Тема 6. ИНФРАСТРУКТУРА И ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Глобальные социально-экономические процессы, происходящие в современном мире, экономическая интеграция стран и регионов обусловили формирование международной инфраструктуры - комплекса отраслей мирового хозяйства, обслуживающих международные экономические отношения.

Как целостная система, мировая инфраструктура охватывает те сферы мирового хозяйства, которые обеспечивают общие условия воспроизводственного процесса:

· мировая транспортная система;

· мировая сеть массовой информации и коммуникации (радио, пресса, связь, телевидение);

· единая система коммерческой информации;

· единая система научно-технической информации;

· единая система метеорологической службы и информации;

· унифицированная статистическая служба.

Также к мировой инфраструктуре относятся отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы на международном уровне и развитие человека – образование, здравоохранение и пр.

Наиболее важным элементом инфраструктуры является транспорт - это 4-я сфера материального производства, основная задача которого – перемещение товаров, услуг, факторов производства.

Транспорт, относясь к коммуникационной системе, выполняет функцию соединения ресурсов в процессе воспроизводства и обеспечения доступа на рынке. Одновременно транспорт ослабляет не только пространственный, но и временной разрыв между производством и потреблением.

По показателям работы транспорта судят о деятельности экономики, т.к. транспорт – это важнейший показатель развития ВВП, его доля составляет 4-10% международного ВВП.

Транспортные расходы рассчитываются при эксплуатации всех предприятий через показатель транспортабельности продукции. Это особенно учитывается при выпуске экспортной продукции. Затраты на транспорт влияют и на размещение, и на состав производства.

Транспортная составляющая – это величина, которая колеблется в цене товара от 10-20%, по сырьевым товарам – до 40%.

Сами транспортные расходы включают и затраты на фрахт – от 5% до10%.

Транспортные издержки – это все затраты по доставке товара от продавца к покупателю. В состав транспортных издержек включается фрахт, страхование, загрузка (разгрузка), сопутствующие расходы.Транспортные издержки в ряде случае могут достигать такой величины, что превращают ряд товаров в неторгуемые.

На транспортные издержки влияет следующая группа факторов:

§ конкуренция;

§ технический прогресс – контейнеризация перевозок, мосты и др.;

§ сокращение жизненного цикла товаров;

§ рост рынка покупателя;

§ увеличение грузоподъемности.

Все факторы действуют в индустриальных странах; в постиндустриальных странах они отходят на второй план, уступая место фактору качественного обслуживания, связанный с повышением скорости, сохранности, комфортности, регулярности и рейтинговости перевозок.

Транспортные издержки, как правило, ведут к снижению объемов торговли, снижают уровень специализации стран, влияют на ТРТ. Транспортные издержки весьма дифференцированно влияют на торговлю разными товарами. В цене многих массовых и сырьевых товаров, относительно недорогих в производстве и добыче, доля транспортных издержек высока. Например, в цене импортированного цемента Транспортные издержки будут основной составляющей. Велика роль транспортных издержек при международных перевозках скоропортящейся продукции.

Для стран-соседей издержки на транспорт невелики, и даже затраты на перевозку между близлежащими пунктами двух стран могут быть меньше, чем затраты на перевозку между удаленными пунктами одной страны. Поэтому торговля между странами, расположенными недалеко друг от друга, развивается более интенсивно.

На величину транспортных издержек влияет и вид транспорта. Наиболее дешевый вид транспорта с учетом перевозок пассажиров – морской.

Научно-техническая революция, охватившая и транспорт, привела к значительному снижению транспортных издержек. Рост грузоподъемности транспортных средств, скорости их передвижения, «контейнерная революция» и механизация процессов погрузки и разгрузки – все это способствовало сокращению расходов на транспортировку товаров.

Международные транспортные отношения – это услуги всех видов транспорта, которые оказываются резидентами одной страны резидентам другой.

МТО складываются из услуг, по статистике платежного баланса среди них выделяют 4 группы:

§ Грузоперевозки – все услуги по доставке экспортного или импортного товара + услуги по погрузке (разгрузке, если она предоставляется перевозчиком).

§ Пассажироперевозки – перевозка нерезидентов перевозчиками – резидентами

§ Аренда перевозчика – сдача в аренду резидентом нерезиденту транспортных средств на ограниченный промежуток времени для перевозки.

§ Обеспечивающие и вспомогательные услуги (предоставляются в транспортных центрах).

Операция считается международной, если она связана с перемещением груза на Б и В участках:

Тема 6. ИНФРАСТРУКТУРА И ТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - student2.ru А_______________Б______________________В___________________Г

Наши рекомендации