Глава 2 объекты производственной (преддипломной) практики
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА
Программа практики для студентов по направлению
100700 «Торговое дело»
Методические указания
Казань
КНИТУ
УДК 656
Производственная (преддипломная) практика:методические указания / А.М. Нигметзянова, Г.И. Гарипова. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. – 26 с.
Программа производственной (преддипломной) практики разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100700 – «Торговое дело».
Предназначено для студентов по направлению 100700 «Торговое дело» всех форм обучения.
Подготовлено на кафедре «Конструирование одежды и обуви» ИТЛПМиД КНИТУ.
Печатается по решению методической комиссии института легкой промышленности, моды и дизайна
Рецензенты: Хворова Е.В. к.э.н.,доцент каф. «Экономика»
Рахматуллина Г.Р. директор ООО»Кожевник»
ISBN © Нигметзянова А.М.
Гарипова Г.И.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | |
ГЛАВА 2 ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | |
ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ | |
3.1 Общее положение | |
3.2 Обязанности руководителя практики от университета | |
3.3 Обязанности руководителя практики от предприятия (организации) | |
3.4 Обязанности студента в период прохождения практики | |
ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ | |
ГЛАВА 5 ОТЧЕТНОСТЬ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ | |
5.1 Общие требования к документам практики и срокам их представления | |
5.2 Структура и содержание отчета | |
5.3 Требования к оформлению отчета | |
5.4 Защита отчета и подведение итогов практики | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | |
Приложение 1. Дневник практики | |
Приложение 2. Характеристика от предприятия | |
Приложение 3. Титульный лист отчета | |
Приложение 4. Содержание (база практики – оптовая торговая организация (предприятие)) | |
Приложение 5. Содержание (база практики – розничной торговое предприятие (организация)) | |
Приложение 6. Содержание (база практики – производственное предприятие) | |
Приложение 7. Гарантийное письмо предприятия |
ГЛАВА 1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Производственная (преддипломная) практика включает следующие этапы:
· производственная практика по направлению;
· преддипломная практика по направлению.
Целью производственной практики является углубление профессиональных навыков коммерческой деятельности, выполнение конкретных функций и участие студентов в производственной деятельности предприятия (организации).
К задачам практики относятся:
· применение знаний, приобретенных студентами в университете, набора определенных методов и способов коммерческой работы;
· выполнение различных функций и действий в коммерческой службе предприятия;
· подбор материалов по коммерческой деятельности во взаимодействии с маркетингом, менеджментом экономикой, стандартизацией и сертификацией товаров, финансированием и ценообразованием для дальнейшего их использования в будущей коммерческой работе.
Целью преддипломной практики как завершающего этапа обучения является приобретение студентами навыков для решения профессиональных задач, исследовательских и аналитических умений и развития профессиональных компетенций. Преддипломная практика предусматривает сбор, систематизацию и обобщение материала для подготовки выпускной квалификационной (дипломной работы), решение поставленной проблемы на материалах деятельности конкретной организации (предприятия) с применением методов анализа.
К задачам преддипломной практики относятся:
· применение знаний, приобретенных студентами в университете, определенных методов анализа информации и исследования коммерческих процессов;
· выполнение различных работ по разработке бизнес-процессов, бизнес-проектов, бизнес-планов и программ по совершенствованию коммерческой деятельности.
В целом практика дает возможность показать уровень подготовленности студентов для ведения самостоятельной работы в условиях современного торгового предприятия, развить их навыки овладения методикой исследования и экспериментирования при решении коммерческих задач.
ГЛАВА 2 ОБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ
Производственная (преддипломная) практика студентов проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях на основе договоров, заключенных между университетом и предприятиями (организациями), в соответствии с которыми указанные предприятия (организации) предоставляют места для прохождения студентами университета практики.
Объектами производственной (преддипломной) практики могут быть предприятия (организации) и учреждения, различных форм собственности и правового статуса, количественных параметров, осуществляющие коммерческую деятельность: индивидуальные предприятия, хозяйственные и акционерные общества, объединения, ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы и т.д.
Базовые предприятия для студентов должны отвечать следующим требованиям:
· соответствовать профилю подготовки специалиста;
· располагать квалифицированными кадрами для руководства практикой студента;
· иметь материально-техническую и информационную базу с инновационными технологиями.
Объект практики определяется учебным заведением. Оно готовит договоры с ведущими отраслевыми предприятиями (организациями) о приеме студентов на практику. Договоры с предприятиями (организациями) и/или гарантийные письма от предприятий (организаций) о приеме студентов на практику должны быть оформлены за месяц до начала практики в текущем учебном году. Целесообразность индивидуального прохождения практики студентом очной формы обучения определяется деканатом на основании личного заявления студента и гарантийного письма от предприятия (организации), предоставляющего место для прохождения практики (прилож.7-8).
При прохождении практики студенты, как правило, выполняют функции практикантов на выделенном рабочем месте (коммерческого директора, специалиста по закупкам или продажам, управляющего товарным отделом (секцией), складом, агента, торгового представителя и др.). В отдельных случаях студенты университета могут быть зачислены на вакантные должности в соответствии с графиком практики и оплаты труда по существующей тарифной ставке.
При прохождении практики студенту-практиканту необходимо учитывать особенности коммерческой деятельности конкретного предприятия (организации), т.к. от этого будет зависеть содержание и структура материалов отчета.
Далее, в качестве примера, даны наиболее распространенные базы практики и вопросы для проработки.
База практики - оптовое торговое предприятие (организация)
На рабочем месте менеджера по закупкам и (или) продажам студент должен:
1. Ознакомиться с уставом (положением) предприятия, его функциями и задачами, организационной структурой управления, должностными инструкциями работников.
2. Изучить социально-экономические показатели функционирования предприятия, его конкурентоспособность и перспективы.
3. Изучить основные технико-экономические показатели деятельности предприятия (состояние материально-технической базы, объем товарооборота, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, издержки обращения, рентабельность и т.п.).
4. Изучить источники информации о спросе на закупаемые товары. Оценить эффективность используемых методов определения потребности в товарах.
5. Изучить основных поставщиков товаров, предлагаемый ими ассортимент.
6. Проанализировать сложившуюся структуру связей с поставщиками и покупателями, содержание договоров поставки и прилагаемых к ним спецификаций. Изучить систему оперативного учета и контроля за выполнением договоров поставки, претензионную работу. Оценить состояние договорной работы на предприятии.
7. Изучить работу по формированию торгового ассортимента на предприятии. Оценить полноту и стабильность ассортимента.
8. Изучить коммерческую работу по оптовой продаже товаров розничным предприятиям, средства стимулирования оптовой продажи и их эффективность.
9. Разработать конкретные предложения (рекомендации) по улучшению коммерческой работы на предприятии для повышения его конкурентоспособности.
База практики - розничное торговое предприятие (организация)
На рабочем месте менеджера торгового зала студент должен:
1. Ознакомиться с уставом предприятия, его функциями и задачами. Изучить организацию управления в магазине, ознакомиться с должностными инструкциями.
2. Изучить район деятельности магазина и оценить его месторасположение.
3. Проанализировать динамику основных экономических показателей торговой деятельности магазина (объем и структура товарооборота, издержки обращения, валовой доход, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, рентабельность, нагрузка на одного продавца, товарооборот на 1 м2 торговой площади).
4. Оценить работу по изучению спроса в магазине.
Провести анкетный опрос покупателей с целью изучения спроса на конкретный товар и проанализировать полученные материалы.
5. Изучить основных поставщиков товаров, их долю в общем объеме поставок и предлагаемый ими ассортимент.
6. Оценить состояние договорной работы с поставщиками товаров, изучить опыт прямых связей с производственными предприятиями, систему оперативного учета и контроля за выполнением договоров поставки, претензионную работу.
Проанализировать содержание одного из договоров поставки и дать ему критическую оценку.
7. Ознакомиться с ассортиментным перечнем товаров. Оценить фактическое состояние ассортимента, его полноту и стабильность.
8. Ознакомиться с методами продажи товаров в магазине и видами дополнительных услуг, оказываемых покупателям.
9. Изучить средства рекламы и методы стимулирования продажи товаров в магазине.
10. Разработать конкретные предложения по совершенствованию коммерческой деятельности магазина.
База практики - производственное предприятие
На рабочем месте менеджера по продажам студент должен:
1. Ознакомиться с уставом предприятия, организационной структурой управления.
Изучить структурное построение коммерческих служб предприятия и их основные функции.
2. Изучить социально-экономические условия функционирования предприятия и проанализировать динамику основных показателей деятельности.
3. Ознакомиться с организацией закупки сырья и материалов на предприятии, определить критерии выбора поставщиков, изучить договоры поставки сырья и материалов.
4. Оценить работу по изучению спроса на производимую продукцию.
5. Ознакомиться с ассортиментом выпускаемой продукции и проанализировать его структуру.
6. Оценить организационную работу по сбыту готовой продукции на предприятии, организацию коммерческой работы по оптовой продаже, провести анализ эффективности сбытовой деятельности.
7. Оценить состояние договорной работы с оптовыми покупателями и рассчитать долю прямых поставок в предприятия розничной торговли в общем объеме продаж.
8. Изучить организацию продажи через собственную фирменную сеть.
9. Ознакомиться с рекламно-информационной работой предприятия, методами стимулирования сбыта.
10. Определить пути совершенствования коммерческой деятельности производственного предприятия.
База практики - предприятие потребительской кооперации (потребительское общество, потребсоюз)
Студент должен:
1. Ознакомиться с уставом предприятия, его функциями и задачами, организационной структурой управления, должностными инструкциями работников.
2. Изучить социально-экономические условия функционирования предприятия, конкурентную среду.
3. Ознакомиться с задачами коммерческой работы по отраслям деятельности.
4. Проанализировать основные экономические показатели деятельности (объем товарооборота, состояние товарных запасов и товарооборачиваемость, издержки обращения, рентабельность и т.д.).
5. Ознакомиться с организацией работы по изучению спроса покупателей.
6. Изучить основных поставщиков товаров и проанализировать сложившуюся структуру хозяйственных связей. Отразить удельный вес в поставках продукции собственного производства.
7. Оценить состояние договорной работы на предприятии.
8. Изучить вопросы формирования ассортимента и контроля за ним на предприятии.
9. Изучить содержание коммерческой работы по продаже товаров и ее стимулированию.
10. Разработать конкретные предложения по улучшению коммерческой работы на предприятии.