Тема 10. Подведомственность гражданских дел
Основополагающие начала о подведомственности дел судам содержатся в Конституции РФ и принятых в развитие ее положений федеральных конституционных законах. Так, в Конституции РФ говорится о том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. При этом государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Кроме того, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45).
В ст. 46 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а в ст. 11 ГК РФ отмечается, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть в любом случае обжаловано в суде.
Подведомственность– относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению какого-либо государственного или иного органа, т.е., это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Суды рассматривают и разрешают данные дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Для разграничения подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам в ГПК РФ и АПК РФ по-прежнему в основном использовались в совокупности два критерия: субъектный состав спора и его характер. Принято считать, что предметом разбирательства арбитражных судов являются экономические споры, возникающие между юридическими лицами. Однако использованный в Конституции РФ термин "экономические споры" не определяет характера правоотношений, из которых возникает спор, и правовую природу спора. Если под экономическими понимать споры, возникающие в предпринимательской деятельности, то многие дела, разрешаемые арбитражным судом, не подпадают под это понятие. В то же время одни и те же категории споров, возникающие в предпринимательской деятельности в зависимости от субъектов отношений (сторон спора), подведомственны как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду. Например, взыскание недоимок по налогам и таможенным платежам с граждан и другие подобные дела рассматривает суд общей юрисдикции, а аналогичные дела с участием организаций подведомственны арбитражному суду. Такие дела с участием граждан тоже являются экономическими спорами.[13]
В то же время оспаривание законности ряда нормативных актов организацией, получение ею приказа по опротестованным векселям, вызывное производство при утрате организацией ценной бумаги, споры по качеству товаров, приобретенных гражданами в предприятиях розничной торговли, осуществляющих предпринимательскую деятельность, споры по перевозкам пассажиров-граждан подведомственны судам общей юрисдикции.
Если государство создало два вида судов, разрешающих гражданско-правовые и связанные с ними споры, и если понятие экономических споров не определено и не может быть четко определено, то каждый из судов должен рассматривать определенные категории дел и подведомственность дел каждому суду должна быть четко определена законом.
Основным критерием разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и государственными органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию фактов бесспорного характера, является спорность или бесспорность права.
Наличие договора между сторонами разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами.
В ч. 4 ст 22 ГПК содержится коллизионная норма о том, что при взаимосвязи нескольких требований, если хотя бы одно из них подведомственно суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду и разделение требований невозможно, дело подведомственно суду общей юрисдикции. Закон отдает предпочтение суду общей юрисдикции.
Закон допускает разъединение требований, если они могут быть рассмотрены отдельно. В этом случае судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В таком определении суда должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.
В теории гражданского процесса различают исключительную, условную, альтернативную подведомственность и подведомственность по связи требований.
Исключительнаяподведомственность – это подведомственность гражданских дел, исключающая возможность обращения за защитой своих прав в иной орган, чем тот, который указан в законе.
Альтернативная подведомственность – это подведомственность, допускающая рассмотрение гражданских дел не только судами общей юрисдикции, но и в ином юрисдикционным органе.
Условная подведомственность – это подведомственность, требующая соблюдения установленного законом предварительного внесудебного порядка урегулирования спора.
Подведомственность по связи требований – это подведомственность, установленная на случаи заявления нескольких требований, одни из которых подведомственны судам общей юрисдикции, а другие арбитражным судам. В таком случае, все требования подлежат рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции, если разделение таких требований невозможно.