Производственные фонды предприятия и расходы производства
Сущность и структура производственных фондов. Расходы производства и пути их снижения
Сущность и структура производственных фондов. В состав производительных сил входят прежде всего средства производства и люди.. Средства производства называют вещественными факторами производства, поскольку они состоят из определенных вещей, а работников — личными.
В средства производства включаются средства производства (станки, машины, оборудование и др.) и предметы труда (сырье, топливо, электроэнергия и т.п.), являющися неотъемлемым фактором производства, без которого в современных условиях невозможен сам процесс труда. Они способствует созданию богатства, но сами национальный доход не создают. Поэтому их называют постоянным капиталом. Другая часть затрат предпринимателя связана с приобретением рабочей силы наемных работников. При этом работники создают не только необходимый продукт, который идет на выплату им заработной платы, но и прибавочный, присваиваемый собственником капитала. Затраты на приобретение рабочей силы и являются переменным капиталом.
Производственные фонды делятся на фонды сфер: материального и нематериального производства (сфера услуг), сферы производства и обращения, на основные и оборотные и др. (рис. 11).
Рис. 11. Структурные элементы производственных фондов предприятия
Деление на основные и оборотные фонды осуществляется в зависимости от перенесения средствами и предметами труда своей стоимости на созданный продукт. Одни и те же средства труда используются в процессе производства продолжительное время (например, станок, машина могут служить не менее 10 лет, строения, сооружения — несколько десятков лет), поэтому переносят свою стоимость на вновь созданный продукт не сразу. Если, например, ткацкий станок используется 10 тыс. дней, то каждый день он переносит 0,0001 своей стоимости на созданные ткани. Таким образом,основной капитал — это часть производительного капитала, которая полностью принимает участие в процессе производства, но переносит свою стоимость на вновь созданный продукт частями, по мере износа.
Предметы труда (сырье, топливо, энергия, купленные полуфабрикаты, тара и т.п.) в процессе производства переносят свою стоимость на вновь созданный продукт сразу. Например, определенное количество хлопка на прядильной фабрике является сырьем, полностью потребляется на протяжении дня и переносит целиком свою стоимость на произведенную ткань. Таким образом,оборотный капитал — это та часть производительного капитала, которая полностью принимает участие в процессе производства, расходуется за один производственный цикл, стоимость которой при этом полностью переносится на вновь созданный продукт и после реализации продукции возвращается к предпринимателю в денежной форме.
К оборотным фондам принадлежит также стоимость рабочей силы, приобретающая форму фонда заработной платы.
На основные и оборотные фонды делится только производительная часть производственных фондов. Та часть фондов предприятия, которая находится в денежной и товарной формах, составляет фонды обращения. Оборотные фонды и фонды обращения — это оборотные средства. Основные структурные элементы производственных фондов предприятия представлены на рис.11.
Различают физический и моральный износ основных фондов.Физический (материальный) износ — это постепенная утрата основными производственными фондами своей потребительной стоимости. К основным факторам физического износа относятся продолжительность и интенсивность использования основного капитала, воздействие атмосферных условий, качество металла и др.
Моральный износ — это потеря основными фондами части своей стоимости в результате появления дешевых или более совершенных средств производства. Основной причиной морального износа является НТП в машиностроении. Созданный новый ткацкий станок, например, совершеннее благодаря более высокой производительности труда и меньшим затратам на его производство, поэтому старый ткацкий станок обесценивается, хотя сохраняет физическую пригодность, свою потребительную стоимость. Его стоимость определяется уже не тем общественно необходимым временем, которое когда-то было затрачено на его изготовление, а тем, которое затрачено на создание нового станка. Это моральный износ первого рода, обусловленный появлением более совершенного и дешевого оборудования на основе роста производительности труда.
Моральный износ второго рода состоит в полной утрате основными производственными фондами своей стоимости независимо от утраты потребительной стоимости, то есть при сохранении физической пригодности. Такой износ обусловлен условиями конкурентной борьбы. Когда появляется новая, более эффективная техника, предприниматель вынужден заменять старую, даже если она может еще продолжительное время работать. В противном случае он будет производить более дорогие и менее качественные товары и в конечном счете обанкротится. В развитых странах мира появление принципиально новой техники и технологии осуществляется в отраслях промышленности приблизительно через 3—5 лет.
Процесс перенесения стоимости основных производственных фондов по мере их физического и морального износа на готовый продукт называется амортизацией. Чтобы своевременно заменять изношенные основные производственные фонды, на предприятиях создается амортизационный фонд, в который перечисляются соответствующие средства.
Основными методами амортизации являются равномерное прямолинейное списание стоимости основного капитала (списание осуществляется равными частями на протяжении всего периода использования основных фондов) и ускоренная амортизация (в первые годы использования средств труда списывается значительно большая часть, чем стоимость, пропорциональная сроку службы за этот период).
В развитых странах мира не ждут, пока произойдет полный физический износ основных фондов. Под влиянием внутренней и, особенно, международной конкурентной борьбы предприниматели и государство ориентируются преимущественно на моральный износ. Так, в США еще в 1981 г. государство установило такие сроки амортизации: для транспортных средств — 3 года, оборудования — 5, производственных строений и сооружений — 15 лет. Это свидетельствует об ускоренном воспроизводстве основных производственных фондов, при котором значительная часть средств поступает на возмещение их износа, прежде всего, морального.
В бывшем СССР средние сроки амортизации в 80-х гг. составляли 12-14 лет. и оборот фондов имеет место тогда, когда деньги, затраченные предпринимателем на приобретение средств труда, полностью возвращаются к нему. Это значит, что фонды предприятия осуществили один оборот.
Время оборота производственных фондов складывается из времени производства и оборота. Время производства включает рабочий период — количество рабочих дней, в течение которых изготавливается продукт; время действия природных сил на продукт; время пребывания сырья, материалов, комплектующих изделий на производственных складах; время перерывов в процессе труда (на текущий ремонт и т. п.).
Время оборота производственных фондов — это время, которое затрачивается на закупку средств производства, и время реализации готового продукта. Оборотные фонды (сырье, топливо, электроэнергия и др.) осуществляют свой оборот на протяжении каждого производственного цикла, поэтому их оборот происходит значительно быстрее.
Издержки производства и пути их снижения. Как уже отмечалось, в основе цен товаров и услуг лежат общественно необходимые затраты, которые являются стоимостью товара. Они выражаются формулой
W=c+q, где W — стоимость товара; с — стоимость потребленных средств производства; q — новая стоимость, созданная работником.
С появлением прибавочного продукта вновь созданный продукт распадается на необходимый и прибавочный, поэтому формула стоимости товара приобретает такой вид: q = v + m, где v — стоимость необходимого продукта (необходимого для воспроизводства рабочей силы работника); m — стоимость прибавочного продукта, который создается сверх необходимого и присваивается владельцами средств производства. Вследствие этого стоимость товара можно определить так:W = с + v + m.
Общественно необходимые затраты, как уже отмечалось, производятся на предприятиях, которые изготавливают основную массу товаров данного вида, поскольку на них формируются общественно необходимые условия производства (средняя производительность, интенсивность труда и т п.).
У каждого экономически самостоятельного предприятия складываются свои издержки на изготовление товаров.Издержки производства (ИП) — это то, во что обходится изготовление товара предприятию. Они состоят из материальных затрат и затрат на оплату рабочей силы наемных работников и выражаются формулой
ИП = с + ν.
Таким образом, издержки производства отличаются от общественно необходимых затрат на величину прибавочного продукта (m).
Материальные затраты и затраты на оплату рабочей силы должны быть возмещены в результате реализации изготовленной на предприятии продукции, поэтому затраты производства на изготовление и реализацию продукта называют себестоимостью производства, или коммерческой себестоимостью.
Основными статьями материальных затрат (себестоимости продукции) являются приобретение сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива, электроэнергии, материалов для упаковки, хранения и обеспечения технологического процесса, стоимость недорогих инструментов, инвентаря, приспособлений, которые используются менее одного года.
К наиболее важным статьям затрат на оплату рабочей силы относятся выплата заработной платы, премий, надбавок к заработной плате, оплата отпусков и за сверхурочную работу в выходные дни, ночные смены и т. п.
Кроме этих видов затрат, предприятие осуществляет отчисления в социальные фонды, амортизационные отчисления, административные затраты, затраты на аренду помещений и др.
В западной экономической литературе производительные силы, включающие средства производства и работников, называют экономическими ресурсами. Их считают ограниченными или редкостными, но не в том понимании, что они редко встречаются, а в том, что их недостаточно для удовлетворения безграничных потребностей каждого человека. При выяснении сущности издержек производства исходят из ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. В специальной зарубежной литературе существует термин «вмененные затраты» — действительные затраты производства на данный товар, которые определяются как наивысшая полезность тех благ, какие общество может получить при оптимальном использовании экономических ресурсов.
Что касается отдельного предприятия, вмененные затраты делятся на внешние и внутренние.Внешние — это затраты, связанные с приобретением сырья, материалов, наймом рабочей силы и др. Внутренние затраты, или собственные ресурсы, — это имеющееся оборудование, денежный капитал компании, другие активы, предпринимательские способности. Используя собственные ресурсы, предприниматель сравнивает их эффективность в своей компании с альтернативными возможностями. Например, использование техники для изготовления товаров сравнивается с доходом, который мог бы быть получен от ее сдачи в аренду другим предпринимателям, расходование денежных средств — с доходом, который бы они принесли предпринимателю, будучи положенными в банк. Если выручка от реализации продукции превышает внутренние и внешние затраты, возникает экономическая прибыль.
В соответствии с теорией предельной полезности западные экономисты различают понятия «предельные затраты» (затраты, необходимые для производства каждой новой единицы продукции) и «предельный продукт» (продукт, Полученный в результате применения дополнительной единицы переменного ресурса). Например,предельный продукт средств труда — это дополнительная продукция, которую выпускает предприятие, купив и используя еще один станок.
В западной экономической литературе различают также постоянные и переменные затраты. К постоянным относятся затраты на заработную плату, на аренду (если арендуется помещение, основные фонды), освещение, отопление, проценты за кредит и др. Их относят к постоянным потому, что они являются неизменными для действующего предприятия. К переменным принадлежат затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию. '
Товаропроизводители в условиях конкуренции должны стремиться к сокращению издержек производства, или себестоимости продукции (то есть стоимости для себя, для данного предприятия). Это обусловлено тем, что снижение себестоимости — основа снижения цен, что, в свою очередь, дает возможность предпринимателю получить большую прибыль. Так, для снижения затрат, связанных с использованием основных фондов, необходимо улучшать качество машин, оборудования, сооружений, уменьшать долю пассивной части основных фондов (количество складских помещений, других сооружений, тары, бочек и др.). Особое внимание следует обращать на снижение непроизводительных затрат — штрафов, возмещение убытков, связанных с невыполнением своих договорных обязательств и т. п. К таким затратам относятся также прогулы работников на предприятии.
Снижение затрат производства в значительной мере зависит от ценообразования.
Цена и прибыль
Сущность, структура и функции цен. Прибыль и прибыльность предприятия
Сущность, структура и функции цен. Наиболее простым и исторически первым было следующее определение:цена.— это денежное выражение стоимости. Оно отражало тот период развития товарного производства, когда существовало простое товарное производство и цены колебались вокруг стоимости товаров.
В условиях капиталистического способа производства в результате внутриотраслевой конкуренции происходит превращение многих индивидуальных стоимостей в единую общественную или рыночную стоимость, которая вследствие межотраслевой конкуренции трансформируется в цену производства.
В условиях простого товарного производства в основе товарных цен лежали только общественно необходимые затраты производства. Это можно выразить так: W = с + ν + m, где W — стоимость товара, с — постоянный капитал; v — переменный капитал; m — прибавочный продукт.
При капиталистическом товарном производстве в основе товарных цен лежат не только общественно необходимые затраты производства, но и соотношение между спросом и предложением '
U„=c+v+p, \ где Ц„ — цена производства, ρ — прибыль ; Прибыль образуется в результате межотраслевой конкуренции с учетом процесса колебания спроса и предложения, переливания капитала в отрасли, в которых производство товаров не удовлетворяет потребности потребителей с соответствующим колебанием цен (их росте при неудовлетворении платежеспособного спроса и снижении при превышении предложения над спросом). В условиях равновесия спроса и предложения формируется цена равновесия.
Если в условиях простого товарного производства цены определялись только законом стоимости, то в условиях капиталистического товарного производства они определяются и действием закона спроса и предложения. Поэтому в новых исторических условиях цена — это денежное выражение цены производства, взаимодействия закона стоимости и закона спроса и предложения.
К. Маркс рассматривал цену как денежное выражение стоимости. И хотя в этой работе анализируется процесс превращения стоимости в цену производства, само определение цены остается неизменным. В бывшем СССР в экономической литературе использовалось только это внеисторическое определение, отражавшее реалии докапиталистических формаций, которое свидетельствовало о догматическом, антинаучном восприятии действительности и противоречило диалектическому методу исследования»
Определение цены как денежного выражения цены производства отражает преимущественно реалии низшей стадии развития капитализма XVI — XIX в. С возникновением монополий и олигополии процесс ценообразования значительно усложняется, в частности, возникают монопольно высокие и монопольно низкие цены. Вследствие этого цена производства превращается в монопольную цену производства, которая выражается формулой
Мцп = с + ν + ρ + ρ,, где Мцп — монопольная цена производства, ρ — средняя прибыль; ρ, — монопольно высокая прибыль. Последнюю присваивают наиболее могущественные компании, поскольку они занимают монопольное положение в сфере производства и сфере обращения. С учетом этого обстоятельства в современных условиях цена является денежным выражением монопольной цены производства, в которой отражается действие законов стоимости, спроса и предложения, господства групповых монополий (олигополии).
Монопольные цены — это прежде всего монопольные цены производства. Сосредотачивая у себя самую современную технику, наиболее квалифицированную рабочую силу, внедряя наиболее прогрессивные формы производства и труда, предприятия и филиалы гигантских компаний формируют наиболее низкие затраты производства (а следовательно, и себестоимость), которые являются основным фактором присвоения монопольно высокой прибыли. Поскольку на таких предприятиях производится основная масса продукции, одну из составляющих цены на тот или иной товар представляют соответствующие затраты производства. Но если бы цены на те же автомобили устанавливались только на основе затрат и средней прибыли, они не были бы монопольно высокими. Такими их делает диктат монополий на рынке.
Поэтому монопольные цены — это цены обращения, отражающие господство олигополистов на рынке, вследствие чего перераспределяется часть прибавочной стоимости, созданной на мелких и средних предприятиях, и часть доходов населения при покупке соответствующих товаров в пользу гигантских компаний. В отличие от этого на низшей стадии капитализма основой цен были средние затраты (как исключение — индивидуальные затраты) производства и обращения.
Более полно раскрыть механизм ценообразования в современных развитых странах мира поможет краткое изложение истории развития теории
цены.
Наиболее весомый вклад в теорию ценообразования сделали такие выдающиеся экономисты, как Д. Рикардо, К. Маркс, М. Туган-Барановский и А. Маршалл.
Д. Рикардо впервые в мировой экономической мысли выделил три основных фактора стоимости: труд, полезность (потребительную стоимость) и редкость. Первые два фактора играют стоимостно-образующую роль для большинства воспроизводимых товаров (то есть товаров, которые постоянно изготавливаются), третий — для незначительной группы невоспроизводимых товаров (шедевры искусства, редкие книги и т.п.).
И действительно, чем иным можно объяснить продажу картин известных художников прошлого на всемирно известном аукционе Сотби в Англии за несколько миллионов долларов каждую, если не их редкостью, невоспроизводимостью.
Д. Рикардо справедливо критиковал положение Ж. Б. Сэя о полезности товаров как регуляторе стоимости. Позднее этот тезис был развернут в теорию предельной полезности. Степень полезности, по мнению Д. Рикардо, не может быть мерой стоимости потому, что товар, который изготавливается с большими усилиями, будет всегда дороже того, который производится с меньшими усилиями. К тому же даже двое людей, которые пользуются одной и той же вещью, получают от нее разное удовлетворение.
Однако утверждение Д. Рикардо о том, что определение стоимости невоспроизводимых товаров (редких статуй, картин и др.) зависит от их редкости, было несколько односторонним. Ведь стоимость зависит и от работы художников, скульпторов. Труд талантливых деятелей искусства чрезвычайно сложен, а иногда и очень продолжителен. И. Репин, например, работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 14 лет.
Заслуга К. Маркса в развитии теории цены состоит в том, что он четко размежевал стоимость и цену. Стоимость, по его мнению, определяется общественно необходимыми затратами. Такая стоимость лежит в основе цены, а соотношение между спросом и предложением влияет на отклонение цены от стоимости. Кроме того, по мнению К. Маркса, стоимость зависит не только от затрат общественно необходимого труда, но и от соответствия товарной массы величине общественных потребностей, общественной потребительной стоимости.
Эти положения не приобрели вид целостной логичной теории, поэтому в трудах К. Маркса недостаточно учтено влияние качества продукции, ее полезного эффекта на стоимость товаров, игнорируется фактор редкости, в теории ценообразования не сделана попытка соединить влияние на цены затрат и результатов, то есть общественно необходимых затрат производства и полезности товаров, их субъективной, психологической оценки потребителем.
Впервые попытку синтеза этих двух наиболее важных факторов ценообразования предпринял М. Туган-Барановский. Он ввел в научный оборот понятия «стоимость» (как затраты средств производства и труда) и «трудовая стоимость» (затраты живого труда). Кроме того, он размежевал категории «стоимость» и «ценность». Ценность имеет субъективную сторону (психологическая оценка полезности товара отдельным потребителем) и объективную (оценка такой полезности обществом). Последняя и является ценой товара. При правильном понимании теории предельной полезности она, по мнению ученого, не отрицает теории трудовой стоимости.
А. Маршалл первым из западных ученых предпринял попытку синтеза этих теорий. Он считал себя учеником Д. Рикардо и рассматривал рыночную цену как результат взаимодействия издержек производства и предельной полезности, столкновения спроса и предложения. Такой подход воплощен в учебнике «Экономикс» П. Самуэльсона.
Цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую функции. Первая состоит в том, что цена является средством учета общественно необходимого, а следовательно, и полезного труда. Труд, который превышает эту величину при производстве воспроизводимых товаров, не признается потребителями, а потому излишний. Такой учет дает возможность осуществлять эквивалентный обмен товаров, определять оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и другие пропорции.
Распределительная функция цены реализуется в процессе внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. В первом случае такое перераспределение стоимости и, прежде всего, прибавочной стоимости осуществляется в пользу тех предприятий, на которых издержки производства ниже общественно необходимых, а качество товаров выше. Во втором случае перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм переливания капиталов в пользу отраслей, где осуществляется производство товаров и услуг в соответствии с индивидуальными, коллективными и общественными потребностями.
Стимулирующая функция цены состоит в том, что рыночные цены через механизм конкуренции побуждают предпринимателей внедрять новую технику, более совершенные формы и методы организации производства и т. п.
Существуют разные критерии классификации цен. Так, в соответствии с критерием собственности различают государственные, коллективные, индивидуальные и другие виды цен. Государственные цены преобладали в бывшем СССР, так как 92 % собственности принадлежало государству. Их устанавливали специальные государственные органы — Государственный комитет цен и его филиалы в республиках и на местах. Механизм установления таких цен был очень громоздким. В периодической печати времен «перестройки» приводились примеры, когда для установления цен на товары широкого потребления (например, новый тип совка для мусора и др.) следовало собрать более 100 подписей в разных инстанциях. В СССР 98 % цен были государственными и только 2 % — ценами колхозного рынка. Цены на продукцию кооперативных предприятий также были огосударствлены.
В зависимости от форм конкуренции различают рыночные цены в условиях чистой конкуренции; олигопольные — в условиях господства групповых монополий; монопольные — в условиях абсолютной монополизации единым производителем или продавцом соответствующей сферы производства и сбыта, или только сбыта.
В зависимости от типов рыночной системы выделяют регулируемые и нерегулируемые цены. Значительную часть цен в развитых странах мира регулирует государство. Регулируемыми являются и цены на олигополистическом, а также чисто монополистическом рынках. Такое регулирование со стороны гигантских монополий осуществляется через механизм формирования и регулирования спроса, объемов производства продукции, практику «лидерства в ценах» и др.
Прибыль и прибыльность предприятий. За реализованную продукцию предприятие получает соответствующую сумму денег — валовую выручку. Одна ее часть идет на замену изношенных средств производства, другая — на заработную плату работников, что в совокупности составляет себестоимость продукции. Разница между валовой выручкой и себестоимостью является прибылью (количественным определением данной категории).
С качественной стороны прибыль — это, прежде всего, превращенная форма прибавочного продукта и прибавочной стоимости. Термин «превращенная форма» означает, что прибыль скрывает действительный источник своего возникновения, в результате чего складывается впечатление, что участие в ее создании, с точки зрения западных экономистов, принимали не только работники; но и средства производства. Уже в теории А. Смита, предшествовавшей концепции трех факторов производства, прибыль рассматривалась как результат труда работника, с одной стороны, и функционирования капитала — с другой. Работниками на современных предприятиях являются не только наемные рабочие, но и собственники, которые управляют этими предприятиями. Управляющие гигантских- компаний сами частично становятся их владельцами. Выполняя свои функции, они принимают участие в формировании вновь созданной стоимости (ν + m), получая плату за свой труд как из необходимого, так и из прибавочного продукта.
Прибыльность предприятия следует рассматривать как прибыльность всего предприятия относительно авансированного капитала у. как прибыльность изготовления отдельной партии товаров. Последняя измеряется отношением прибыли к себестоимости определенной партии товаров.
Общая прибыльность предприятия определяется нормой прибыли. Ее можно записать так:
где ρ*, ρ — норма и масса прибыли; с + ν — авансированный капитал. В этой формуле ρ — абсолютный показатель количественного определения прибыли, ρ* — относительный.
В развитых странах мира рост нормы и массы (величины) прибыли является главной целью предпринимателей и критерием эффективности производства. Средняя норма прибыли в крупных компаниях составляет около 12 %.
В результате межотраслевого перелива капитала формируется средняя для конкретной страны норма прибыли, присвоение которой примерно отражает вложение равновеликих капиталов. Ее величина зависит от скорости оборота производственных фондов, снижения себестоимости продукции, роста общественной производительности труда, величины созданного прибавочного продукта, качества работы, скорости оборота капитала и других факторов.