Совокупный спрос. Совокупное предложение. Модель AD-AS
Совокупный спрос (AD)– реальный объём национального продукта, который все хозяйствующие субъекты готовы купить при данном уровне цен в экономике.
Считается, что между уровнем реального объёма ВНП и уровнем цен существует обратная зависимость, т.е. если в стране повышается уровень цен, то, как правило, это приводит к снижению реального объёма ВНП и наоборот.
Такая зависимость объясняется тремя эффектами:
1. Эффект процентной ставки. Если в стране повышается общий уровень цен, параллельно начинают увеличиваться процентные ставки, т.е. начинают дорожать кредиты. Подорожание кредитов приведёт сначала к сокращению инвестиционных расходов фирм, а затем и к сокращению потребительских расходов.
2.Эффект реального богатства. С увеличением в стране цен остатки на счетах у хозяйствующих субъектов дешевеют, т.е. стоимость реального богатства уменьшается, а это приводит к сокращению потребительских расходов, т.е. к сокращению реального ВНП, который хотят купить.
3.Эффектом предпочтения импорта. С увеличением цен в национальной экономике стоимость национальной денежной единицы сокращается по отношению к иностранной валюте, а это приводит к сокращению стоимости импортных товаров, и их начинают покупать больше, т.е. совокупный спрос перемещается с национальных продуктов на импортные, в результате ВНП сокращается.
Обратная зависимость между общим уровнем цен в стране и реальным объёмом ВНП иллюстрируется с помощью совокупного спроса.
По аналогии со спросом на единичном рынке, на собственный спрос оказывают влияние детерминанты. В результате происходят изменения в совокупном спросе, что иллюстрируется сдвигом криво AD в положение AD1 или в положение AD2, при этом уровень цен остаётся неизменным.
Детерминанты совокупного спроса:
· Изменение потребительских расходов под воздействием изменения доходов, потребительских ожиданий, процентных ставок, налогов, потребительских задолженностей.
· Изменение инвестиционных расходов под воздействием изменения процентных ставок, налоговой системы, инвестиционного климата.
· Изменение государственных расходов.
· Изменения расходов на чистый экспорт под воздействием изменения валютного курса, рыночной конъюнктуры на мировых рынках, внешних, доходов торговой политики.
Совокупное предложение (AS) – реальный объём национального производства, который может быть произведён при каждом данном уровне цен. Совокупное предложение анализируется в различных временных интервалах, т.к. в них по-разному ведут себя номинальные и реальные величины.
· В кратковременном периоде номинальные величины, т.е. текущие цены, номинальная зарплата и т.д., под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, а реальные величины, т.е. объём выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента, являются более подвижными.
· В долгосрочном периоде номинальные величины меняются достаточно сильно, а реальные – медленно, их считают постоянными.
Состояние совокупного предложения анализируют с помощью двух основных моделей:
I модель – классическая. Она описывает состояние экономики в долгосрочном периоде и анализ совокупного предложения в этой модели исходит из условий полной занятости ресурсов, при этом номинальные величины, в первую очередь цены, начинают очень быстро меняться, а реальный объём производства остаётся практически неизменным.
II модель – кейнсианская. Она анализирует совокупное предложение в краткосрочном периоде. Исходит из того, что национальная экономика функционирует в условиях неполной занятости ресурсов, при этом уровень цен практически не меняется, но возможно достаточно сильное изменение реального объёма производства.
Объединяя эти две модели, современная экономическая теория анализирует совокупное предложение для трёх состояний национальной экономики.
Участки на графике:
N1 – кейнский – экономика функционирует в условия неполной занятости.
N2 – промежуточный – состояние, приближающееся к полной занятости.
N3 – классический – экономика функционирует в условиях полной занятости.
На совокупное предложение могут оказывать влияние неценовые факторы, под воздействием которых будет наблюдаться изменение в совокупном предложении. Графически это будет иллюстрироваться сдвигом кривой AS в положение AS1 или AS2. Чем правее, тем лучше.
Детерминанты совокупного предложения:
1.) Изменение цен на ресурсы, в зависимости:
а) от наличия ресурсов на национальном рынке;
б) от рыночной конъюнктуры на мировом рынке;
в) от уровня цен на этом рынке.
2.) Изменение производительности труда на национальном рынке:
Использование современной технологии
Более совершенные средства труда
Более квалифицированная рабочая сила
3.) Изменение правовых норм: налогового кодекса, а так же любое изменение в хозяйственном праве.
В национальной экономике состояние, при котором весь созданный национальный продукт раскупается всеми хозяйствующими субъектами, т.е. когда совокупный спрос совпадает с совокупным предложением, называется макроэкономическим равновесием.
AD=AS
Рисунок позволяет также увидеть, что макроэкономическое равновесие, проявляемое через равенство совокупного спроса и совокупного предложения (AD=AS), может возникать при разных состояниях экономики. Так, в первом случае подобное равенство, определяемое отрезком 0Q1, достигнуто при неполной занятости факторов производства: наличии безработицы, неполной загрузке производственных мощностей, излишних материальных запасах. Во втором случае (отрезок 0Q2) равновесие обеспечено при полной занятости факторов производства и наличии некоторых резервов. В третьем случае равновесие обеспечивается ценами, поскольку все факторы и все резервы производства использованы.
23. Функция потребления, сбережения и их экономический анализ.Макроэкономическое равновесие предполагает равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, т.е. между совокупными расходами всех хозяйствующих субъектов и созданным в стране реальным национальным продуктом. Эти величины во многом определяются закономерностями, которые существуют в национальном инвестиционном процессе.
Потребление в национальной экономике – процесс, который связан с расходами домашних хозяйств на приобретение конечных товаров и услуг, которые будут использоваться для удовлетворения потребностей.
Потребление населения является самой весомой частью ВВП и в его структуре выделяется три основных группы расходов:
1.) Расходы на товары кратковременного использования (еду, одежду, обувь – первичные потребности);
2.) Расходы на товары длительного использования (вторичные потребности);
3.) Расходы на услуги (медицина, образование, бытовые и т.п.);
Потребление различных групп населения и различных семей зависит от следующих факторов:
1. от располагаемого дохода;
2. от степени потребности в материальном плане;
3. от платности или бесплатности блага;
4. от наличия блага на рынке;
5. от индивидуальных предпочтений.
Под воздействием этих факторов расходы на потребление различных домохозяйств различны, однако, в теории существуют общие законы, которые проявляются в потреблении хозяйств практически всегда.
Четыре закона Энгеля:
1.) Чем ниже доходы населения, тем большая их доля тратится на предметы первой необходимости, прежде всего на продукты питания. Затем часть доходов по мере их роста уменьшается;
2.) Расходы на одежду, развлечения, автомобили увеличиваются более чем пропорционально по отношению к доходам до тех пор, пока не достигнут относительно высокий уровень доходов.
3.) Расходы на предметы роскоши всегда увеличиваются в большей пропорции, чем доходы;
4.) Сбережения населения начинают расти только тогда, когда начинают увеличиваться доходы.
Сбережения– часть предполагаемого дохода, который остаётся после того, как удовлетворены все потребности, или часть, которая остаётся после потребления.
Люди с высокими доходами, как правило, сберегают больше, чем население с низкими доходами. Могут быть случаи, когда домохозяйства с минимальными доходами расходуют на потребление больше, чем их располагаемый доход, тогда они вынуждены либо брать взаймы, либо продавать собственность. Такая ситуация называется перерасходом или расходованием сбережений. Взаимосвязь между потреблением и сбережением анализируют с помощью с помощью функции потребления и сбережения.
Y = C + S
Y – Располагаемый доход;
С – Потребление;
S – Сбережение.
|
Функция потребления показывает зависимость потребления от располагаемого дохода. Если бы весь доход шел на потребление, то ситуация характеризовалась бы прямой под углом 45 градусов. В реальной жизни это не происходит.
Каждая из комбинаций доход- потребление представляется на графике отдельной точкой. При этом точка Е – точка «прожиточного минимума». Рост дохода за пределы указ. величины позволит не только увеличить потребление, но и сберегать часть дохода (АВ)
Средняя склонность к потреблению и сбережению.
-к потреблению АРС = Потребительские расходы/располагаемый доход = С/Y показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление.
-к сбережению
АРS = сбережения/располаг. доход = S/Y, показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения
По мере роста располагаемого дохода доля дохода направленная на потребление, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, а АРS увеличивается. Богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция наблюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане АРС и АРS, как правило, стабилизируются, отражая относительную устойчивость потребительского поведения при отсутствии «фосмажорных» обстоятельств.
Закономерности сбережения отражает график функции сбережения:
МРС = изменения в сбережении/ изменения в доходе = ΔС/Δ Y
- предельная склонность к потреблению (показывает на сколько будут меняться расходы на потребление при изменении располагаемого дохода )
МРS = изменения в сбережении/ изменения в доходе = ΔS/Δ Y
- предельная склонность к сбережению (показывает, на сколько изменится сбережение при изменении располагаемого дохода).
В экономическом анализе MPS и MPC показывают динамику расходов на потребление и сбережение, и значимость основного фактора располагаемого дохода.
Существуют и др. факторы влияющие на потребление и сбережение:
1. Богатство. Чем больше накопленное богатство (недвиж. имущество, и фин.средства ), тем больше величина потребления и меньше величина сбережений при любом уровне текущего дохода.
2. Уровень цен. Изменение уровня цен изменяет реальную стоимость или покупательную способность. Реальная стоимость фин. средств,номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменениям уровня цен. Если ваше реальное богатство уменьшилось – вы менее склонны к потреблению текущего дохода и наоборот.
2. Ожидания. Ожидания, связанные с будущими ценами, доходами и наличием товаров. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к повышению текущих расходов и снижению сбережений.
3. Потребительская задолженность. Высокая потребительская задолженность домохозяйства сокращает текущее потребление, и наоборот.
4. Налогообложение. Увеличение налогов приведет к сокращению потребления и сбережений и наоборот.