Сравнение, сопоставление и группировка как способы экономического анализа

Сравнение-это действие посредством кот\го устан\ся сходство и различие явл\ий объектив. действит\ти. С помощью этого метода реш\ся след. зад\и: 1)выявление причинно-следственных связей м\у явл\ями; 2)проведение доказ-в или опровер-жений; 3)классиф\ция и систематизация явлений.

Сравнение может быть качественным и колич\м. При сравн\ии показ\лей необх\мо учитывать треб\ия их сопоставимости. Сравниваемые показ\ли д\ы б\ь определены по одинак. методике, применены одинаковые цены, тарифы, оклады и др. При сравн\ии показ\лей в динамике следует учитывать сезон. колебания большинства показ\ей и сопоставление проводить с показ\ями за соответ. период (квартал, месяц) прошлого года, а так же учитывать индекс инфляции.

Процедура сравн\ия в АФХД включает неск. этапов: 1-выбор сравниваемых объектов; 2-выбор вида сравн\ия (динамич\ое, пространственное, по отн\нию к плановым значениям); 3-выбор шкал сравн\ия и степени значимости различий; 4-выбор числа признаков, по кот\ым д\о производиться сравн\ие; 5-выбор вида признаков, а также опред\ие критериев их существенности и несущественности; 6-выбор базы сравн\ия.

Проводить сравн\ие можно по одн .или неск. критериям. В перв.случае исп\ся след.мет\ы и виды сравн\ия: 1)сравн\ие факта с планом (на эт.мет\е основан анализ отклон\ий); 2)сравн\ие по дан.критерию в динамике, расчет средн.темпа роста (снижения) знач\ия дан. показ\ля за ед.врем\и; 3)сравн\ие с эталоном, в кач\ве кот\ого м\т фигурировать норматив, предприятие-конкурент и т.п.; 4)ранжирование с исп\нием относит.показ\ей (напр., ранжирование по рентаб\сти); 5)исп\ние спец. Статистич. показ\ей вместе с их характеристическими значениями.

Отчетные данные сравниваются с плановыми, утвержд\ыми как выше стоящей организ\ей, так и начальником структурного подразделения орг\ции, с нормативными, с отчет.данными прошлых периодов, с показ\ями раб\ы др. орг\ций. При этом исчисляются относит. величины: %вып\ия плана, темпы роста, темпы прироста по сравн\ию с прошл.периодом.

В развернутом анализе экономич. субъекты сравниваются сразу по неск. критериям (напр., по уровню рентабельности, оборачиваемости, росту продаж и т.д.). При этом не все показатели равнозначны - многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправлено. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Наиб. часто применяются метод суммы мест и таксо-нометрический метод.

Метод группир\кизаключ\ся в объединении анализируемых показ\ей в однородные группы по изучаемым признакам.

Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. Виды группировок: 1)Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей). 2) Структурный называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью технологич. группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какого либо варьирующему признаку Анализ структурных группировок взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменения структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития3)Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

Группировоч. признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Интервалы бывают: равные, неравные, открытые, закрытые, Необходимо учитывать несколько условий:
а) число групп детерминируется уровнем колеблемости группировочного признака. Чем значительнее вариация признака, тем больше при прочих равных условиях должно быть групп;
б) число групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности;
в) не допускается выделение пустых групп. Если проблема пустых групп все же возникает, при проведении структурных группировок используют неравные интервалы.

Для нахождения числа групп служит формула Стерджеса: n=1+3,322*lgN, N- кол-во элементов совокупности

В случае равных интервалов величина интервала может быть определена как: i=(xmax-xmin)/n или i=(xmax-xmin)/(1+3,322*lgN)

Метод обобщения заключ\ся в рассмотреннии итоговых рез\ов на основе изучения составляющих показ\ей, в разработке выводов и мероприятий по установлению недостатков и улучшению работы.

Факторная модель и алгоритм анализа материалоемкости продукции. План факторного анализа.

Матер. ресурсы- это сырье, основные и вспом-ые мат/лы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строит. и пр.мат/лы.

Задачи анализа исп/ия мат.рес/в:

При анализе исп/ния матер.рес/ов в произв/ве оценив/я выполнение плана по снижению МЕ всей выпускаемой продукции и отд.изделий, выявляются перерасход отдельных видов мат. ресурсов в рез/те несоблюдения установленных норм их расхода и увелич/ия отходов и потерь, завышение норм расхода матер. рес/в и составление нереальных планов по их экономии.

Уровень МЕ ТП опред/ся путем соотношения матер. затрат на ее производство и стоимости той же продукции. Уд. МЕ отдельных изделий устан/тся путем соотношения матер. затрат на их пр/во и цены этих изделий.

Этапы анализа исп/ия мат. ресурсовв:

1.Оц/а качества планов материально-технич. снабжения и анализ их выполнения;
2. Оц/а потребности предпр/я в мат.ресурсах;
3. Оценка эффективности исп-ния мат. рес/в;
4. Фактор.анализ общей МЕ продукции;
5. Оценка влияния ст/сти мат.рес/в на объем пр/ва продукции.

Алгоритм анализа исп/ия мат. рес/в

1)опред/ить обеспеченность орг/ции необходимыми материальными ресурсами для пр/ва прод/ии (работ, услуг);

2) выявить уровень МЕ продукции за ряд отчет. периодов;

3) рассмотреть действие отдельных факторов, связанных с изм/ем уровня МЕ выпускаемой прод/ии;

4) проанализировать имеющиеся у орг/ции потери вследствие вынужденных замен мат/ов и простоев раб. машин и оборудования в случае отсутствия материалов;

5) выявить, какое влияние оказывает мат.-технич. снабжение и уровень исп/ия матер. ресурсов на объем выпускаемой продукции и ее с/с;

6) ответить на вопросы: имеются ли у орг/ии возможности снижения мат.затрат и какое это окажет влияние на себестоимость производимой продукции.

Факторный анализ общей МЕ продукции:

Материалоемкость зависит от объема товарной (валовой) продукции и суммы материальных затрат на ее производство. Объем товарной (валовой) продукции в стоимостном выражении (ТП) может измениться за счет количества произведенной продукции (VВП), ее структуры (УД) и уровня отпускных цен (ЦП). Сумма материальных затрат (МЗ) также зависит от объема произведенной продукции, ее структуры, расхода материала на единицу продукции (УР) и стоимости материалов (ЦМ).

В итоге общая материалоемкость зависит от структуры произведенной продукции, нормы расхода материалов на единицу продукции, цен на материальные ресурсы и отпускных цен на продукцию

Сравнение, сопоставление и группировка как способы экономического анализа - student2.ru

На ряду с этим рассматривается показатель удельной материалоемкости УД ме, кот.расчитывается как расход материала на кол-во продукции; или как Σ(РМ*Ц) / ΣЦ

МЕ=Σ(УДме*УДвес)

Факторная модель МЕ прод/ии:

Сравнение, сопоставление и группировка как способы экономического анализа - student2.ru

Влияние факторов первого порядка на материалоотдачу или материалоемкость

ΔММЕоб = МЕф-МЕпл

ΔММvвп = МЕусл1-МЕпл

ΔММудi = МЕусл2-МЕусл1

ΔММУр = МЕусл3-МЕусл2

ΔММцм = МЕусл4-МЕусл3

ΔММцп = МЕф-МЕусл4

Материалоемкость отдельных видов продукции

МЕi =(УРi·ЦМi) /ЦПi

План факторного анализа

Показатель Условия расчета Порядок расчета материало- емкости Уровень материалоемкости
Объем производства Структура продукции Удельный расход сырья Цена на материалы Отпускная цена на продукцию
План План План План План План  
Усл.1 Факт План План План План  
Усл.2 Факт Факт План План План  
Усл.3 Факт Факт Факт План План  
Усл.4 Факт Факт Факт Факт План  
Факт Факт Факт Факт Факт Факт  

Материалоемкость отдельных видов продукции

Сравнение, сопоставление и группировка как способы экономического анализа - student2.ru

Наши рекомендации