Особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов
Любой вопрос об особенностях рассмотрения отдельных категорий дел строится по стандартной схеме. Особенности могут касаться стандартных институтов процессуального права: предмет оспаривания, подведомственность, подсудность, лица, участвующие в деле, особенности доказывания, особенности обращения в суд, особенности рассмотрения, особенности решения и особенности оспаривания решения.
Предмет оспаривания именно нормативно-правовые акты. Что это такое? Как часто говорят, «итак понятно». Признак нормативности акта, в отличие от не нормативности – то, что данный акт распространяет своё действие на неопределённый круг лиц.
ВС в Пленуме 2007 году дал более развёрнутое определение нормативного акта – то, что это уполномоченным органом и в определённом порядке, рассчитанный на неоднократное применение. Но это не самые важные признаки, важно – обязательный акт, распространяющий своё действие на неопределённый круг лиц.
Вопрос о подведомственности. С одной стороны, достаточно сложен, с другой – весьма прост.
Подведомственности: Конституционный Суд (Конституция, ФКЗ «О конституционном суде», в отношении федеральных законов и законов субъектов РФ, если они приняты по вопросам совместного ведения).
Основное – это разграничение между арбитражными судами и общей юрисдикции. Здесь всё те же предметный критерий и в зависимости от субъектов (субъектный критерий).
Правило о приоритете подведомственности судам общей юрисдикции – он должен принять дело к производству, если нет иного судебного порядка обжалования.
Плюс есть ещё дополнительный критерий – в статье 29 АПК РФ есть перечень, достаточно подробный и понятный, дел об оспаривании нормативных правовых актов, которые подведомственны арбитражным судам. И есть указание на то, что другими федеральными законами также может быть предусмотрена подведомственность арбитражным судам.
Вопрос о подведомственности возникает только в том случае, когда возможно оспаривание и в общей юрисдикции, и в арбитражных судах. Здесь мы смотрим, кто заявитель и каков характер правоотношений.
Особенности обращения в суд.
По части 1 статьи 194 АПК РФ – это категория дел, которая рассматривается коллегиальным составом арбитражного суда.
Требования к содержанию заявления об оспаривании нормативного правового акта.
Статья 193 АПК РФ – она содержит не общую отсылку на статью 125, а указывает на конкретные пункты. Это правило универсальное для всех дел, возникающих из публичных правоотношений. Здесь специфика.
Часть 2 статьи 193 АПК РФ – тоже не вся статья 126 АПК РФ, а только указанные в ней пункты.
Часть 3 статьи 193 АПК РФ – никакие обеспечительные меры по делам из этой категории невозможны и не допускаются. Оспаривание нормативного акта не приостанавливает его действия.
От 13 августа 2004 года Информационное письмо Президиума, пункт 5: приостановление действие оспариваемого акта невозможно как обеспечительная мера (вообще невозможны обеспечительные меры по этим категориям дел).
По общим правилам искового производства, но здесь суд может обязать явкой представителей государственных и иных органов. Часть 3 статьи 194 АПК РФ. И применение процессуальной ответственности – штрафов, за неявку (неисполнение требований арбитражного суда).
Арбитражный суд не связан доводами и заявленными требованиями.
По делам этой категории есть специальное основание прекращения производства по делу – часть 7 статьи 194 АПК РФ. В случае, если по ранее рассмотренному делу по тем же основаниям был рассмотрен этот же акт.
Стандартно тождество по трём основаниям: те же стороны, те же основания и те же… Тут же – если те же основания, да и всё. А по ВС вообще даже те же основания нельзя – нельзя ещё раз оспаривать ещё один акт, потому что суд не связан с требованиями сторон, суд всё равно полностью проверяет.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает требование юридической заинтересованности при обращении в суд. Юридическая заинтересованность заявителя обязательна.
Ни отказ от заявления, ни признание заявления не влечёт никаких последствий. Суд всё равно рассматривает дело по существу.
Правда, здесь есть нюанс – ВАС в Информационном письме сказал, что если нормативный акт прекратил своё действие или отменился до вынесения судом решения.
То есть если государственный орган признал – то это не имеет значения для суда, а если он его отменил – то прекращается производство по делу.
Решение суда и его реализация.
Во-первых, о чём может быть решение суда.
Статья 195 АПК РФ. Пункт 2 части 2 статьи 195 АПК РФ – по результатам рассмотрения заявления арбитражный суд может вынести решение о несоответствии нормативного акта другому нормативному акту с высшей юридической силе или может признать его недействующим полностью или в части.
Недействующим – это не недействительным и не незаконным, а именно недействующим.
В том же информационном письме от 13 августа 2004 года сказано: решение арбитражного суда вступает в силу немедленно после принятия. Те положения, что признаны недействующими – не подлежат применению с момента вступления решения суда в законную силу.
Реализация судебного решения – статья 195 АПК РФ. Нельзя придать акту силу, приняв другой акт.
Только в суд кассационной инстанции – за исключением решений ВАС (он проверяет акты президента). И сокращённый месячный срок против стандартного двухмесячного.
Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Предмет оспаривания – ненормативные правовые акты и решения. В ГПК РФ речь идёт только о решениях, действиях и бездействия, в АПК же – ещё и ненормативные правовые акты. В чём разница? Во-первых, две эти формулировки используются для того, чтобы избежать формальных отказов в принятии заявлений.
Под ненормативным правовым актом понимается формализованный документ, каким-то образом оформленное (приказ…). Решение не оформляется обычно – не формализуется, может быть и устным.
В чём смысл разграничения? Лучше определиться заранее, что оспариваем.
Статья 201 АПК РФ, часть 2 – арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения, действия и бездействия – незаконными.
Если решение налогового органа – то «о признании недействительным ненормативного правового акта «решение налогового органа»».
Подведомственность – разграничить между арбитражными судами и общей юрисдикции.
Если в рамках уголовного процесса – то будет в рамках УПК РФ, если будем оспаривать о привлечении в качестве обвиняемого.
Если об оспаривании к привлечении к административной ответственности – то уже другое.
Критерии стандартные: субъектный и предметный.
Заявители – ИП и юридические лица. И затрагиваемые права – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если по общим правилам подведомственности мы говорим о необходимости статуса юридического лица и у истца, и у ответчика, то здесь другое – здесь совсем не обязательно, чтобы у должностного лица или органа был статус юридического лица – здесь важен статус органа или должностного лица.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ устанавливает требование юридической заинтересованности при обращении в суд. Юридическая заинтересованность заявителя обязательна. И процессуальное оформление этого признака обязательно – по пункту 3 части 1 статьи 198, нужно указать, какие интересы нарушаются этим ненормативным правовым актом, решением, действием или бездействием.
Для некоторых категорий споров устанавливается обязательный досудебный порядок оспаривания – в частности, оспаривание решений налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности.
Тот же процессуально-давностный трёхмесячный срок для обращения в суд с заявлением.
Обратить внимание на некоторые особенности оспаривания действий судебных приставов: здесь срок десять (10) дней на оспаривание. Если мы будем говорить о гражданском процессе, то там это рассматривается в рамках того же самого дела, которого было рассмотрено, а не в рамках отдельного дела и не в рамках оспаривания действий и бездействий.
В АПК же схема другая: это отдельное производство и об этом прямо говорится в ряде статей главы 24 АПК РФ.
Часть 3 статьи 197 АПК РФ – автоматически они не приостанавливаются, но приостановление возможно. Эта норма применяется аналогично нормам об обеспечительных мерах – то есть по ходатайству лиц, участвующих в деле.
В отношении оформления заявления – статья 199 АПК РФ. Не вся статья 125, а только ряд её положений, и, кроме того, есть ещё и специальные требований. А вот статья 126 – уже вся, а также текст решений, которым оформлено соответствующее действие.
В отношении судебного разбирательства.
Во-первых, если не упомянули про особенности доказывания – так это только потому, что всё это в общих положениях в первом вопросе рассмотрели уже.
В отношении решения – посмотрим статью 201 АПК РФ. Наиболее существенный момент: недействительность ненормативного правового акта и незаконность всего остального.
Категория дел очень распространена.