Дивидендная политика предприятия. Порядок разработки, методы расчета дивидендных выплат
Дивидендная политика включает определение нормы распределения прибыли на дивиденды и методику выплаты дивидендов.
Существует несколько методик выплаты дивидендов:
1. Методика постоянного процента распределения прибыли (распределяет фиксированный процент).
2. Методика фиксированных дивидендных выплат.
3. Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов.
4. Методика выплаты дивидендов акциями.
Эффективность дивидендной политики определяется 2 показателями:
1. Коэффициент дивидендных выплат
КДВ = Дивид. Фонд / Чистую прибыль
2. Коэффициент соотношения цены и дивиденда на 1 акцию
К ц/д = Рыночная цена 1 акции / Дивиденд 1 акции
Дивиденд - часть чистой прибыли АО, приходящаяся на акцию. ДП представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости П. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полугодие или раз в год. Необходимость выработки дивид-й политики обусловлена: с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. Процесс разработки ДП м. включать этапы: 1)Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты Д. 2)Выработку типа ДП с учетом данных факторов и в соответствии с общей фин. стратегией П. 3)Оценку эфф-сти ДП и ее коррекцию по результатам оценки. Факторы, влияющие на ДП: а) факторы, хар-щие потребности П. в доп. финансировании. б)факторы, хар-щие возможности П. привлекать фин. ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники: (а) способность П. увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.; б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем)). При формировании ДП необходимо учитывать, что классическая формула: "курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям" применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия. Например, если руководство предприятия предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций и, соответственно, к увеличению суммы заемных средств, полученной в результате размещения дополнительных акций. В таблице даны характеристики существующих методик дивидендных выплат. 1)Методика постоянного процентного распределения прибыли (Соблюдение постоянства показателя дивидендного выхода; Простота; Снижение суммы дивиденда на акцию (при уменьшении чистой прибыли) приводит к падению курса акций; Методика довольно часта в практике, несмотря на предостере-жения). 2) Методика фиксированных дивидендных выплат (Соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. Регулярность дивидендных выплат; Простота, Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций; Если прибыль сильно снижается, выплата фиксированных дивидендов подрывает ликвидность предприятия); 3)Методика выплаты гарантированного минимума и "Экстра" дивидендов (Соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивиденда. В зависимости от успешности работы предприятия выплата чрезвычайного дивиденда ("Экстра") как премии в дополнение к фиксированной сумме дивиденда; Сглаживание колебаний курсовой стоимости акций; "Экстра" - дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым и перестает играть должную роль в поддержании курса акций; "Экстра" - дивиденды не должны выплачиваться слишком часто); 4) Методика выплаты дивидендов акциями (Вместо денежного дивиденда акционеры получают дополнительные акции; Облегчается решение ликвидных проблем при неустойчивом финансовом положении. Вся нераспределенная прибыль поступает на развитие. Появляется большая свобода маневра структурой источников средств. Появляется возможность дополнительного стимулирования высших управленцев, наделяемых акциями; Ряд инвесторов может предпочесть деньги и начнет продавать акции; Расчет на то, что акционеров устроит получение акций, если эти акции достаточно ликвидны, чтобы в любой момент превратиться в наличность). При выработке ДП следует учитывать мнения отдельных групп акционеров. Часть акционеров нацелена на инвестиции, др. требуют дивидендов, третьи требуют, чтобы дивиденды постоянно росли.
27. Финансовое планирование на предприятии
Разработка финансовых планов и плановых нормативных показателей по обеспечению предприятия необходимый объем финансовых ресурсов и повышение эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Три этапа:
1.Финансовое прогнозирование от 3 и свыше лет, включает в себя разработку долгосрочных финансовых целей и финансовой стратегии предприятия.
2.Текущее финансовое планирование горизонтальное 1 год.
Разработка текущих финансовых планов.
3.Оперативное финансовое планирование, горизонт планирования 1 месяц (декада, неделя).
Разработка оперативных бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных планов по всем вопросам финансового предприятия.
Финансовое прогнозирование:
В основе лежит идеология, миссия. Финансовая стратегия – это совокупность долгосрочных финансовых целей предприятия и путей их достижения.
На основе финансовой стратегии разрабатывается совокупность финансовой политики. Финансовая политика – это форма реализации финансовой стратегии по ключевым аспектам финансовой деятельности предприятия:
- управление активами
- денежными потоками
- капиталом
- инвестициями
Проект оргпнизационно-экономических мероприятий по реализации разработанной стратегии.
Контроль эффективности разработанной стратегии.
Текущее финансовое планирование:
Разработка текущих финансовых планов предприятия
1.План доходов и расходов предприятия по операционной деятельности (производство и реализация продукции).
2.План доходов и расходов по инвестиционной деятельности (покупка – продажа основных средств)
3.План притоков и оттоков денежных средств
4.План баланса предприятия
(план продаж →график поступления денежных средств
от продаж
план коммерческих расходов→график погашения
коммерческих расходов
план производства→план затрат на сырье и материалы
↓
график погашения задолженности на сырье и материалы
план затрат на оплату→график погашения задолженности
труда основных рабочих по оплате труда
план производственных накладных расходов →график погашения задолженности накладных расходов
план управленческих расходов →график погашения управленческих расходов
↓ ↓ ↓
план доходов и расходов по план доходов и расходов по план притоков и оттоков
операц. деят-ти (основн., инвест. деят-ти денежных ср-в
вспомогат., финансовая)
Система бюджетов (оперативное планирование)
- по подразделениям
- по направлениям деятельности
- по финансовым операциям
- платежные календари
Финансовый контроль.
Это процесс проверки исполнения и обеспечения реализации управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия для достижения поставленных финансовых целей, реализация финансовой стратегии и предупреждение кризисных операций.
1.Целевые показатели
2.Определение формата, структуры, контрольных отчетов (планированные показатели, фактические показатели, откланение – т.е. факторный анализ, причины и виновных)
3.Определение периодичности контрольных отчетов
4.Определить систему классификации отклонений, т.е. какое является допустимым и какое критическим.
ФП на П. - одна из 4-х подсистем фин. менеджмента (организационное обеспечение, информационное, планирование и контроль). ФП – процесс разработки совокупности плановыз показателей и планов, обеспечивающих увязку доходов и расходов П., поступления и выплат ден. ср-в в ходе пр-но – хоз. деят-ти. Этапы планирования: 1)Стратегическое ФП (>3лет)-постановка целей и разработка фин. стратегии П. Начинается с миссии. Долгосрочные фин. цели д.б. выражены колич-но (уровень рент-сти СК %%, темп прироста собств-х фин. ресурсов, соотношение м.д. внеобор-ми и оборотными А., собств. и заем. капиталом, т.е. все те показатели, кот. определяют фин. критерии ведения бизнеса). 2)Тактическое (текущее) ФП. Здесь осущ-ся разработка планов: а)план расходов и доходов по операц-й деят-сти. б)план расходов (доходов) по инвестиц-й деят-ти. в)план движения ден. ср-в (планирование поступлений и выплат). г)План баланса (планирование активов и бассивов, их стр-ры). 3)Оперативно-календарное ФП. В его рамках также разрабатывается бюджет. Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план. Цель ФП. - обеспечение сбалансированности намеч-х Р. с фин. возможностями П. ФП решает задачи: 1)определяет ист-ки и размеры собств-х фин. ресурсов. 2)принимает реш-я о необх-сти привлечения внешних фин.ресурсов за счет выпуска ЦБ, получ-я кредитов и займов. 3)уточняет целесообр-ть и экон-ю эфф-сть планир-х инвестиций. 4)выявл-ся резервы рац-ного использ-я произ-х мощн-й , основ-х и обор. ср-в, в целях ↑ эфф-сти произ-ва и получение прибыли. 5)опред-ся фин. взаимоотношение с гос-м, бюджетом, банками и вышестоящими орг-ми. Фин-е прогнозир-е -основа для ФП и составления общего бюджета. Отправная точка фин.прог-я - прогноз продаж и прогноз соответств-х Р. Конечной точкой и целью –расчет потребности во внеш. финансир-и, кот.осущ-тся методами: 1)бюджетный –основан на концепции ден-х потоков 2)метод % от продаж. Прогнозный баланс строится на основе 3х предположений: 1)Зпер, текущие активы и текущие обяз-ва при наращ-нии V продаж на опред-е кол-во %, в сред-м увелич-ся на столько же %. 2)% увеличения стоимости осн-х ср-в расчит-ся под заданный % наращ-ния оборота в соотв-вии с технол-кими усл-ями произ-ва, с учетом наличия недозагруж-х ОС, степ. износа сущ-щих ОС. 3)долгоср-е обяз-ва и собст. ср-ва в прогноз берутся неизменными, нераспред-я прибыль прогноз-ся с учетом нормы распред-я чистой прибыли на дивиденды и чистой рентаб-ти реализованной прод-ции. Подсистема фин. контроля- процесс учета и анализа исполнения и оценки эфф-сти принятых упр-ких решений по всем аспектам фин. деят-ти П.: а) разработка контрольных показателей. б)разработка стр-ры и формата контрольных отчетов. в)разработка графика составления контр-х отчетов. г)разработка стандарта оценки отклонений. Процесс бюджетирования (БП) явл-ся сост-й частью ФП, т.е процесса опред-я будущих действий по формир-ю и использ-ю фин. ресурсов. Цель БП - обеспечение воспроизводственного прцесса соответст-го объему и стр-ре фин. ресурсов. Под бюджетир-ем понимается прцс составления и контроля планов, представл-х в виде системы взаимосвяз-х докум-в называемых бюджетами. Упр-ние фин-ми ч/з систему бюджетир-я дает возм-ть предвидеть размеры поступления ден. ср-в и их выплат, позволяет регулировать V расходов в пределах соответствующих их общему приходу. Бюджет –это колич-е воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период и капитал, кот.необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Работа по составлению бюджетов включает: 1)составление прогноза продаж 2)определ-е планового объема произ-ва 3)Расчет затрат, связанный с призвод-м и реализ-й прод-и, 4)расчет денежных потоков 5)составление плановых фин-х докум-в. Схема бюджетов. Общий, операционный, продаж. произ-ва, прямых матер-х затрат, прямых затрат на оплату труда, общепроизвод-х накладных расходов, комм-х и управл-х расходов, капит-х вложений.