Качество продукции и показатели его оценки

Рыночная экономика предъявляет особые требования к качест­ву выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конку­рентоспособность.

Качество - это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей спо­собность удовлетворять обусловленные или предполагаемые по­требности.

С точки зрения степени использования совокупности потреби­тельских свойств продукции, следует также различать понятия «ка­чество» и «полезный эффект».

Качество - потенциальная способ­ность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект - действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.

В определении качества продукции используются два подхода: - технический;

- экономический.

Технический - рассматривает качество как совокупность свойств продукции.

Экономический - сово­купность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.

Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкуренто­способность продукции и предприятия и т.д.

Свойства продукции, производимой на предприятии, количе­ственно выражаются в показателях качества. В свою очередь по­казатели качества позволяют определять уровень качества про­дукции.

Уровень качества продукции - относительная характери­стика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствую­щих показателей.

Для определения показателя качества, в зависимости от специфики выпускаемой продукции, на практике применяются следующие методы:

а) измерительный;

б) предусматривающий использование специальных инструментов, приборов;

в) регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определенных событий (например, отказов при испы­таниях), подсчете предметов (например, унифицированных, ори­гинальных, защищенных патентами) и др.;

г) вычислительный, базирующийся на применении специаль­ных математических моделей для вычисления показателя качества;

д) органолептический, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, ося­зания. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их опре­деляющих;

е) социологический, осуществляемый на основе сбора и анали­за мнений о продукции ее фактических или потенциальных потре­бителей;

и) экспертный, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегустаторов).

Система показателей качества, используемых при оценке уров­ня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие по­казатели.

По общепризнанной классификации, основанной на свойствах, которые могут быть присущи продукции, единичные показатели объединены в 10 групп:

- показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назна­чению. Для продукции производственно-технического назначения к таким показателям, например, относится производительность;

- показатели надежности, включающие такие единичные по­казатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия;

- показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения обеспе­чения высокой производительности труда при изготовлении и ре­монте продукции;

- показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартными, уни­фицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями;

- эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометриче­ских, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (например, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.);

- эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональность формы, целостность компози­ции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия;

- показатели транспортабельности, выражающие приспособ­ленность продукции для транспортирования;

- патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существен­ным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке (при наличии в изделии решений, защищенных патен­тами в стране, а также регистрации промышленного образца и то­варного знака);

- экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при экс­плуатации или потреблении продукции (например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации про­дукции);

- показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего пер­сонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, об­служивании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.

Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначе­ния, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода:

а) аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплекс­ного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод ис­пользуется в часовом производстве, автомобильной промышлен­ности;

б) коэффициентный - используется в том случае, если отсутству­ет функциональная зависимость комплексного показателя от единич­ного.

Обобщающие показатели, в отличие от единичных и ком­плексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уро­вень качества продукции в целом:

- объем и удельный вес новой продукции в общем объеме вы­пускаемой на предприятии продукции;

- объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;

- объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

- объем и удельный вес сертифицированной продукции.

Система показателей качества позволяет всесторонне опреде­лить качественные характеристики выпускаемой продукции, дос­тигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повыше­ние качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.

Наши рекомендации