Диагностика владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ

В основу системы тестов для диагностики владения приемами и способами работы заложен, как и при тестировании результатов теоретического обучения, уровневый подход к оценке деятельности учащихся с учетом специфики целей, содержания, организации, а также периодов производственного обучения. Особенность эта заключается в том, что в процессе производственного обучения происходит не только количественный рост, накопление осваиваемых трудовых действий (приемов, операций, функций, видов и способов выполнения работы), но и повышение, нарастание качественных характеристик умений, формирование навыков, развитие опыта, мастерства, квалификации.

Характеристика уровней освоения деятельности применительно к периодам производственного обучения отражена в таблице 3.

В зависимости от цели тестирования, а также периода производственного обучения тесты на проверку владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ подразделяются на следующие виды:

А. На проверку качества выполнения трудовых приемов и операций.

Б. На проверку рациональности выполнения работ комплексного характера, производственных функций, обслуживания оборудования и т.п. – тесты-процессы.

Тесты на поверку качества выполнения трудовых приемов и операций разрабатываются, как правило, на I уровень овладения умением, имея в виду, что при этом вполне допустимы подсказки в форме подробного вводного и текущего инструктирования учащихся мастером или с помощью инструкционной карты. На более поздних этапах обучения, при освоении новой техники и технологии на базе уже имеющихся у учащихся знаний и умений, характерны тесты II уровня.

Таблица 3

УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(навыков и умений) в процессе производственного обучения учащихся

Уровни деятельности Характер деятельности учащихся Период производст­венного обучения
I – репродуктив­ная, несамостоя­тельная Деятельность выполняется под непос­редственным наблюдением и руковод­ством мастера, на основе его инструк­тивных указаний и рекомендации до­кументов письменного инструктирования: инструкционных и инструкционно-технологических карт, учебных алгоритмов, производствен­ных инструкций, типовых правил и т.п. Первоначальное освое­ние трудовых приемов иопераций, способов вы­полнения несложных работ комплексного ха­рактера
II – репродуктив­ная, самостоя­тельная Деятельность выполняется самостоя­тельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности выполнения работы, чередования эта­пов, элементов, процедуры), воспроиз­водимых по памяти Выполнение работ комп­лексного характера сред­ней сложности; освоение приемов и способов рабо­ты на новом оборудова­нии с применением но­вых инструментов, при­боров, оснастки; освоение новых технологии
III – продуктив­ная, самостоя­тельная Деятельность выполняется на основе самостоятельно созданных алгоритмов. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и си­туациях Аттестация учащихся на повышенный уро­вень квалификации – проверка сформирован­ности профессиональ­ного мастерства по про­фессии
IV – самостоя­тельная, творче­ская В процессе деятельности творчески ис­пользуются усвоенные знания и умения. Учащийся самостоятельно, по своей инициативе рационализирует, модерни­зирует, предлагает и реализует на прак­тике оригинальные решения в области орудии, средств и способов труда


Эталонами выполнения тестов на проверку качества освоения приемов и операций является описание рациональных способов выполнения приемов, составляющих изучаемую операцию, в рациональной их последовательности с отражением правил, количественных параметров и других требований к качеству их выполнения. При необходимости к эталону прилагаются рисунки, эскизы, фотографии, иллюстрирующие правила выполнения контролируемых приемов и операций, схемы выполнения действий и т.п. В качестве эталонов также могут быть инструкционные карты для изучения операции, учебные алгоритмы, задания-инструкции для выполнения упражнений на тренажере, должностные инструкции по обслуживанию оборудования и др.

Пример типичного теста для проверки качества выполнения операции приводится ниже.

Тест I уровня

ВИД РАБОТ – слесарные

ОБЪЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ (задание) – Нарезание внутренних резьб. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА:

1. Диаметр нарезаемых резьб М6-М12 (крепежная).

2. Длина нарезаемой резьбы на стержне – 25–35 мм.

3. Оснащение: плашки с плашкодержателями; тиски слесарные параллельные; штангенциркуль ШЦ-1; резьбовой калибр; контрольные гайки; напильник плоский с насечкой № 1; масло машинное.

4. Количество нарезаемых деталей с резьбой М6 – 3 шт.; с резьбой М10-М12 –2 шт.

ДОКУМЕНТАЦИЯ:

1. Рабочие чертежи деталей

2. Инструкционная карта

ЭТАЛОН правильного выполнения операции:

1. Перед нарезанием резьбы проверять соответствие диаметре стержня (болта, винта, шпильки и др.) размеру резьбы – должен быть на 0,1–0,2 меньше.

2. Если на заготовке нет фаски – опилить фаску для обеспечения врезания плашки.

3. При врезании плашки обеспечивать перпендикулярность ее плоской части оси стержня.

4. Нарезание резьбы производить при обильном смазывании плашки машинным маслом.

5. В процессе нарезания резьбы срезать стружку обратным ходом плашки.

6. Обеспечивать заданную длину нарезаемой части стержня – допуск 1,5–2,0 шага резьбы.

7. После нарезания проверить резьбу:

- внешним осмотром – не допускается задиров и сорванных ниток;

- резьбовым калибром (или контрольной гайкой) – проходной калибр (гайка) должен навинчиваться «от руки»; качка на резьбе не допускается.

В заключение отметим, что организация диагностики качества производственного обучения путем тестирования включает:

- анализ учебной программы, определение содержания и цели тестирования – что и для чего тестируется.

- выбор или разработку теста (системы тестов), соответствующего(щих) цели.

- материально-техническую подготовку к процессу тестирования (все тестируемые учащиеся должны быть поставлены в равные условия).

- определение экспертной комиссии (если тестирование проводится не только мастером производственного обучения), распределение между членами ее ролей и обязанностей по наблюдению за учащимися; обеспечение экспертов эталонами тестов.

- назначение тестируемых учащихся и сообщение им заданий.

- наблюдение проверяющего (проверяющих) за выполнением учащимися заданий тестов; фиксация выполнения существенных операций и экспертная оценка качества деятельности учащихся в соответствии с эталонами правильного выполнения заданий; анализ качества выполненных заданий; подсчет выполнения норм времени (выработки); определение оценок выполнения тестов.

Определение результатов тестирования качества производственного обучения производится, в целом, аналогично определению результатов тестирования знаний и умений учащихся в процессе теоретического обучения.

Наши рекомендации