибыли от прочей реализации, 3) прибыли от внереализационных операций.

1. прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость.

2.прибыль от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности и их первоначальной или остаточной стоимостью.

3.прибыль от внереализационных операций рассчитывается как разность между доходами и расходами по внереализационным операциям, т.е. доходами и расходами, не связанными с производством продукции, продажей имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят доходы от финансовых вложений предприятий (в ценные бумаги, предоставленные займы, долевое участие в уставном капитале других предприятий); доходы от сдаваемого в аренду имущества; положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в инвалюте; поступления сумм в счет погашения дебиторской задолженности; прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году и др.

В состав внереализационных расходов входят недостачи и убытки от потери материальных ценностей и денежных средств; отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в инвалюте; убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; списание безнадежной дебиторской задолженности; судебные издержки и др.

Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется между государством и предприятием. После уплаты налога на прибыль в распоряжении предприятий остается чистая прибыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный.

Исходя из порядка формирования прибыли предприятия ведется ее факторный анализ, цель которого – оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты предприятия ряда факторов, в том числе роста себестоимости продукции; роста объема ее реализации; анализ показателей рентабельности и др. анализ финансовых результатов начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Затем проводится количественная оценка влияния на изменение прибыли от реализации следующих основных факторов:

1. влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (И1):

И1= Р1 – Р2,

где Р1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного периода4

Р2 – реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2. влияние на прибыль изменений в объеме продукции (И2):

И2 = П01 – П0,

где П0 – прибыль базисного периода;

К1 – коэффициент роста объема реализованной продукции.

К1 = С1.0/ С0,

где С0 – себестоимость реализованной продукции базисного периода;

С1.0 – себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

3. влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (И3):

И3 = П02 – К1),

где К2 – коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

К2 = Р1.0 / Р0,

где Р0 – реализация в базисном периоде;

Р1.0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

4. влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (И4):

И4 = С1.0 – С1,

где С1.0 – себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;

С1 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

Сложив показатели влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции.

В принципах распределения прибыли организаций должны быть заложены стимулирующие факторы развития производства. Порядок распределения прибыли должен обеспечивать сочетание интересов собственников и государства. Последние реализуются за счет налога на прибыль, а также за счет штрафных санкций за нарушение налогового и бухгалтерского законодательства.

Согласно действующим правилам учета создание в текущем году за счет чистой прибыли текущего года фондов специального назначения не предусмотрено. Это понятие исчезает из российского учета, что обуславливается изменением порядка финансирования расходов организации и подхода к формированию нераспределенной прибыли. Расходы, которые ранее производились за счет ФСН, теперь должны либо включаться а себестоимость продукции, либо относиться на прочие расходы, либо капитализироваться. Если же акционеры общества приняли решение о создании каких-то целевых фондов, то их необходимо рассматривать как часть резервного капитала. Они представляют собой средства прибыли, зарезервированные в качестве финансового обеспечения целевого характера.

Порядок распределения чистой прибыли акционерных обществ установлен Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». В обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% его уставного капитала. Резервный фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5% чистой прибыли. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства используются для приобретения акций общества, продаваемых его акционерами, последующего размещения акций среди работников.

План счетов бухгалтерского учета предусматривает организацию контроля за использованием средств нераспределенной прибыли. В аналитическом учете средства нераспределенной прибыли можно разделить на использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и еще не использованные. Прибыль, подлежащая распределению – это вся сумма чистой прибыли отчетного года, из которой затем начисляются дивиденды и производятся отчисления в резервные фонды. Нераспределенная прибыль в обращении – это величина средств, накопленных для создания нового имущества в форме основных средств и других материальных ресурсов, т.е. это прибыль, оставшаяся нераспределенной между акционерами. Нераспределенная прибыль, использованная – показывает какая часть средств нераспределенной прибыли превращена из денежной формы в товарную, т. е. на какую сумму приобретено новое имущество.

3. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1)показатели, базирующиеся на затратном подходе (рентабельность продукции, инвестиционной деятельности, обычной деятельность);

2)показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая и чистая рентабельность продаж);

3)показатели, в основе которых лежит ресурсный подход (рентабельность совокупных активов, операционного капитала, рентабельность собственного капитала и т. д.)

Рентабельность продукции исчисляется путем отношения прибыли от реализации до выплаты процентов и налогов (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rп = Прп/ Зрп.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность операционной деятельности рассчитывается в целом по предприятию как отношение прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к общей сумме затрат от операционной деятельности (Зод):

Rод = Под/ Зод.

Данный показатель характеризует окупаемость затрат в операционной деятельности. Он полнее предыдущего показателя отражает результаты деятельности предприятия, поскольку при его расчете учитываются не только реализационные, но и внереализационные результаты, относящиеся к основной деятельности.

Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (В):

Rоб = Прп/ Врп.

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Рентабельность совокупных активов определяется отношением общей суммы брутто-прибыли от обычной деятельности до выплаты процентов и налогов (EBIT) к среднегодовой сумме совокупного капитала (KL).

BEP = EBIT/ KL.

Характеризует доходность всего совокупного капитала, вложенного в активы предприятия.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Наши рекомендации