Увеличение предложения денег

Увеличение предложения денег - student2.ru

При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм в соответствии с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.

Экономические циклы — колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономического спада, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономического подъёма). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.

Детерминистская точка зрения на причины экономических циклов исходит из предсказуемых, вполне определенных факторов, формирующихся на стадии подъёма (факторы спада) и спада (факторы подъёма). Стохастическая точка зрения исходит из того, что циклы порождаются факторами случайной природы и представляют собой реакцию экономической системы на внутренние и внешние импульсы.

Содержание

[убрать]

  • 1 Виды экономических циклов
  • 2 Фазы
    • 2.1 Подъём
    • 2.2 Пик
    • 2.3 Спад
    • 2.4 Дно
  • 3 Причины
  • 4 Влияние на экономику
  • 5 История и длинные циклы
  • 6 Модели экономических циклов
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Виды экономических циклов[править | править вики-текст]

Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:

  • краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 2-3 года);
  • среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 6-13 лет);
  • ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
  • длинные волны Кондратьева (характерный период — 50-60 лет)[1]..

Фазы[править | править вики-текст]

В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра[2].

Увеличение предложения денег - student2.ru

Увеличение предложения денег - student2.ru

Бизнес-циклы в экономике

Подъём[править | править вики-текст]

Подъём (оживление) наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.

Пик[править | править вики-текст]

Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъёма. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.

Спад[править | править вики-текст]

Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие этого увеличивается рост безработицы. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают падения деловой активности, продолжающееся свыше трёх месяцев подряд.

Дно[править | править вики-текст]

Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась 10 лет (1929-1939гг).

Причины[править | править вики-текст]

Увеличение предложения денег - student2.ru В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.  

Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъёмы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах этим может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут стать форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в лучшую или худшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объём производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие. Кроме колебаний совокупного спроса существуют и другие факторы, влияющие на фазы экономического цикла: изменения, зависящие от смены времен года в сельском хозяйстве, строительстве, автомобильной промышленности, сезонность розничной торговли, вековые тенденции экономического развития страны, зависящие от ресурсной базы, численности и структуры населения, правильного управления.

Влияние на экономику[править | править вики-текст]

Увеличение предложения денег - student2.ru В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.  

Существование экономики, как совокупности ресурсов для неуклонно растущего потребления, имеет колебательный характер. Колебания экономики выражены в экономическом цикле. «Тонким» моментом экономического цикла считается спад, который при некоторых масштабах может перейти в кризис.

Концентрация (монополизация) капитала приводит к «ошибочным» решениям в масштабе экономики страны или даже мира. Любой инвестор стремится получить доход от своего капитала. Ожидание инвестора по размеру этого дохода происходят от этапа подъём-пик, когда доходы максимальные. На этапе спада инвестор считает невыгодным для себя вкладывать капитал в проекты с доходностью ниже «вчерашней».

Без таких вложений (инвестиций) сокращается производственная деятельность, как следствие платежеспособность работников этой сферы, которые являются потребителями товаров и услуг других сфер. Таким образом кризис одной или нескольких отраслей отражается на всей экономике в целом.

Другая проблема концентрации капитала — изъятие денежной массы (денег) из сферы потребления и производства потребительских товаров (также и сферы производства средств производства этих товаров). Деньги, полученные в виде дивидендов (или прибыли), накапливаются на счетах инвесторов. Возникает нехватка денег для поддержания необходимого уровня производства, и как следствие снижение объёмов этого производства. Растет уровень безработицы, население экономит на потреблении, происходит падение спроса.

Из отраслей экономики, сфера услуг и отрасли, выпускающие товары кратковременного пользования, в несколько меньшей степени затрагиваются разрушительными последствиями экономического спада. Рецессия даже способствует активизации некоторых видов деятельности, в частности повышает спрос на услуги ломбардов и юристов, специализирующихся на банкротствах. Наиболее чувствительны к циклическим колебаниям фирмы, выпускающие средства производства и потребительские товары длительного пользования.

Эти фирмы не только тяжелее других переносят деловой спад, но и больше всех выигрывают от подъёма в экономике. Основные причины две: возможность откладывания покупок и монополизация рынка. Покупка капитального оборудования чаще всего может быть отложена на будущее; в тяжелые для экономики времена производители склонны воздерживаться от закупок новых машин и оборудования и строительства новых зданий. Во время продолжительного спада фирмы зачастую предпочитают ремонтировать или модернизировать устаревшее оборудование, вместо того чтобы тратить большие средства на приобретение нового оборудования. В результате инвестиции в товары производственного назначения во время экономических спадов резко сокращаются. Это же относится к потребительским товарам длительного пользования. В отличие от продуктов питания и одежды, покупку роскошного автомобиля или дорогой бытовой техники можно отложить до лучших времен. В периоды экономических спадов люди в большей степени склонны чинить, а не менять товары длительного пользования. Хотя объёмы продаж продуктов питания и одежды, как правило, также сокращаются, это сокращение обычно меньше по сравнению с падением спроса на товары длительного пользования.

Монопольная власть в большинстве отраслей, выпускающих средства производства и потребительские товары длительного пользования, связана с тем, что на рынках этих товаров, как правило, господствуют немногие крупные фирмы. Монопольное положение позволяет им во времена экономических спадов сохранять цены на прежнем уровне, уменьшая производство в ответ на падение спроса. Следовательно, падение спроса в гораздо большей степени влияет на производство и занятость, нежели на цены. Иная ситуация характерна для отраслей, выпускающих товары краткосрочного потребления. На падение спроса эти отрасли обычно реагируют общим снижением цен, поскольку ни одна из фирм не обладает значительной монопольной властью.

История и длинные циклы[править | править вики-текст]

Экономические циклы не являются подлинно «циклическими» в том смысле, что продолжительность периода, скажем, от одного до другого пика на протяжении истории значительно колебалась. Хотя экономические циклы в США длились в среднем около пяти лет, известны циклы продолжительностью от одного года до двенадцати лет. Наиболее выраженные пики (измеренные как процентное повышение над трендом экономического роста) совпали с большими войнами 20 в., а самый глубокий экономический спад, исключая Великую депрессию, наблюдался после окончания Первой мировой войны. Следует отметить, что наряду с описанным экономическим циклом в теории выделяются также т. н. длинные циклы. Действительно, в конце 20 в. американская экономика, по-видимому, вступила в период длительного спада, о чём свидетельствуют некоторые экономические показатели, в частности уровень реальной заработной платы и объём чистых инвестиций. Тем не менее даже при наличии долгосрочной тенденции к снижению темпов роста экономика США продолжает развиваться; хотя в начале 1980-х годов в стране был зарегистрирован отрицательный прирост ВВП, во все последующие годы, кроме 1991, он оставался положительным. Симптоматичным для начавшегося в 1960-х годах долговременного спада является тот факт, что, хотя темпы роста редко оказывались отрицательными, уровень экономической активности в США с 1979 практически ни разу не превышал трендовую величину роста.

Модели экономических циклов[править | править вики-текст]

Модель мультипликатора-акселератора

Динамическая модель совокупного спроса и предложения

Модель реального делового цикла

Инфляция — обесценение денег, снижение их покупательской способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой, имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплаты обесцененными деньгами.

Дефляция — изъятие из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции, сопровождаемое общим снижением среднего (общего) уровня цен.

Выделяют следующие виды инфляции:

1) Инфляция спроса — инфляция покупателя (избыток денежных средств у покупателя). Это такая ситуация, когда за спросом не успевает производство. Избыточный спрос приводит к росту цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров. Например, такая ситуация на рынке наблюдалась у нас в СССР в 70-80-х гг.
2) Инфляция издержек (предложения) — инфляция продавцов (рост произвольных издержек). Такая инфляция начинается по следующим причинам: рост заработной платы, обгоняющий темпы роста производи-тельности труда; повышение цен на сырье; увеличение налогов; изменение структуры рынка в монополизации.
3) Открытая инфляция — проявляется в росте цен. К ней относят: умеренную, галопирующую и гиперинфляция, которые отличаются различным уровнем инфляции (темпом роста цен).

a) Умеренная инфляция- до 10% в год. В этой ситуации население и предприятие имеют возможность ориентироваться в экономической обстановке, подготовиться к предстающему повышению цен и хотя бы частично погасить для себя отрицательные последствия.
b) Галопирующая инфляция — от 20 до 200% в год.
c) Гиперинфляция — рост цен измеряется десятками тысяч процентов. Такая ситуация оказывает разрушительное воздействие на общественное производство и начинает угрожать экономической стабильности страны. Обычно гиперинфляция является следствием экстраординарных событий — войн, политических революций, территориальных изменений. Наиболее губительным последствием гиперинфляции является невозможность планирования долгосрочных инвестиций, что отрицательно сказывается на экономическом развитии страны. В условиях гиперинфляции существенные потери несут владельцы сбережений, подверженных ускоренному обесцениванию, кредиторы, предоставляющие займы. В выигрыше могут оказаться менеджеры процветающих корпораций, граждане, вкладывающие деньги в недвижимость.

4) Подавленная инфляция — проявляется в дефиците товаров и услуг при неизменном уровне цен и невыплате з/п в срок.
5) Структурная инфляция — инфляция, сочетающая в себе элементы инфляции спроса и инфляции издержек. В ее основе, процесс, связанный с изменением структуры спроса.
6) Стагфляция — это сочетание инфляционных процессов с одновременным спадом производства.

Причины инфляции:

  • Дефицит государственного бюджета
  • Рост инвестиций в военную отрасль
  • Изменение структуры рынка
  • Рост открытости экономики (импортируемая инфляция)
  • Инфляционные ожидания
  • Рост государственных расходов
  • Рост денежной массы
  • Повышение объема обращения денег
  • Снижение объемов производства.

Сторонники монетаризма утверждают, что причина инфляционного разрыва между деньгами и товарами лежит «на поверхности», она сводится к чрезмерному росту денежной массы. К инфляционному росту цен ведет избыток денежной массы; вслед за этим, с некоторым разрывом во времени, повышаются цены. Но связь между денежной массой и движением цен не только прямая, но и обратная: растут цены — увеличивается денежная масса, увеличивается количество денег в обращении — растут цены.

Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти себе работу (доходное занятие).

Виды безработицы:

  • Фрикционная безработица связана с переходом с одной работы на другую в результате сокращения, увольнения или неудовлетворения прежним местом в связи с изменением профессиональных интересов, места жительства и т. д. Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поисками или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.
  • Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. С развитием научно-технического прогресса некоторые профессии становятся «устаревшими» или менее необходимыми экономике. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Поэтому более современные предприятия могут иметь неукомплектованные рабочие места вследствие профессионально-квалификационного и географического несоответствия безработных и вакансий. Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно, и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. Структурная безработица имеет в основном вынужденный и более долговременный характер, так как для профессиональной переподготовки необходимо определенное время.
  • Сезонная или циклическая безработица обусловлена спадом в экономическом цикле, т. е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.
  • Частичная безработица — это когда трудящиеся вынуждены работать неполный рабочий день в виду отсутствия работы.
  • Скрытая безработица — существование нерациональной, неэффективной занятости.
  • Технологическая безработица — связана с вытеснением из производства живого труда под влиянием научного прогресса.

Одно из социальных последствий инфляции — рост безработицы. Воздействие инфляции на занятость наглядно показал английский экономист О. Филлипс в 1958 г. Для изучения феномена инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она указывает на наличие обратной связи между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы. Филлипс обратил внимание, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары) и уровень безработицы снижается.

Эту связь можно прокомментировать следующим образом. Как известно, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (т. е. инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

Инфляция и безработица — две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы. Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы. Это реальная, хотя и эмпирически установленная картина.

При выработке экономической политики приходится выбирать: либо инфляция, либо безработица. Практически идет поиск наиболее приемлемого сочетания двух «зол». На рис. кривая Филлипса.

Увеличение предложения денег - student2.ru

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы у Кейнса и Фридмена неодинаковы. Кейнс исходит из того, что стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости. Фридмен утверждает, что равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному росту и «нормальной» занятости. Кейнс делает упор на гибкую денежную политику и рост денежной массы, Фридмен — сторонник жесткой денежной и фискальной политики.

Кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой». Проще говоря, возникает так называемая стагфляция — сохранение высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

Подводя некоторый итог, отметим, что в современной интерпретации кривой Филлипса вместо темпов прироста номинальной заработной платы принято рассматривать темпы прироста цен, т. е. инфляции. Это объяснимо, ибо два этих показателя тесно связаны. Если растет заработная плата, то обычно повышаются цены.

На поведение людей, производственную активность населения оказывают влияние не только рост цен, но и ожидания. Если они рациональны, то рационально и поведение. Людей интересует не номинальная, а реальная заработная плата. Сама инфляция становится теперь зависимой от степени доверия к действиям правительства. Политика выбора между безработицей и инфляцией теряет свою актуальность. Основные акценты смещаются в сторону изучения факторов, под влиянием которых формируются ожидания.

1. Национальная экономика и ее структура. Общественное воспроизводство.

2. Система национальных счетов (СНС): цели, структура и использование.

3. Макроэкономические показатели. Макроэкономические индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера

1.Национальная экономика и ее структура. Общественное воспроизводство.

Особенности макроэкономического подхода:

1. Использование агрегированных величин, характеризующих уровень или тенденции развития экономики (национальный доход, уровень занятости, объем инвестиций, общий уровень цен и т.д.). Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности, например, совокупный потребитель. Кейнс понимал экономику как целостную систему, обладающую свойством эмерджентности, (т.е. несводимости характерных черт ее функционирования к свойствам образующих ее элементов).

2. Необходимость рассмотрения взаимодействия между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков (в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения производителей и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые).

3. Увеличение числа экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (государство и правительства других стран). (При микроэкономическом анализе воздействие внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается).

В курсе микроэкономики в центре исследования находятся отдельные потребители, домашние хозяйства, фирмы – производители. Объектом анализа выступают рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресурсов, взаимодействующие с рынком потребительских товаров и услуг. Макроэкономика исследует общеэкономические процессы в целом, то есть условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений.

В народном хозяйстве при макроэкономическом моделировании различают четыре экономических субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств - включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они предлагают факторы производства, потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.

2. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Они предъявляют спрос на факторы производства, предлагают произведенные блага и занимаются инвестированием.

3. Государственный сектор включает все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ (безопасность, достижения фундаментальной науки, медицины и образования, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур). Активность государства проявляется в закупке благ, взимании налогов и предложении денег.

4. Сектор заграница включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

В макроэкономических моделях в качестве экзогенных параметров задаются

- технология производства в виде производственной функции;

- характер поведения экономических субъектов на каждом из рынков в виде функций спроса и предложения.

В качестве эндогенных показателей выступают:

- величина реального национального дохода;

- уровень занятости;

- ставка реальной заработной платы;

- реальная ставка процента;

- уровень цен.

Национальная экономика – процесс общественного производства в границах определенного государства.

Структура национальной экономики представлена отношениями между:

· имеющимися в стране производственными ресурсами;

· объемами распределения ресурсов между экономическими субъектами (на основе разделения труда);

· объемами производства экономических субъектов;

· составными частями национального продукта, сформировавшимися в процессе его производства, распределения, обмена и потребления.

Факторы, влияющие на формирование экономической структуры:

· сложившаяся рыночная конъюнктура,

· емкость и уровни монополизации рынков,

· степень участия страны в международном разделении труда,

· уровень развития производительных сил,

· характер и темпы развития НТП,

· качество производственных ресурсов,

· протяженность и инфраструктурная обеспеченность территории,

· состояние экологии и др.

Экономическая мощь государства измеряется величиной совокупного общественного продукта (СОП).

Совокупный общественный продукт (СОП) - сумма всех произведенных благ (товаров и услуг) в материальном и нематериальном производстве страны вне зависимости от функционального и потребительского назначения. Данный показатель отражает эффективность национальной экономики и благосостояние народа. Постоянное возобновление и повторение производства в единстве результатов, пропорций, форм и отношений называется воспроизводством.

В процессе воспроизводства возобновляются общественный продукт и другие результаты деятельности людей, потребление, кругооборот доходов и расходов, возобновляются индивидуальное воспроизводство и связи между домашними хозяйствами и фирмами, пропорции экономики и экономические отношения между субъектами (участниками) экономических процессов. Воспроизводство является условием постоянного и непрерывного потребления.

Классификация воспроизводства:

1) простое воспроизводство – это возобновление производства и потребления в прежнем масштабе;

2) расширенное воспроизводство – увеличение объемов производства продукта и потребления;

3) суженное воспроизводство – производство при уменьшающихся объемах производства и потребления, может осуществляться в течение определенного периода (например, в период кризиса), однако длительное падение производства может привести к разрушению потенциала страны и катастрофическому снижению уровня жизни народа.

Типичным для экономики является расширенное воспроизводство, т.к. оно позволяет увеличивать потребление благ, создавать новые предпосылки для совершенствования производства, освоения новых технологий, решать социальные задачи, экологические и другие острые проблемы общества.

Макроэкономические показатели:

1. Валовой внутренний продукт – макроэкономический показатель, отражающий стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определённый период времени.Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр интереса на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года). В отличие от географической территории экономическая не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и т.д.), но содержит анклавы данной страны, расположенные на территории других стран. Анклав– часть территории государства, со всех сторон окруженная территорией других государств и не имеющая выход к морю. С ВВП связан показатель ВНП.

2. Валовой национальный продукт – это макроэкономический показатель, отличающийся от ВВП на величину сальдо расчетов с зарубежными странами.

ВНП = ВВП – доходы, полученные за рубежом + доходы иностранцев

В странах с развитой экономикой различия между ВВП и ВНП составляют около 2%. При ВНП > ВВП – жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. И наоборот. В соответствии с рекомендациями ООН в большинстве стран (в том числе и в России) в качестве основного показателя измерения ОП используется ВВП, в США и Японии – ВНП.

Для исчисления ВВП (ВНП) используется три метода: 1) производственный (суммирующий произведенные хозяйствующим субъектом добавочные стоимости); 2) по конечному использованию или расходам; 3) распределительный или по доходам.

Методы расчета ВВП:

1. Производственный метод(по добавленной стоимости)-суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Конечные продукты – продукты, которые используются на конечное потребление, накопление, экспорт. Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).

В России в настоящее время наиболее доступной и оперативной информацией являются данные о производстве товаров и услуг, собираемые Государственным комитетом по статистике на базе статистической отчетности предприятий, поэтому основным остается производственный метод расчета ВВП.

2. По расходам - сумма расходов на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств; государства; валовые инвестиции; чистый экспорт. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП.

ВВП = C + I + G + Увеличение предложения денег - student2.ru , где

C – личные потребительские расходы, включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления и на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;

I – валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения или инвестиции в основные производственные фонды (затраты фирм на приобретение новых предприятий, оборудования); инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы;

Валовые инвестиции = амортизация + чистые инвестиции

Амортизация – инвестиции, которые идут на возмещение выбывающего оборудования.

Чистые инвестиции – инвестиции на покупку нового оборудования.

G – государственные закупки товаров и услуг (расходы на строительство, содержание школ, дорог, армии, государственного аппарата управления и т.д.); не входят трансферты – выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг, т.е. безвозмездные выплаты (пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д.);

Увеличение предложения денег - student2.ru- чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, т.е. разность экспорта и импорта.

3. По доходам (распределительный метод) - сумма первичных доходов населения от трудовой деятельности (заработная плата), доходы от собственности (прибыль, рента, процент), а так же амортизация и косвенные налоги (общий налог с продаж; налог на добавленную стоимость; акцизы; налоги на имущество; лицензионные платежи; и таможенные пошлины).

ВВП = W + P + R + r + Ам. + КН + ДС

где W – заработная плата (исчисленная до выплаты налогов или других удержаний); P – прибыль фирм и корпораций (Р = налог на прибыль + нераспределяемая прибыль + дивиденды); R – рента; r – процент, доход на ссудный капитал; Ам. – амортизация основного капитала в качестве дохода для возмещения износа основных фондов; КН. – косвенные налоги; ДС – доходы от собственности.

Различают номинальный ВВП – рассчитанный по действующим (текущим) ценам.

Увеличение предложения денег - student2.ru

где Yномин — номинальный ВВП;

Pt,i — цена;

Q t,i — количество i-го товара (или услуги), произведенного в стране в данный период

На величину номинального ВВП большое воздействие оказывают инфляционные процессы. В России, например, в 1991 г. ВВП составлял 1,4 трлн. руб, в 1992 г. — 19,0 трлн руб., в 1993 г. — 171,5 трлн руб. В натуральном же выражении производство в эти годы только падало.

Реальный ВВП – рассчитанный с учетом инфляции, т.е. по базовым ценам (его также называют валовой внутренний продукт в постоянных ценах).

Увеличение предложения денег - student2.ru

Отношение между номинальным и реальным ВВП показывает рост ВВП за счет роста цен и называется дефлятор ВВП:

Дефлятор ВВП = Увеличение предложения денег - student2.ru ;

Дефлятор ВВП отличается двумя важнейшими особенностями:

1) это единственный из показателей инфляции, учитывающий изменение цен всех производимых в стране товаров и услуг;

2) помимо изменений цен на величину дефлятора ВВП влияет изменение товарной структуры ВВП.

Макроэкономическая теория использует следующие индексы цен для исчисления реального ВВП:

1. Индекс потребительских цен - отношение совокупной цены потребительских товаров и услуг в текущем году к цене в базовом году. ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году)

Увеличение предложения денег - student2.ru

где Увеличение предложения денег - student2.ru и Увеличение предложения денег - student2.ru - цены i-го блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде;

Увеличение предложения денег - student2.ru - количество i-го блага в базисном периоде.

2. Индекс Пааше, т.е. индекс, где в качестве весов используется набор благ текущего периода

Увеличение предложения денег - student2.ru

где Увеличение предложения денег - student2.ru - количество i -го блага в текущем периоде

Дефлятор ВВП представляет собой индекс Паше.

3. Широкое применение в последнее время находит индекс Фишера, усредняя значения индексов Ласпейреса и Пааше:

Увеличение предложения денег - student2.ru

2. Чистый национальный продукт – сумма конечной продукции и услуг, оставшаяся для потребления после замены списанного оборудования:

ЧНП = ВВП – Ам;

где Ам– амортизация;

Наши рекомендации