Диагностика владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ
В основу системы тестов для диагностики владения приемами и способами работы заложен, как и при тестировании результатов теоретического обучения, уровневый подход к оценке деятельности учащихся с учетом специфики целей, содержания, организации, а также периодов производственного обучения. Особенность эта заключается в том, что в процессе производственного обучения происходит не только количественный рост, накопление осваиваемых трудовых действий (приемов, операций, функций, видов и способов выполнения работы), но и повышение, нарастание качественных характеристик умений, формирование навыков, развитие опыта, мастерства, квалификации.
Характеристика уровней освоения деятельности применительно к периодам производственного обучения отражена в таблице 3.
В зависимости от цели тестирования, а также периода производственного обучения тесты на проверку владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ подразделяются на следующие виды:
А. На проверку качества выполнения трудовых приемов и операций.
Б. На проверку рациональности выполнения работ комплексного характера, производственных функций, обслуживания оборудования и т.п. – тесты-процессы.
Тесты на поверку качества выполнения трудовых приемов и операций разрабатываются, как правило, на I уровень овладения умением, имея в виду, что при этом вполне допустимы подсказки в форме подробного вводного и текущего инструктирования учащихся мастером или с помощью инструкционной карты. На более поздних этапах обучения, при освоении новой техники и технологии на базе уже имеющихся у учащихся знаний и умений, характерны тесты II уровня.
Таблица 3
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(навыков и умений) в процессе производственного обучения учащихся
Уровни деятельности | Характер деятельности учащихся | Период производственного обучения |
I – репродуктивная, несамостоятельная | Деятельность выполняется под непосредственным наблюдением и руководством мастера, на основе его инструктивных указаний и рекомендации документов письменного инструктирования: инструкционных и инструкционно-технологических карт, учебных алгоритмов, производственных инструкций, типовых правил и т.п. | Первоначальное освоение трудовых приемов иопераций, способов выполнения несложных работ комплексного характера |
II – репродуктивная, самостоятельная | Деятельность выполняется самостоятельно на основе типовых алгоритмов (технологической последовательности выполнения работы, чередования этапов, элементов, процедуры), воспроизводимых по памяти | Выполнение работ комплексного характера средней сложности; освоение приемов и способов работы на новом оборудовании с применением новых инструментов, приборов, оснастки; освоение новых технологии |
III – продуктивная, самостоятельная | Деятельность выполняется на основе самостоятельно созданных алгоритмов. Учащийся самостоятельно принимает решения в нетипичных условиях и ситуациях | Аттестация учащихся на повышенный уровень квалификации – проверка сформированности профессионального мастерства по профессии |
IV – самостоятельная, творческая | В процессе деятельности творчески используются усвоенные знания и умения. Учащийся самостоятельно, по своей инициативе рационализирует, модернизирует, предлагает и реализует на практике оригинальные решения в области орудии, средств и способов труда |
Эталонами выполнения тестов на проверку качества освоения приемов и операций является описание рациональных способов выполнения приемов, составляющих изучаемую операцию, в рациональной их последовательности с отражением правил, количественных параметров и других требований к качеству их выполнения. При необходимости к эталону прилагаются рисунки, эскизы, фотографии, иллюстрирующие правила выполнения контролируемых приемов и операций, схемы выполнения действий и т.п. В качестве эталонов также могут быть инструкционные карты для изучения операции, учебные алгоритмы, задания-инструкции для выполнения упражнений на тренажере, должностные инструкции по обслуживанию оборудования и др.
Пример типичного теста для проверки качества выполнения операции приводится ниже.
Тест I уровня
ВИД РАБОТ – слесарные
ОБЪЕКТ ТЕСТИРОВАНИЯ (задание) – Нарезание внутренних резьб. УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА:
1. Диаметр нарезаемых резьб М6-М12 (крепежная).
2. Длина нарезаемой резьбы на стержне – 25–35 мм.
3. Оснащение: плашки с плашкодержателями; тиски слесарные параллельные; штангенциркуль ШЦ-1; резьбовой калибр; контрольные гайки; напильник плоский с насечкой № 1; масло машинное.
4. Количество нарезаемых деталей с резьбой М6 – 3 шт.; с резьбой М10-М12 –2 шт.
ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1. Рабочие чертежи деталей
2. Инструкционная карта
ЭТАЛОН правильного выполнения операции:
1. Перед нарезанием резьбы проверять соответствие диаметре стержня (болта, винта, шпильки и др.) размеру резьбы – должен быть на 0,1–0,2 меньше.
2. Если на заготовке нет фаски – опилить фаску для обеспечения врезания плашки.
3. При врезании плашки обеспечивать перпендикулярность ее плоской части оси стержня.
4. Нарезание резьбы производить при обильном смазывании плашки машинным маслом.
5. В процессе нарезания резьбы срезать стружку обратным ходом плашки.
6. Обеспечивать заданную длину нарезаемой части стержня – допуск 1,5–2,0 шага резьбы.
7. После нарезания проверить резьбу:
- внешним осмотром – не допускается задиров и сорванных ниток;
- резьбовым калибром (или контрольной гайкой) – проходной калибр (гайка) должен навинчиваться «от руки»; качка на резьбе не допускается.
В заключение отметим, что организация диагностики качества производственного обучения путем тестирования включает:
- анализ учебной программы, определение содержания и цели тестирования – что и для чего тестируется.
- выбор или разработку теста (системы тестов), соответствующего(щих) цели.
- материально-техническую подготовку к процессу тестирования (все тестируемые учащиеся должны быть поставлены в равные условия).
- определение экспертной комиссии (если тестирование проводится не только мастером производственного обучения), распределение между членами ее ролей и обязанностей по наблюдению за учащимися; обеспечение экспертов эталонами тестов.
- назначение тестируемых учащихся и сообщение им заданий.
- наблюдение проверяющего (проверяющих) за выполнением учащимися заданий тестов; фиксация выполнения существенных операций и экспертная оценка качества деятельности учащихся в соответствии с эталонами правильного выполнения заданий; анализ качества выполненных заданий; подсчет выполнения норм времени (выработки); определение оценок выполнения тестов.
Определение результатов тестирования качества производственного обучения производится, в целом, аналогично определению результатов тестирования знаний и умений учащихся в процессе теоретического обучения.