Логистический процесс на складе
Логистический процесс на складе весьма сложен. Он требует согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения запаса. Составляющие логистического процесс представлены на следующем рисунке [18].
Рис. 6.3. Схема логистического процесс на складе
Весь процесс можно разделить на три части: 1) операции, направленные на координацию службы закупки; 2) операции связанные с переработкой грузов и документации. 3) операции, направленные на координацию службы продаж.
Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется посредством контроля за ведением поставок, и при осуществлении операции по снабжению. Потребности в закупке должны согласовываться со службой продаж и мощностью склада.
Контроль за поставками и выполнением заказов – обеспечивает ритмичность переработки грузопотоков, максимально использовать объем склада, сократить сроки хранения.
Разгрузка и приемка грузов – этап включает следующие операции:
- разгрузка транспортных средств, контроль за документальным и физическим соответствием поставки;
- документальное оформление груза;
- формирование складской грузовой единицы.
При осуществлении этих операций нужно ориентироваться на условия поставки. В соответствии с ними готовится место разгрузки под указанное транспортное средство и погрузочно-разгрузочное оборудование.
Внутрискладская транспортировка – перемещение с разгрузочной рампы в зону приемки, затем в зону хранения, в зону комплектации и на погрузочную рампу. Транспортировка должна осуществляться по кратчайшему прямоточному маршруту. Число перевалок груза с одного оборудования на другое должно быть минимальным.
Складирование и хранение – включает в себя – закладку груза на хранений; хранение груза и обеспечение соответствующих условий; контроль за наличностью запасов на складе (осуществляется через информационную систему).
Основной принцип складирования – эффективное использование объема зоны хранения.
Комплектация заказов и отгрузка – комплектация и подготовка товаров в соответствии с заказами потребителей.
Данный этап включает:
- получение заказа потребителей (отборочный лист);
- отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
- комплектация товара для конкретного клиента;
- подготовка товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
- документальное оформление подготовленного заказа, и контроль за подготовкой заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки, оформление транспортных накладных;
- отгрузка грузов в транспортное средство.
Транспортировка и доставка грузов могут осуществляться складом и самим заказчиком. Доставка складом зачастую экономически более оправданы, особенно при малых объемах заказа.
Сбор и доставка порожних товароносителей – играет существенную роль в статье расходов. В некоторых случаях возможен обмен товароносителей.
Информационное обслуживание склада – предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования служб склада. Информационное обслуживание охватывает:
- обработку входящей документации
- предложения по заказам поставщиков;
- оформление заказов поставщиков;
- управление приемом и отправкой, контроль наличия товаров на складе;
- прием заказов потребителей;
- оформление документации отправки;
- диспетчерскую помощь (выбор партий оптимальных маршрутов доставки);
- обработку счетов клиентов;
- объем информации с оперативным персоналом и верхним уровнем организации, различную статистическую информацию.
Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. Операции контроля за выполнением заказов и оказанием услуг клиентам обеспечивают координацию деятельности служб продаж. Выделяют три категории элементов обслуживание: до продажное, во время продажи и послепродажное.
Допродажные услуги осуществляет служба продаж – маркетинговая. Склад выполняет продажные и после продажные услуги.
Продажные:
- сортировка товаров;
- проверка качества поставляемых товаров;
- фасовка и упаковка;
- экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;
- замену заказанного товара (изменение заказа).
Информационные услуги: заключение договоров с транспортными агентствами.
Послепродажные услуги: установка изделий, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями, временную замену товаров, прием дефектной продукции и замена ее.
При организации логистического процесса нужно добиваться:
1) рациональной планировки склада, при выделении рабочих зон, что способствует снижению затрат.
2) Эффективность использования пространства.
3) Использование универсального оборудования. Сокращает парк подъемно-транспортных машин.
4) Минимизация маршрутов внутри складской перевозки – сокращает эксплуатационные затрата и увеличивает пропускную способность склада.
5) Осуществление унитизации партий отгрузок и применение централизованной доставки – позволяет сократить транспортные издержки.
6) Максимальное использование возможностей информационной системы – сокращает затраты на документооборот и обмен информацией.
Достижение указанных целей является залогом рентабельности логистического процесса.