Государство как экономический субъект
Гос.регулирование Э представляет собой с-му мер законодательного,исполнит.и контролир.хар-ра,осуществляемых гос.учреждениями и общ.организациями в целях стабилизации и приспособления сущ.соц-эконом с-мы к измен.условиям. Инструменты: микрорегулирования,макро и интер. С т.зрения воздействия гос-ва на эк.процессы в обществе, след.формы: законодательная( правовая, административно-институц, соц-эконом.регулирования. Соц-эконом.регулир подразд на : бюджетно-нал регулир, кредитно=денежное,валютное,внешнеторговое. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов Э принимать решения, основанные не на самост.эк.выборе,а на предписаниях гос-ва. (размер налогов) И методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому,чтобы при самостоятельном выборе субъекты эк.отношений предпочитали варианты,кот.соотв.целям эк.политики. На нынешнем этапе развития рын.с-м в промышленно развитых странах законод.форма сочетается с административной и экономической. В соврм.усл. интернационализации и регионализации хоз.жизни гос.регулирование движ.от макрорегулирования черз внешнеэкон.регулирование валютно-кредитной сферы и торговли,согласование политики гос-в к единой наднацион.организации.
12. Производство,воспроизводство и экономический рост.
Произ-во-процесс создания благ и услуг на основе соединения ф-ов произ-ва и их преобразования.
Воспроиз-во- процесс постоянно изменяющийся.=непрерывн.и постоянно возобновляемый пр-с пр-ва.В-воможет осуществляться в прежних, расширяющихся или суженых размерах. Подразделяется на прошлое, расширенное и суженое. Воспроиз-во характерно не только колич, но и качествен показателями. Качест показатели обусловлены совершенствованием технологии или выпуском более качеств товара.Его основ.моменты: воспр-во эк.благ,основн.эк.р-сов,среды обитания,производ.отношений.
Типы восп-ва в зав-ти от объема выпуска:убывающ,простое,равширенное.
Колич и качест изменения произ-ва проявляются в экон росте. Эк рост-кол-ное увелич.и кач.совершенст.эк.благ в соотв.с объемом и структ.возраст.общ-ных потреб-тей.
Эффективность хар-ет результативность хоз.деят-сти.ЭКОНОМИЧ.и СОЦ. ВВП и ВНП-показатели экон роста.Экономич-я эф-ть.показ.соотношение результатов хоз.деят-сти с затратами.Для хар-ки эф.пр-ва исп.сист.показателей:производит-сть труда,капиталоотдача и капиталоемкость, материалоемкость,кач-во прод-ции.Обобщающие показатели эф.на микроуровне:норма прибыли и уровень рентабельности.Прибыль-величина,на кот.полученная выручка от реализации прод-ии превышает затраты на пр-во. НП показывает отношение массы прибыли к затратам(%).НП=прибыль:С/ст(затраты на пр-во в денежном выражении)*100%
УР показывает%соотношение массы прибыли к используемым рес-м в форме осн.и оборотного капитала.УР=П/К(среднегодовая стоимость осн и оборотного капитала)*100%На макроур.эк.эф.выр-ся в эк. росте-пр-сс увелич-я массы произ-х благ в соответствии с возрост.потреб-ми об-ва.Для его измерения исп.ВВП-V прод-ции,произв-ый на тер.страны. ВНП-V прод-ции,произ-й нац.произ-лями в стране и за границей.Показат.эк.эф.на макроур.:ВВП или ВНП;ВВП или ВНП на душу населения;нац.доход;нац. доход на душу населения;уровень народнохоз-й рентабельности;КСП отечественной прод-ии.Социальная эф.показывает,насколько результаты хоз.деят-сти соответствуют тем целям,кот.ставит перед собой общ-во.Определ-ся с помощью показателей:уровня и кач-ва прод-ции;произв-х возможностей страны;эк.безопасности страны. Показатели уровня и кач-ва жизни населения:доходы насел.;средняя з/п;обеспеченность жильем,услугами образов.,здравоохр.,культуры;условия труда;продолжительность свободного времени.Соц.эф.зависит от эк.эф.Чем выше эк.рост,тем больше возможностей для повыш.ур. жизни.
44. Национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система, общественному воспроизводству страны, охватывающая все формы общественного труда и хозяйственной деятельности. Генеральная цель любой национальной экономики –наиболее полное удовлетворение потребности населения той или иной страны.:
1.стабильный и устойчивый экономический рост.2. стабильный уровень цен подавления инфляции.
3. высокий уровень занятости. 4.внешне-экономическая сбалансированность ( достижение относительного равновесие платежного баланса , достижение равновесия экспорта и импорта ( устойчивый курс национальной валюты), высокий уровень национального производства .
5. экономическая безопасность страны, 6.защита окружающей среды.Структура национальной экономики- устойчивые количественные соотношения между ее различными элементами. Различают воспроизводственную, отраслевую, социальную и региональную структуру нац.экономики. Воспроизводственная структура – деление общественного воспроизводства к зависимости от функционального назначения, характера распределения и использования национального продукта ( производство товара и услуг, деление общественного продукта на конечное потребление и накопление и т.д.).Отраслевая структура характеризует удельный вес отдельных отраслей к общим объема национального производства.Социальная структура предполагает деление национальной экономики на сектора или совокупности хозяйственных единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями и признаками.
Территориальная структура зависит от размещения производительных сил на территории страны и предполагает деление национальной экономики на экономические районы по территориальному принципу. Инфраструктура национальной экономики – это совокупность отраслей , обслуживающих процесс производства. (связь, транспорт) Закрытая экономика характеризуется тем, что практически все товары и услуги производятся и реализуются внутри страны. Участие страны в международных экономических отношениях является минимальным.
Открытая экономика. Критерии на макроуровне:
1.устойчивая внешнеэкономическая специализация и значительная роль экспорта и импорта товаров и услуг. 2. участие страны в международных рынках труда, капитала и инвестиций.3. международная обратимость национальной валюты.
На микроуровне:Выход предприятий всех видов собственности на внешние рынки. Превращение внешнеэкономической деятельности в органическую часть хозяйственной деятельности. Свобода выбора экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков.На уровне государства: Открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции. Унификация национального законодательства и инструментов государственного регулирования деловой активности. Обеспечение правовых и экономических гарантий иностранному капиталу.
Экономические системы
С-ма-сов-ть элементов,опредлен.образом связан.м/д собой,определ.цели и св-ва системы. Экономич.с-ма= 1)составная часть природы и общества.2)соц-производ.орган-ция,взаимодействующ.в процессе преобразования прир.р-сов в мат.блага людей для удовлетворения потребностей общ-ва,распр.произв.блага м/д членами общ-ва.
При технологическом подходе экономическая система проявляется как упорядоченная совокупность предприятий, отдельных производств и отраслей, функционирование которых подчинено декларируемым целям с учётом экономических ресурсов.
Система имеет сложное внутреннее строение, которое можно в свою очередь разбить на подсистемы. Каждая подсистема может рассматриваться как сложная система, имеющая свою структуру. Возникают так называемые «большие и малые системы». Системы развивается, ей присущ динамизм, она не остаётся статичной, взаимодействует с окружающей средой. Экономическая система состоит из элементов, которые взаимосвязаны между собой и в процессе взаимодействия образуют новые интеграционные качества, которыми не обладал каждый элемент в отдельности. Понять экономические проблемы и процессы, разработать экономическую политику можно только в рамках системного подхода, так как экономика имеет системный характер. Любая система упорядочена, упорядоченность в экономической системе обеспечивается с помощью юридического законодательства, административных правил. Поддерживается упорядоченность в экономической системе с помощью различных организации и учреждений. Это и обуславливает институциональную структуру экономической системы. Наиболее важными составляющими являются: подсистема социально-экономических отношений, подсистема организационно-экономических отношений. Под социально–экономическими отношениями понимают отношения между людьми по поводу присвоения благ. В системе социально-экономических отношений особое место занимает отношения собственности на капитал. Организационно-экономические отношения характеризуют формы и методы организации и управления экономикой. Они представлены системой хозяйственных связей, а также потоками информации и управленческих решений, а также организационно-административной деятельностью экономических субъектов.