Механизм функционирования и регулирования регионального рынка труда
Механизм функционирования рынка труда представлен на рис.8.
Население (трудовые ресурсы) делятся на две основные группы: экономически активное население, обеспечивающее предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, и экономически неактивное население.
Для анализа занятости населения выделяют:
• вступивших в состав рабочей силы (вошедшие в трудоспособный возраст);
• выбывших из состава рабочей силы (вышедших из трудоспособного возраста, досрочно вышедших на пенсию);
• получивших работу, в том числе получивших работу впервые;
• потерпевших неудачу в поисках работы (как официально зарегистрированные безработные, так и не имеющие данного статуса, но продолжающие поиск работы);
• отказавшихся от поиска работы (в том числе отчаявшихся найти работу); лиц, у которых необходимость в работе, и др.
Механизм функционирования рынка труда зависит от многих факторов:
• государственной и региональной политики;
• совокупности законодательных и нормативных актов по регламентации трудовой деятельности;
• система мотивации на трудовую деятельность;
• качества трудовой жизни;
• возможности выбора на рынке труда.
Выбор индивида на рынке труда в свою очередь определяется:
• уровнем его конкурентоспособности (пол, возраст, профессия, квалификация, опыт, мобильность);
• поставленными жизненными целями и установками;
• мотивацией;
• влиянием референтных групп (друзей, родственников, коллег);
• форс-мажорными обстоятельствами.
Участниками предложения собственной рабочей силы на территориальном рынке труда являются:
• лица, вступающие в трудоспособный возраст и не занятые учебой;
• высвобождаемые с производства работники;
• лица, уволившиеся по причинам текучести;
• молодежь, не продолжающая учебу;
• лица, демобилизованные из вооруженных сил;
• незанятое население, желающее приступить к трудовой деятельности;
• мигранты трудоспособного возраста, прибывшие из других территорий (включая беженцев), и др.
На основании расчета численности лиц по каждому из источников пополнения (или уменьшения) рынка труда строится прогноз изменения ситуации с предложением труда на нем.
Не менее сложным представляется процесс формирования спроса на рабочую силу. С количественной стороны спрос зависит от изменения числа рабочих мест, которое может как возрастать, так и сокращаться. Этот процесс весьма неоднороден в различных отраслях и профессиональных группах работников.
С качественной стороны спрос характеризуется теми требованиями, которые предъявляются работодателями к кандидату на рабочее место в отношении образования, специальной профессиональной подготовки, стажа работы и наличия практических навыков, личных качеств и т.д.
Факторы, определяющие выбор работодателя, могут лежать за пределами чисто экономических соображений (расчет на максимальную производительность труда), касаться социальных моментов, психологических и др.
Нормальное функционирование рынка труда во многом зависит от управленческих воздействий как на работодателя в отношении спроса на рабочую силу, так и на население в отношении предложения труда с целью обеспечения их лучшего сбалансирования. Кроме того, регулирование рынка труда с использованием цивилизованных методов обеспечивает реальную свободу предложения и спроса рабочей силы, более обоснованный выбор людьми профессии в соответствии с их желаниями и способностями. Рассмотрим вопросы регулирования рынка труда более подробно.
Большую роль в регулировании ситуации на региональном рынке труда играют местные органы управления. Администрация области (города) совместно с региональной службой занятости как представителем федеральной службы заботятся о выработке региональной программы занятости, формировании финансово-кредитного механизма влияния на количество рабочих мест, формировании миграционной политики, организации общественных работ и т.д.
Повышению спроса на рабочую силу способствуют такие меры, как:
• развитие производительных сил, инвестиции в развитие региона;
• развитие новых форм хозяйствования;
• разрешение нестандартных форм занятости;
• организация общественных работ;
• стимулирование развития производства как следствие мер по повышению покупательной способности населения;
• субсидирование занятости (особенно слабозащищенных групп населения: молодежи, инвалидов, матерей-одиночек и т.п. в связи с их низкой конкурентоспособностью на рынке труда);
• льготное кредитование и финансирование создания новых рабочих мест на предприятиях, а также предприятий, активно включившихся в выполнение территориальной программы занятости;
• снижение бюджетных выплат и взносов на социальное страхование за временных и частично занятых работников и др.
Снижение спроса на рабочую силу связано с реализацией мероприятий, направленных на сдерживание размещения на данной территории производительных сил и создания новых рабочих мест, с более жесткой кредитной политикой, дополнительными налогами за использование трудовых ресурсов и т.д.
Увеличению предложения рабочей силы содействуют такие мероприятия, как:
• изменения трудового законодательства, расширяющие возможности трудоустройства;
• расширение масштабов профессионального обучения, переобучения кадров и повышения квалификации;
• миграционная политика по привлечению рабочей силы в регион;
• информирование населения о наличии вакантных рабочих мест и организация соответствующей рекламы;
• разработка специальных программ, повышающих конкурентоспособность отдельных групп населения.
А к мероприятиям, нацеленным на снижение предложения рабочей силы, относятся:
• миграционная политика в регионе;
• сокращение рабочего времени, разрешение неполной занятости;
• увеличение срока обучения с отрывом от производства и рост численности обучаемых по данной форме;
• увеличение пособий и сроков отпуска женщин по уходу за детьми;
• повышение пенсий, поощрение досрочного выхода на пенсию;
• интеграция в международный рынок труда и содействие выезду рабочей силы на работу за рубеж и др.
Применительно к локальным рынкам труда (отраслевым, профессиональным) методы решения проблемы сбалансирования предложения и спроса на рабочую силу имеют свою специфику.
Для управления процессами, происходящими на рынке труда, необходимо знать его количественные характеристики, иметь систему показателей, позволяющую оценить "наполнение" рынка на определенный момент времени и описать его в динамике с учетом всех изменений.
Прежде всего необходимы данные:
• о численности непосредственных участников рынка труда на определенную дату и среднею за период;
• о количестве лиц, побывавших среди участников рынка труда за период;
• о времени пребывания в категории безработных и распределении последних по срокам и т.п.
Источником информации о рынке труда служат разрабатываемые органами статистики балансы трудовых ресурсов, отчетность предприятий и организаций о предполагаемом и фактическом высвобождении работников, сведения службы занятости о численности зарегистрированных безработных, различного рода единовременные обследования и т.д.