Рыночное предложение конкурентных отраслей в долгосрочном периоде

Кривая долгосрочного предложения отдельной фирмы совпадает с возрастающим участком LMC выше minLATC. Однако кривая рыночного (отраслевого) предложения в долгосрочном периоде (в отличие от краткосрочного периода) не может быть получена путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм, так как число этих фирм меняется. Вид кривой рыночного предложенияв долгосрочном периоде определяется тем, как меняются цены на ресурсы в отрасли.

В начале раздела мы ввели допущение, что изменение объемов отраслевого производства не влияет на цены ресурсов. На практике различают три типа отраслей:

· с постоянными издержками;

· с возрастающими издержками;

· с убывающими издержками.

Отрасли с постоянными издержками

Если рыночная цена вырастет, то оптимальный объем производства отдельной фирмы также вырастет. В этих условиях все фирмы смогут заработать экономическую прибыль, побудив другие компании войти в отрасль. Отраслевая кривая предложения краткосрочного периода перемещается вправо Вход новых фирм в отрасль и расширение отраслевого выпуска не повлияет на цены ресурсов. Причина этого может заключаться в изобилии ресурсов, так что новые фирмы не смогут повлиять на цены ресурсов и повысить издержки действующих фирм. В результате кривая LATC типичной фирмы останется прежней.

Восстановление равновесия достигается по следующей схеме: вход новых фирм в отрасль вызывает падение цены; прибыли постепенно сокращаются до уровня нормальной прибыли. Таким образом,отраслевая выработка увеличивается (или уменьшается) вслед за изменением рыночного спроса, но цена предложения в долгосрочном периоде остается неизменной. Это означает, что отрасль с постоянными издержками имеет вид горизонтальной линии.

Отрасли с возрастающими издержками

Если увеличение отраслевого объема вызывает повышение цен на ресурсы, то мы имеем дело со вторым типом отраслей. Более высокая цена позволяет фирмам получать экономическую прибыль, что привлекает в отрасль новые фирмы. Расширение совокупного производства вызывает необходимость все более широкого использования ресурсов. В результате конкуренции между фирмами цены на ресурсы возрастают, и как следствие, увеличиваются издержки всех фирм (как уже действующих, так и новых) отрасли. Графически это означает смещение вверх кривых предельных и средних издержек типичной фирмы. Кривая предложения фирмы краткосрочного периода также смещается вправо. Процесс приспособления будет продолжаться, пока не иссякнет экономическая прибыль. При данных условиях типичная фирма выбирает объем производства, при котором:

Р2 = MR2 = SATC2 = SMC2 = LATC2

Долгосрочная кривая предложения получается путем соединения краткосрочных точек равновесия и имеет положительный наклон.

Отрасли с убывающими издержками

Анализ долгосрочного равновесия отраслей с убывающими издержками проводится по аналогичной схеме. Рыночная цена увеличивается до уровня, позволяющего фирмам получать экономическую прибыль. В отрасль начинают притекать новые компании, а кривая рыночного предложения смещается вправо. Расширение объемов производства ведет к снижению цен на ресурсы.

Это достаточно редкая на практике ситуация. Примером может служить молодая отрасль, возникающая в сравнительно неразвитом районе, где рынок ресурсов плохо организован, маркетинг находится на примитивном уровне, а транспортная система плохо функционирует. Увеличение количества фирм может повысить общую эффективность производства, стимулировать развитие транспорта и системы маркетинга, понизить общие издержки фирм.

Долгосрочная кривая предложения отрасли в данном случае имеет отрицательный наклон.

IV. Графический анализ

  1. Отразить фирму на рынке совершенной конкуренции в долгосрочном периоде в координатах (Q; P, C).
  2. Изобразить в координатах (Q; AC, LAC) взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными средними издержками фирмы.
  3. Используя знания о различных эффектах масштаба производства, отразите в координатах (Q; LAC):

а) отрасль по производству небольших бытовых приборов;

б) автомобилестроительная отрасль;

в) хлебопекарная отрасль.

  1. Отразить в координатах (Q; P, C):

а) временно получаемая прибыль и восстановление долгосрочного равновесия фирмы-представителя совершенно-конкурентной отрасли и отрасли в целом (2-а графика);

б) временно имеющиеся убытки и восстановление долгосрочного равновесия фирмы-представителя совершенно-конкурентной отрасли и отрасли в целом (2-а графика).

V. Задачи и ситуации

1. На рынке совершенной конкуренции действуют фирмы с одинаковой функцией общих издержек: ТС = 24 – Р. Спрос на этом рынке определяется функцией:

Qd = 24 – P.

Определить: а) цену равновесия на этом рынке; б) совокупный выпуск этих товаров (Q); в) количество фирм на этом рынке в долгосрочном периоде.

2. Функция зависимости общих издержек от объема выпуска имеет вид: ТС = 10 + 2Q2. Определить средние долгосрочные издержки.

3. Известно, что рынок бензина в регионе функционирует в условиях совершенной конкуренции. Спрос на бензин описывается так: Qd = 200 – 2P. Средние издержки типичной бензоколонки равны: АС = 5 + (Q – 5)2. Какое число бензоколонок должно действовать в регионе в долгосрочном периоде?

4.Фирма увеличила применяемый капитал со 100 до 150 единиц, а труд с 500 до 600. При этом объем выпуска вырос с 200 до 220 штук изделий. Какой эффект масштаба имеет место?

5. Функция спроса на продукцию конкурентной отрасли имеет вид: Qd = 10 – 2p, а предложения Qs = 4р – 2. Одна из фирм отрасли имеет восходящий участок предельных издержек

МС = 0,5q + 1. При каком объеме фирма получит максимальную прибыль?

6. Управляющие всегда озабочены кратко- и долгосрочными характеристиками их компании. Как Вы думаете, почему различие между двумя периодами столь важно для предпринимательской деятельности?

VI. Контрольные вопросы

  1. В чем состоит специфика долгосрочного периода?
  2. Чем точки на долгосрочной кривой предложения отличаются от точек на краткосрочной кривой предложения?
  3. При каком условии фирма находится в равновесии в долгосрочном периоде?
  4. Почему конкурентная фирма, максимизирующая свою экономическую прибыль, не может находиться долго в таком состоянии?
  5. Что такое положительный и отрицательный эффекты масштабов производства?
  6. Рассмотрите на конкретных примерах методы увеличения масштабов производства и подумайте с какими проблемами в конце концов может столкнуться фирма, которые ограничат дальнейшее расширение?
  7. Почему в долгосрочном периоде мы рассматриваем не только отдельную фирму, но и отрасль?
  8. Рассмотрите процесс приспособления отрасли к конъюнктуре рынка и динамику экономической прибыли.
  9. При каких обстоятельствах кривая предложения отрасли направлена вверх, при каких вниз, при каких имеет горизонтальный вид?
  10. В чем проявляются общественные издержки фирм совершенной конкуренции и может ли государство оказывать влияние на их функционирование?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. – М., 1994.
  2. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и сервис», 1999. С. 172-185.
  3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. – М., 1998-2003. Гл.8.
  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 2001-2007. Гл. 23.
  5. Микро – Макроэкономика. Практикум. Под ред. Огибина Ю.А. – СПб., 1999. Гл. 7, 8.
  6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Пер. с англ. – М, 2000. С. 280-324.
  7. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: «Юристъ», 2000. С. 228-238.
  8. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. – ИНФРА – М, 2005.

Тема 11
Несовершенная конкуренция: Теория монополии

I. Основные вопросы темы

  1. Несовершенная конкуренция: сущность, источники и измерение монопольной власти.
  2. Монополия: основные формы современных монополий.
  3. Спрос и доход фирмы-монополиста. Особенности кривой спроса монополиста. Предельный доход и спрос. Кривая предельного дохода.
  4. Принципы ценообразования при рыночной власти. Монопольная цена и монопольная прибыль. Равновесие монопольной фирмы.
  5. Ценовая дискриминация (диверсификация цен) и ее формы. Захват потребительского излишка.
  6. Общественные потери монополизации рынка и антимонопольная политика государств.

Наши рекомендации