Принципы арбитражного процессуального права
Принцип осуществления правосудия только судомзакреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ. Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип отражается в том, что по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие.
Дела, отнесенные законом к ведению арбитражных судов, могут рассматриваться и другими органами (третейскими судами, международными коммерческими арбитражами и др.). Однако осуществляемая ими деятельность по защите прав граждан и организаций не является правосудием, они, рассматривая споры, не вправе использовать гражданскую процессуальную форму и выносить решения от имени государства.
Принцип независимости судей закреплен в ст. 5 ГПК, которая согласуется со ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Данный принцип сочетает одновременно два начала: независимость судей, которая в то же время ограничивается необходимостью их подчинения Конституции РФ и федеральным законам. Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность.
Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел подразумевает, что разбирательство дела в арбитражном процессе производится судьей арбитражного суда единолично либо арбитражным судом в коллегиальном составе.
При этом следует различать разные составы коллегий. Во-первых, коллегиальное разбирательство в составе профессиональных судей. Во-вторых, коллегиально могут быть рассмотрены дела в арбитражном суде первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей.
Во всех остальных случаях, если дело не отнесено к коллегиальному рассмотрению, оно разрешается единолично судьей.
Принцип равенства участников арбитражного процесса перед законом и судом сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 ФКЗ "О судебной системе РФ" и ст. 7 АПК.
Он означает, что арбитражный суд отправляет правосудие, невзирая на пол, расу, национальность стороны, ее язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения и другие обстоятельства, а также что арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Принцип государственного языка судопроизводства зафиксирован в ст. 12 АПК. Судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке— государственном языке РФ. Сторонам, не владеющим русским языком, арбитражный суд разъясняет и обеспечивает право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебных действиях, выступать в суде на родном языке или свободно выбранном языке общения и пользоваться услугами переводчика.
Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 11 АПК и требует, чтобы разбирательство дел в арбитражном суде было открытым. Разбирательство дела в закрытом судебном заседании допускается в случаях, если открытое разбирательство дела может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных ФЗ, а также при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
Принцип доступности правосудия означает, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в порядке, предусмотренном законом, в арбитражный суд за защитой прав и интересов и отстаивать их в судебном процессе. При этом отказ от права на обращение в арбитражный суд недопустим и недействителен. Условия договоров, содержащие отказ от права на обращение в арбитражный суд, являются ничтожными.
Принцип диспозитивности. В АПК отсутствует какая-либо единая статья, в которой содержалось бы определение данного принципа.
В соответствии с ним дела, по общему правилу, возбуждаются, развиваются, изменяются, переходят из одной стадии процесса в другую и прекращаются под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.
В соответствии с принципом диспозитивности стороны по своему соглашению могут передать спор на разрешение третейского суда, в ходе судебного заседания достичь мирового соглашения и т.п.
Свобода распорядительных действий сторон имеет пределы.
Принцип состязательностизакреплен в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и регулирует действия сторон и иных участвующих в деле лиц, а также суда, по представлению, собиранию и исследованию доказательств. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд может предложить им представить дополнительные доказательства.
Второй составной слагаемой принципа состязательности является состязательная форма арбитражного процесса. Сущность ее заключается в том, что все судопроизводство в арбитражном суде от начала до конца протекает в форме процессуального противоборства участников, интересы которых, как правило, прямо противоположны.
Принцип процессуального равноправия сторонзакреплен в ст. 123 Конституции РФ и ст. 8 ГПК РФ. Он заключается в предоставлении сторонам равных возможностей для отстаивания своих субъективных прав и законных интересов.
Истец и ответчик наделены по закону идентичными либо соотносимыми правами и обязанностями. Как истец, так и ответчик обладают правом на судебную защиту, для истца - это право на предъявление иска, а для ответчика - право на защиту от иска.
Принцип сочетания устности и письменности судебного разбирательства в характеризует означает, что арбитражный суд исследует доказательства и фиксирует полученную устным путем информацию в письменной форме.
Устное начало разбирательства дела в арбитражном суде характеризуется устной формой ведения судебного заседания, исследованием доказательств в устной форме, и рядом других признаков.
Принцип непосредственности судебного разбирательства закреплен в ст. 10 АПК и означает, что арбитражный суд обязан непосредственно исследовать и воспринять все доказательства по делу. Тем самым обеспечивается личное восприятие судьями арбитражного суда всего доказательственного материала.
АПК устанавливает и отдельные исключения из принципа непосредственности (например, институт судебных поручений).