Тарифы в каботаже классифицируются по видам перевозок, морским бассейнам, родам грузов, сфере применения и внутреннему строению
По видам перевозок тарифы установлены: для сухогрузов и наливных грузов в таре (бочках, цистернах и др.); для жидких грузов, перевозимых наливом в судах; при буксировке плотов, судов, доков и других плавучих объектов.
По морским бассейнам тарифы делятся вследствие различий в условиях плавания и уровнях себестоимости перевозок грузов. Выделяют пять бассейнов: Балтийский, Северный, Дальневосточный, Черноморско-Азовский и Каспийский.
По сфере применения и внутреннему строению тарифы делятся так же, как и на железнодорожном транспорте.
При дифференциации тарифов по родам грузов все грузы по своим свойствам разделены на классы и группы. Тарифная номенклатура грузов едина для морского, речного и железнодорожного транспорта. В соответствии с ней все грузы делятся на 11 разделов, 69 групп и некоторое число позиций, характерное для каждого вида транспорта (227 – для железнодорожного, 253 – для морского). Раздел включает продукцию отдельной крупной отрасли (топливно-энергетической промышленности, машиностроения, сельского хозяйства и др.). В каждую группу объединяются грузы, имеющие одинаковое назначение в производстве или потреблении (сельское хозяйство – зерно, семена, овощи и др.). Внутри группы грузы подразделяются на позиции (зерно – пшеница, овес, кукуруза в початках и др.). Каждая позиция включает грузы, для перевозки которых требуются примерно одинаковые условия и трудоемкость. Группу и позицию перевозимого груза определяют по «Алфавиту к номенклатуре сухогрузов», приведенному в прейскуранте. Наименование груза в транспортных документах должно соответствовать наименованию алфавитного перечня.
Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему виду.
Необходимость дифференциации тарифов по пароходствам обусловлена климатическими различиями условий работы, особенностями водных путей и др. По видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ. В зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные, по скорости сообщения — на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. На водоизмещающих судах тарифы дифференцируются по условиям комфортности пассажирских мест. В соответствии с принципом построения тарифы разделяются на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных — для половины расстояния пояса. По внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности.
Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы. На водоизмещающих судах повышенной комфортабельности пассажирские каюты делятся на группы в соответствии со следующими факторами: степенью отдаленности от палубы, населенностью и площадью каюты, ярусностьд коек, наличием тех или иных бытовых удобств и др. Тарифы при проезде на обычных водоизмещающих судах дальних линий установлены для спальных и сидячих мест. С учетом местных условий разрабатываются тарифы при проезде в судах пригородных и внутригородских линий. Тарифы на туристические перевозки определяются в зависимости от формы реализации путевок. При реализации их туристическими фирмами применяются договорные тарифы. Если туристические путевки реализуются непосредственно судовладельцем, то тариф рассчитывается исходя из себестоимости содержания судна и получения необходимой рентабельности.
При установлении пассажирских тарифов на морском транспорте учитываются комфортабельность судна и категория места, которое занимает пассажир, а также дополнительные удобства, имеющиеся в каюте.
Необходимым элементом производственной структуры водного транспортаявляются кроме флота морские и речные порты, водные пути, гидротехнические сооружения, судоремонтные и судостроительные предприятия.
Морские порты преобразованы в акционерные общества и учреждения государственных предприятий — морских администраций портов. Доходы в виде портовых сборов с грузовладельцев (грузовой сбор) и судовладельцев (корабельный, маячный, канальный, лоцманский и др.) поступают в морские администрации портов, а в морских портах остались погрузоразгрузочные работы и работы, связанные с обслуживанием грузов и судовладельцев.
Ставки сборов дифференцируемы по портам, принадлежности судов, они бывают обыкновенными и льготными. По заранее установленным ставкам отечественные и иностранные суда оплачивают оказываемые им в портах услуги: открытие и закрытие люков, отпуск электроэнергии, снабжение водой и пр.
Тарифы на погрузочно-разгрузочные называются аккордными ставками и делятся на общие и специальные (при использовании специальных установок и технологий перегрузки). Аккордные ставки дифференцируемы на группы в зависимости от трудоемкости и себестоимости перегрузки 1 т груза, а также от категории работ, в которой учитывается состав операций при поступлении груза в начальный и конечный порт и при его перевозке. Перечень работ, оплата которых включена в аккордную ставку, различен по видам сообщений и обязательно оговаривается. На работы и операции, не предусмотренные ставкой, установлены особые тарифы: за взвешивание и хранение, проверку состояния грузов, проведение санитарных мер и др.
Судоремонтные предприятия выполняют различные виды плановых и неплановых ремонтов, изготавливают судовые машины, механизмы и узлы для собственных нужд и нужд предприятий отрасли. Формирование цен на судоремонтные работы имеет некоторые отличия от определения цен на машиностроительную продукцию, но подчиняется общему порядку определения цен на промышленную продукцию. В основе определения цен на продукцию судоремонтных предприятий лежат уровни расхода и стоимости материалов и труда, использования основных фондов, участвующих в производственном процессе, другие расходы и планируемая величина прибыли. Кроме того, цены на судоремонтные работы так же, как и цены на дноуглубительные, спасательные и другие работы и услуги отражают их специфику, различия в условиях проведения, принадлежность судовладельцев и влияние иных факторов.
1.3.3. Тарифы автомобильного транспорта
Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность и скорость доставки грузов, его преимущество — в доставке груза без перевалок со склада производителя на склад покупателя. Эффективность автомобильного транспорта зависит также от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети.
Грузовые тарифы на автомобильном транспорте формируются на основе общих для всех видов транспорта принципов установления тарифов. Они должны возмещать себестоимость перевозок и обеспечивать получение автотранспортным предприятием прибыли, достаточной для его нормальной работы в рыночных условиях.
Себестоимость автомобильных перевозок относительно высока по сравнению с другими видами транспорта, что обусловливается небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок также колеблется под влиянием дорожно-климатических условий, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава, себестоимость автомобильных перевозок зависит от региональных различий в уровне заработной платы и цен на бензин и дизельное топливо. Тарифы автомобильного транспорта устанавливаются автотранспортными предприятиями самостоятельно.
Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, покилометровые, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.
Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.
Покилометровые тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы, например при холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.
Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за перевозку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более высокой себестоимостью перевозок. На автомобильном транспорте взимаются также сборы за дополнительные операции, связанные с погрузо-разгрузочными работами, складским обслуживанием, экспедированием грузов и т. д. В целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля применяются скидки с тарифа.