Максимизация выгоды монопольно-конкурентными фирмами

Рынки некоторых товаров представляют собою комбинацию сил монополии и конкуренции. На таких рынках работает множество про- давцов, предлагающих множеству покупателей похожую (имеющую одинаковое потребительское назначение), но не идентичную продук- цию – дифференцированную по свойствам и качеству, по виду, оформлению упаковки и прочим характеристикам. Таким образом, каждая фирма является единственным продавцом товара со своей фирменной маркой, и это обеспечивает продавцу определенную сте- пень монопольной власти на рынке (минимонополист). Такие рынки называются рынками монополистической конкуренции.

Но монопольная власть продавцов на таких рынках ограничена в силу следующих обстоятельств:

• сравнительно легкое появление новых фирм со своим вариантом

товара. Новую марку крема, зубной пасты, шампуня создать не так трудно;

• сравнительно легко потребителям перейти от одной фирменной марки товара к другой при значительном изменении соотношения цен.

Марки одного и того же товара взаимозаменяемы, хотя и не абсолютно.

Переплетение сил монополии и конкуренции на подобных рын- ках находит свое отражение в особенностях кривой спроса на продук- цию каждой монопольно-конкурентной фирмы. Спрос на продукцию каждой такой фирмы высокоэластичен (как у совершенного конкурен-

та), но кривая спроса имеет

Максимизация выгоды монопольно-конкурентными фирмами - student2.ru Р(руб.)

Pe

D D1

MR1

MR

Рис. 44.Две кривые спроса

Q(ед.)

отрицательный наклон (как у монополиста). При этом особенностью монопольно- конкурентного рынка явля- ется то, что каждая фирма сталкивается с двумя раз- ными кривыми спроса: одна – кривая спроса, когда только она одна изменяет цену на свою продукцию, другая – когда цены изме- няют одновременно все продавцы (рис. 44).

Если только одна фирма снизит (повысит)

монопольно-конкурентной фирмы

цену, то ее объем продаж увеличится (уменьшится)

значительно, то есть будет высокоэластичным (кривая D1).

Если же цену одновременно изменят все продавцы, изменение

объема продаж каждой фирмы будет меньшим при таком же измене-

нии цены. Следовательно, каждый продавец будет иметь дело уже с другой, неэластичной кривой спроса (D).

Это объясняется следующим.

Так как фирмы предлагают продукцию, имеющую одинаковое потребительское назначение, хотя и дифференцированную по некото- рым признакам, то потребители сравнительно легко могут заменять

продукцию одной фирмы на продукцию других. Поэтому при снижении цены одним продавцом, объем его продаж увеличивается не только за счет увеличения объема покупок его традиционными покупателями, но

и за счет перетока к нему покупателей от других продавцов. Если же цену снижают одновременно все продавцы, то объем продаж каждого из них увеличивается только за счет увеличения объема покупок со сторо-

ны традиционных покупателей и тех, для кого раньше товар был недос-

тупен по цене (эффект замещения в этом случае не действует). Перетока же покупателей от одних продавцов к другим не происходит.

Точно так же в случае, если цену повышает только одна фирма, объем ее продаж сокращается значительнее, чем, если бы цену повы- сили все фирмы, из-за оттока покупателей к другим продавцам.

Так как кривая спроса на продукт отдельной монопольно-

конкурентной фирмы имеет отрицательный наклон, то ее предельный доход всегда меньше цены, по которой она продает продукцию. Отсю- да следует, что цена, по которой фирма продает продукцию, так же,

как и цена в условиях чистой монополии, выше предельных издержек

( P =

MC

Максимизация выгоды монопольно-конкурентными фирмами - student2.ru 1−1 / ED

). Степень превышения цены над предельными издерж-

ками находится в обратной зависимости от степени ценовой эластично- сти спроса. Степень ценовой эластичности спроса на продукт отдельной монопольно-конкурентной фирмы определяется следующими факторами:

• эластичностью рыночного спроса (эластичность спроса на

продукт отдельной фирмы не ниже эластичности спроса на рынке дан-

ного товара);

• числом конкурирующих монополистов (чем их больше, тем

выше эластичность спроса на продукцию каждого из них, тем меньше

возможность у отдельной фирмы изменять свою цену).

Максимизируют выгоду монопольно-конкурентные фирмы, производя объем, при котором их предельные издержки и предельный доход равны (MR=MC).

В краткосрочном периоде каждая монопольно-конкурентная фир-

Максимизация выгоды монопольно-конкурентными фирмами - student2.ru Р,C(руб.)

Pm

E

0 Q

MC

ACL

Q(ед.)

ма может получать экономиче- скую прибыль. Но такая воз- можность привлечет в отрасль новые фирмы. Рыночной спрос на товары в отрасли не изме- нится, спрос же на продукцию каждой фирмы уменьшится, так как появление новых фирм отвлечет часть покупателей у действующих фирм. Кривая спроса каждой фирмы сме- стится вниз, уничтожив эко- номическую прибыль. Спрос на каждый вариант товара мо-

m MR

Рис. 45.Максимизация выгоды монопольно-конкурентной фирмой

жет также снижаться из-за

увеличения количества вари-

антов, предлагаемых новыми фирмами. В итоге каждая монопольно- конкурентная фирма будет продавать свою продукцию по цене, равной средним издержкам. Поэтому в долгосрочном периоде монопольный конкурент подобен совершенному конкуренту (рис. 45).

Но у монопольно-конкурентных фирм, в отличие от чисто кон-

курентных, долгосрочные средние издержки для оптимального объема выпуска выше своего минимума по следующим причинам.

С появлением новых фирм (или новых марок товара) каждая уже действующая фирма для сохранения своих покупателей вынуждена бу-

дет нести дополнительные издержки по обеспечению возможно больше-

го отличия ее варианта товара от других. Чем существеннее эти отли- чия, тем большей монопольной властью обладает фирма, тем большим может быть превышение цены над предельными издержками.

Больше приходится расходовать каждой фирме и на рекламу

своей марки продукта.

То, что каждая монопольно-конкурентная фирма продает свою продукцию по цене, равной средним издержкам, которые выше своего

минимума, обусловлено также тем, что ее кривая спроса имеет отрица-

тельный наклон, а поэтому не может касаться кривой средних издер-

жек в точке их минимума.

Следовательно, в условиях монополистической конкуренции фирмы не достигают эффективного объема производства – такого, при котором их средние издержки минимальны.

В точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предель-

ных издержек фирмы. Это означает:

во-первых, готовность некоторых покупателей платить за до- полнительные единицы продукта цену большую, чем расходуют на их производство фирмы;

во-вторых, то, что фирмы могут производить и продавать боль- ше. Однако они не делают этого, так как при увеличении объема вы- пуска предельные издержки растут, а предельный доход уменьшается. При объеме выпуска больше оптимального предельные издержки ока- зываются выше предельного дохода, а значит, производство дополни- тельных единиц продукции для фирмы убыточно. Поэтому говорят, что в условиях монополистической конкуренции имеются «избыточ- ные мощности», то есть отрасль недоиспользует ресурсы для произ- водства нужного потребителям объема товара.

Таким образом, цены на рынках монополистической конкурен- ции выше цен на рынках совершенной конкуренции, а объем купли- продажи – меньше. Наличие избытка мощности или потеря в эффектив-

ности в условиях монополистической конкуренции – это плата, которую потребители несут за дифференциацию (разнообразие) товаров и услуг и за доступность источников снабжения. С этой точки зрения экономика не должна быть экономной. Магазины, парикмахерские, кинотеатры, гостиницы не должны быть переполненными. Потребители должны иметь возможность выбирать товары и услуги в соответствии со свои- ми предпочтениями, а не расхватывать все «в порядке общей очереди», и диверсифицировать (разнообразить) потребление. Это, кроме того, позволяет сокращать трансакционные издержки.

Наши рекомендации