Электропоездов Московского метрополитена

М о с к о в с к и й м е т р о п о л и т е н

У ч е б н о - п р о и з в о д с т в е н н ы й ц е н т р

Краткий курс лекций

По предмету

«Управление и техническое обслуживание электропоезда»

Для обучающихся в группах по специальности

«помощник машиниста электропоезда»

Москва 2006 г.

Вопросник по управлению для пом. машиниста

1. Обязанности п/маш. При нахождении состава в ТО-1 на линии.

2. Обязанности п/маш. При приёмке состава без подачи напряжения 825В.

3. Обязанности п/маш. При приёмке состава с подачей высокого напряжения 825В.

4. Обязанности п/маш. При приёмке п/с на линии.

5. Обязанности п/маш. При сдаче п/с на линии.

6. Обязанности п/маш. При сдаче п/с в депо.

7. Обязанности п/маш. При выезде из депо.

8. Обязанности п/м при приёмке состава в депо.

9. Обязанности п/маш. При ведении поезда и стоянке на станции.

10. Общие положения при заступлении на смену на линии. Обязанности п/маш. Если он по каким либо причинам не может явиться на работу.

11. Действия п/маш. При обнаружении в салоне постороннего предмета или получении информации от пассажиров о наличии постороннего предмета в салоне.

12. Обязанности п\маш. При ведении поезда. В каких случаях п/маш. Должен стоять у стоп крана с готовностью применения торможения.

13. Обязанности п/маш. При следовании по перегону и въезде на станцию.

14. Общие положения при заступлении на смену в электродепо.

15. Обязанности п/маш. При выезде и въезде в депо. Меры безопасности.

16. Выезд из депо и следование по парковым путям.

Неисправности на п/с..

17. Причины не открытия (закрытия) дверей в поезде.

18. Не закрываются двери во всём составе.

19. При следовании по перегону началась игра дверей.

20. Не закрываются двери в одном вагоне.

21. Наличие индикации открытого положения 1-го, 2-х дверных проёмов на маниторе машиниста.

22. Порядок действий п/маш. Если после закрытия дверей, двери пытаются открыться во всём поезде.

23. Не открываются двери в одном вагоне. Порядок действий п/маш.

24. Не закрываются двери в хвостовой части поезда. Порядок действий п/маш..

25. Порядок действий п/маш. Если не закрылись двери в одном вагоне, во всём поезде.

26. После закрытия дверей двери пытаются открыться в одном вагоне.

27. Не открываются двери в хвостовой части поезда. Порядок действий п/маш..

28. При нажатии на кнопку открытия дверей, двери пытаются открыться и вновь закрываются. Действия п/маш..

29. Порядок действий п/маш., если не открываются двери во всём поезде.

30. Утечка воздуха из н/м, пополняемая м/к. (причина: сработка предохранительного клапана);

31. Порядок действий п/маш. При отказе работы вагона на «ход» и/или «тормоз». А-1, А-6, А-20, А-30, А-38.

32. Порядок действий п/маш. При утечки воздуха из ТМ.

33. Порядок проверки УАВА и АВТ (откл 1.9 -2.2 Ат, вкл. 1.1 -1.5 Ат.);

34. Определение вагона с откл. АКБ или А-13.

Тема №1 Инструкции и положение по обслуживанию электропоездов.

Тема № 1.1 (1 час.)

П А М Я Т К А

л/б по предупреждению проезда запрещающих сигналов.

1. Отдыхайте перед заступлением на работу так, чтобы не чувство-

вать переутомления в течении рабочей смены.

2.Проезд запрещающего сигнала навсегда исключен, если соблюдать требования, ПТЭ, Инструкции по сигнализации и должностных инструкций.

3. Л/б обязаны повторять показания сигналов оговоренных приказам начальника депо, всех маневровых светофоров, сигналов, требующих уменьшения скорости или остановки, стрелок, показания маршрутных указателей.

Повторение сигналов и стрелок должно быть произнесено громко и отчетливо.

4. Помощник машиниста всегда должен помнить, что он наравне с машинистом отвечает за проезд запрещающего сигнала и он ОБЯЗАН в таких случаях применять решительное действие для остановки поезда и предотвращения проезда запрещающего сигнала.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Машиниста и помощника машиниста

электропоездов Московского метрополитена

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Четкость работы метрополитена во многом зависит от качества работы машинистов и помощников машинистов, от уровня их трудовой и производственной дисциплины, технической грамотности, точного выполнения ими Правил технической эксплуатации метрополитенов (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на метрополитенах, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, настоящей Должностной инструкции и других инструкций, правил и положений, приказов и указаний, относящихся к их работе.

1.2. Машинисты и помощники машинистов электропоездов должны:

1.2.1. Иметь квалификацию слесаря по ремонту подвижного состава не ниже 2-го разряда для помощника машиниста и 3-го разряда для машиниста.

1.2.2. Иметь теоретическую подготовку и практические навыки в объеме утвержденных программ по подготовке машинистов и помощников машинистов.

1.2.3.Иметь образование - не ниже среднего. Перед назначением на должность сдать
комиссии при технической школе или электродепо теоретический экзамен по ПТЭ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах. Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, настоящей Должностной инструкции и другим инструкциям, связанным с движением поездов, а также Правилам техники безопасности при эксплуатации, техническом обслужива­нии и текущем ремонте моторвагонного подвиж­ного состава, пробную поездку на линии и выдер­жать практические испытания на подвижном со­ставе по выходу из случаев возможной неисправ­ности его оборудования.

1.3. При переводе машинистов и помощников машинистов из одного электродепо в другое они должны быть проинструктированы и испытаны в знании устройств подвижного состава, плана и профиля пути, особенностей технико-распорядительных актов станций и работы на линии.

1.4. Машинисту и помощнику машиниста должны быть выданы при назначении на должность ПТЭ, Инструкция по сигнализации на мет­рополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах и настоя­щая Должностная инструкция.

1.5. Машинист и помощник машиниста в административном отношении находятся в непосредственном подчинении начальника электродепо, а в оперативном отношении подчиняются замести­телю начальника электродепо по эксплуатации, машинисту-инструктору, дежурному по электро­депо, оператору, дежурному поездному диспетчеру, дежурному по станции и обязаны выполнять их распоряжения.

1.6. Машинисты и помощники машинистов должны своевременно знакомиться с графиком
работы, нарядами, расшифровкой смен и яв­ляться к исполнению своих должностных обязан­ностей согласно графику или наряду в установ­ленной форменной одежде, опрятными, хорошо отдохнувшими и подготовленными к работе.

1.7. Продолжительность рабочего дня опреде­ляется графиком работы или нарядом.

Машинисты и помощники машинистов, кото­рых не сменили в установленное время, информи­руют об этом поездного диспетчера, но не имеют права самовольно оставлять работу.

1.8. При возвращении после болезни, отпуска, командировки и т. п. машинист, помощник маши­ниста должны явиться к нарядчику, сдать ему документы, освобождавшие от работы, и после этого получить у него назначение на смену, а в отсутствие нарядчика (выходной день) — у дежур­ного машиниста-инструктора.

Перед заступлением на смену машинист, по­мощник машиниста должны ознакомиться с изданными за время их отсутствия докумен­тами.

1.9. Машинисты и помощники машинистов должны сообщать нарядчику и в отдел кадров адрес' местожительства, домашний телефон и немедленно извещать их в случаях каких-либо изменений.

1.10.Машинист и помощник машиниста во взаимоотношениях с пассажирами и работниками метрополитена должны быть вежливыми, преду­предительными и требовать от них выполнения Правил пользования метрополитеном.

1.11.Машинист не имеет права выезжатьиз электродепо или пункта технического осмотра на линию на составе (поезде), не удовлетворяю­щем требованиям ПТЭ.

1.12.Машинист не имеет права покидать ка­бину управления во время движения поезда (со­става) .

1.13.Высокая степень бдительности при рабо­те на линии, при производстве маневровых работ, приемке и сдаче подвижного состава, высокая личная ответственность за безопасность движения управляемого поезда (состава), перевозимых в нем пассажиров должны быть главными в работе машиниста и помощника машиниста.

1.14.К ведению поезда (состава) машинист и помощник машиниста должны относиться как к ответственному производственному процессу, держать себя в постоянной готовности к всевоз­можным неожиданностям в пути следования, всегда быть готовыми к принятию экстренных мер по обеспечению безопасности движения.

1.15.Запрещается машинисту во время движе­ния поезда (состава) при нахождении главного вала КВ в ходовом и тормозном положении сни­мать руки с рукояток управления (контроллера машиниста и крана машиниста).

В случаях, требующих особой бдительности (при следовании первым поездом, при включен­ном рабочем освещении тоннеля, при следовании по стрелочным переводам, соединительным вет­вям и др.), правая рука машиниста также должна находиться на ручке крана машиниста.

В этих случаях при обслуживании поезда состава) в два лица, помощник машиниста должен стоять с готовностью применения при необходи­мости стоп-крана.

1.16 При угрозе наезда на подвижной состав или препятствие машинист и помощник маши­ниста не имеют права покидать рабочее место, не приняв необходимых мер к его предотвраще­нию.

При угрозе столкновения встречных поездов (составов) машинист и помощник машиниста обязаны принять меры к экстренной остановке.

1.17. Запрещается машинисту передавать управление поездом (составом) какому-либо лицу, кроме сменяющего машиниста, руководи­телей электродепо, в котором он работает, или руководителей службы подвижного состава, имею­щих право управления электропоездами метро­политена, машиниста-инструктора (при этом ответ­ственность за безопасность движения возлагается на лицо, принявшее на себя управление поездом), помощника машиниста с правом управления с разрешения машиниста-инструктора (при передаче управления помощнику машиниста его обязан­ности выполняет машинист), прикрепленного практиканта (стажера).

1.18.Запрещается машинисту или помощнику машиниста передавать управление поездом (со­ставом) лицу, находящемуся в состоянии алко­гольного, наркотического и токсического опьяне­ния, не подготовленному к работе и одетому не по форме.

1.19.Машинисты и помощники машинистов, назначенные в резерв, находятся в распоряжении машиниста-инструктора, оператора линейного пункта или дежурного по электродепо и без их разрешения не имеют права отлучаться с работы. Машинист или помощник машиниста, назна­ченные в резерв, могут направляться для работы на линии, маневрах по обороту составов или в электродепо, а также на подмену локомотивных бригад.

Электропоездов Московского метрополитена - student2.ru 1.20. При потере машинистом способности управлять поездом помощник машиниста с правом управления электропоездами метрополитена обя­зан остановить поезд, доложить о случившемся поездному диспетчеру и вызвать через него резерв­ного машиниста или машиниста-инструктора.
После чего довести поезд до ближайшей станции, где высадить пассажиров и передать больного машиниста дежурному по станции. Помощник машиниста без прав управления электропоездами обязан остановить поезд, доло­жить о случившемся поездному диспетчеру и затребовать вспомогательный поезд.

1.21. Кратковременный уход локомотивной бригады (машиниста) с состава, находящегося в отстое в электродепо или пункте технического осмотра (ПТО), допускается лишь при снятом с состава высоком напряжении и получении разре­шения дежурного по электродепо или бригадира
ПТО. При этом машинист должен принять меры, исключающие самопроизвольное движение со­става.

1.22. При работе в ночную смену, разделенную на части (ночь, с ночи), машинист и помощник машиниста должны соблюдать режим отдыха.

Размен сменами между машинистами (помощ­никами машинистов) допускается только с разре­шения нарядчика и внесения изменения в наряд, а в течение рабочей смены — с разрешения маши­ниста-инструктора.

2. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА

2.1. Машинист и помощник машиниста обя­заны:

2.1.1.Точно и беспрекословно выполнять
требования Правил технической эксплуатации метрополитенов. Инструкции по сигнализации на метрополитенах. Инструкции по движению поез­дов и маневровой работе на метрополитенах.
Правил по технике безопасности при эксплуата­ции и ремонте электроподвижного состава. Правил внутреннего трудового распорядка, данной долж­ностной инструкции, положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, а также инструкций, положений, приказов, опера­тивных инструктивных указаний, относящихся к работе локомотивных бригад.

2.1.2.При изменении отдельных пунктов ПТЭ метрополитенов, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах. Инструкции по сигнализации на метрополитенах и других выданных на руки документов вносить соответствующие изменения с указанием, как правило, документа, на основании которого внесено изменение.

2.1.4. Обратиться к машинисту-инструктору за разъяснениями отдельных положений и тре­бований правил, инструкций или другого руко­водящего документа, если не могут понять их смысла. После росписи в Книге ежедневного инструк­тажа при заступлении на работу машинист и по­мощник машиниста не имеют права ссылаться на незнание требований положений руководящих документов.

2.1.5. Приемку и сдачу подвижного состава, проверку, опробование пневматических тормозов производить установленным на метрополитене и с учетом особенностей Местных- инструкций элек­тродепо порядком с точным соблюдением пра­вил по технике безопасности при эксплуатации и ремонтеэлектроподвижного состава.

2.1.6. Периодически являться по вызову,
но не реже одного раза в год, к начальнику элек­тродепо и его заместителю по эксплуатации на собеседование и для проверки формуляра маши­ниста.

2.1.7. При исполнении служебных обязан­ностей иметь при себе удостоверение личности
со штампами на право прохода на объекты метро­политена, талон предупреждения, а машинист дополнительно — формуляр машиниста.

2.1.8.Сообщить не позднее чем за 3 часа до начала работы нарядчику, оператору линейного пункта, дежурному по электродепо или маши­нисту-инструктору, если не может явиться на работу по болезни или каким-либо другим причинам.

2.1.9.Не допускать проезда в управляемой кабине лиц, не имеющих на это разрешения.

Коротко информировать руководителей элек­тродепо, службы подвижного состава и метрополи­тена о состоянии электроподвижного состава и выполнении графика движения поездов.

2.1.10. При необходимости экстренного снятия или подачи высокого напряжения на контактный рельс руководствоваться Инструкцией о порядке снятия и подачи напряжения на контактный рельс.

2.1.11. В обязательном порядке проходить предрейсовый медицинский осмотр перед за­ступлением на работу и, при уведомлении, допол­нительный осмотр по закрытому скользящему графику.

2.1.12.Проходить периодическое медицинское освидетельствование в сроки и порядком, установ­ленным на метрополитене.

2.1.13.При поступлении в момент отправле­ния поезда со станции непонятной информации от пассажиров по связи "пассажир-машинист"
или при отключении тягового режима, связанно­го с потерей контроля дверей поезда, остановить поезд экстренным торможением, доложить поезд­ному диспетчеру.

До выявления и устранения причины, вызвав­шей остановку поезда, машинисту запрещается приводить его в движение.

2.1.14. О всех выявленных недостатках в рабо­те и нарушениях нормальной работы подвижного состава по окончании смены написать донесение
установленной формы, а при постановке состава имеющего неисправность в электродепо и в сек­ционную книгу ремонта.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА

3.1. Машинист и помощник машиниста несут персональную ответственность:

3.1.1. За необеспечение сохранности и правиль­ного содержания вверенного им подвижного состава, инвентаря, инструмента, секционной книги ремонта с момента их приемки и до момента сдачи.

3.1.2.За необеспечение безопасности движения и культуры обслуживания перевозимых пассажиров.

3.1.3.За нарушение требований Правил технической эксплуатации метрополитенов, Инструкции по сигнализации на метрополитенах, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах, данной Должностной инструк­ции. Положения о дисциплине работников желез­нодорожного транспорта РФ, а также других до­кументов, определяющих работу и обязанности локомотивных бригад (машинистов).

3.1.4. Машинист также несет ответственность за неправильные действия на работе помощника машиниста, находящегося в его подчинении.

Тема № 1.2 (1 час.)

Электропоездов Московского метрополитена - student2.ru

Приказ

От 27.05.09 г. №272

Наши рекомендации