ТЕМА 2: Этические начала проведения следственных действий

ВОПРОСЫ:

· Нравственные основы проведения следственных действий.

· Нравственные аспекты осмотра места происшествия.

· Нравственные основы допроса. Этические основы проведения обыска.

· Нравственные основы предъявления для опознания.

· Нравственные основы очной ставки.

· Нравственные основы следственного эксперимента.

· Нравственные основы избрания меры пресечения.

ЗАДАНИЯ:

1 Написать конспект: ‘Юридическая культура’.

2 Подготовить доклад: ‘Правовая культура как часть духовной культуры общества’.

3 Перечислить этические требования, предъявляемые к следователю во время проведения обыска.

4 Составить плакат-схему ‘Культура и этика судебной деятельности’.

5 Деловая игра.

ЗАНЯТИЕ № 9

ТЕМА 3: Нравственный аспект деятельности представителей юридической профессии

ВОПРОСЫ:

· Этические основы взаимодействия юриста с журналистами.

· Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

· Морально-нравственный аспект пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями.

ЗАДАНИЯ:

1. Перечислить основные положения ‘Правил профессиональной этики российских адвокатов’.

2. Подготовить сообщение: ‘Кодекс профессиональной судейской этики (Россия) // Каноны судейской этики’ (США): общее и различие.

3. Оформить таблицу: ‘Культура общения/ культура речи/ судебный этикет’.

4. Выполнить задания на развитие критического мышления.

5. Составить портфолио.

Самостоятельная работа студентов

7.1. Темы для самостоятельного изучения проблем курса:

o Нравственный прогресс и его критерии.

o Категория ‘доверие’ и его внедрение в российскую законотворческую практику.

o Концепции понятия доказательств.

o Моральная практика: поведение, поступок.

o Речевое поведение судебного оратора.

o Нравственные основы использования гипноза, НЛП.

o Сравнительный анализ ценностных ориентаций в России XIX-XX веков.

7.2. Самостоятельная работа к занятиям:

1. Изучение (конспектирование) учебников, учебных пособий, монографий, справочной литературы, статей.

2. Подготовка к выступлению на семинаре.

3. Консультации.

4. Подготовка, обсуждение, презентация реферата.

5. Решение тестовых заданий.

Примерные тестовые задания

1. Этика –

1) учение о прекрасном;

2) искусство вести диспут;

3) учение о нравственности

4) наука о материальной и духовной картине народов мира.

2. Термин ‘ЭТИКА’ как обозначение особой области исследования впервые употребил

1) Аристотель;

2) Платон;

3) Плотин;

4) Сократ.

3. Аксиология –

1) учение о ценностях;

2) форма правления;

3) результат философствования;

4) учение о непознаваемости мира.

Автор «Никомаховой этики» -

1) Аристотель;

2) Гартман;

3) Кант;

4) Ницше.

Моральный принцип, который должен определять нравственную волю как радость

1) альтруизм;

2) гедонизм;

3) эвдемонизм;

4) эгоизм.

6. Основные категории этики:

1) добро и право;

2) закон и право;

3) добро и зло;

4) свобода и преступление.

7. Слову ‘моральный – относящийся к морали’ соответствует

1) духовный;

2) законный;

3) нравственный;

4)общественный.

В основе “пирамиды ценностей” находятся

1) общность языка и мышления;

2) принадлежность к определенной партии;

3) принадлежность к определенной профессиональной группе;

4) общность интересов.

9. Императив –

1) общезначимое нравственное предписание;

2) признак, на основании которого производится оценка;

3) теория познания;

4) отрицание обязательных принципов.

В современной философии преобладают

1) три основных типа этических систем;

2) два типа этических систем;

3) четыре типа этических систем;

4) один тип этических систем.

11. Кардинальные добродетели, из которых, по мнению Платона, вытекают все остальные:

1) мудрость, мужество, благоразумие, справедливость;

2) вера, надежда, любовь;

3) мудрость, мужество, благоразумие, справедливость, вера, надежда, любовь;

4) активизм, пассеизм, позитивизм, утилитаризм.

12. Одна из кардинальных добродетелей САМООБЛАДАНИЕ проявляется в двух основных формах:

1) умеренность и мужество;

2) инертность и косность;

3) настойчивость и терпимость;

4) решительность и требовательность.

КЛЮЧИ:1/ 3); 2/ 1); 3/ 1); 4/1); 5/ 2); 6/ 3); 7/ 3); 8/ 1); 9/ 1); 10/ 1); 1/ 1); 12/ 1).

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Этика: предмет, структура, социально-преобразующая функция.

2. История эволюции этических учений.

3. Аксиологический объем этических категорий.

4. Происхождение морали и нравственности.

5. Роль морали в жизни общества.

6. Структура морали.

7. Соотношение императивности и свободы выбора.

8. Профессиональная мораль.

9. Нравственность – гуманистическая перспектива бытия.

10. Методы изучения профессиональной этики.

11. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

12. Виды юридической этики.

13. Содержание и функции служебного этикета.

14. Морально-этическая основа презумпции невиновности.

15. Нравственные начала гражданского судопроизводства.

16. Нравственные начала уголовного судопроизводства.

17. Соотношение норм права и норм морали.

18. Профессионально необходимые качества юриста.

19. Нравственные основы процессуальной деятельности.

20. Пути разрешения конфликтных ситуаций в правоприменительной практике.

21. Соотношение общей и профессиональной этики.

22. Правила поведения в моральной и правовой регуляции.

23. Проблема нравственно-психологической пригодности к профессии юриста.

24. Кодекс профессиональной чести адвоката, следователя, судьи.

25. Моральные проблемы современных реалий права.

Наши рекомендации