Понятие нормативных затрат

Нормативные затратыпредставляют собой тщательно предопределенные реалистичные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Они включают все три элемента производственных затрат — прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты и общепроизводственные расходы.

Следует различать учет нормативных затрат и учет общепроизводственных расходов по нормативам, несмотря на некоторую их схожесть. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозном потреблении производственных ресурсов, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов, оборудования, квалификации рабочей силы. Нормативы общепроизводственных расходов основаны на более простых предположениях — на базе данных прошлых затрат и данных об объемах деятельности в будущем периоде.

А вот между понятиями нормативные затраты, и бюджетные затраты концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются одинаково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» относится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затраты» - к общему их количеству.

Разница между фактическими и нормативными или (бюджетными) показателями называется отклонением. Если обнаруживается отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как анализ отклонений, является эффективным инструментом контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу произведенного продукта состоят из шести элементов:

1. нормативная цена прямых материалов;

2. нормативное количество прямых материалов;

3. нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам);

4. нормативная ставка оплаты прямого труда;

5. нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;

6. нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Анализ отклонений как средство контроля затрат

Важнейшей частью системы контроля затрат является оценка деятельности отдельных подразделений, отдельных управляющих и организации в целом. Менеджеры производственных участков также, как и руководители, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают — что произошло (фактические затраты) с тем, что должно было произойти (планируемые или нормативные затраты). Как уже отмечалось, разница между фактическими затратами и нормативными или бюджетными (плановыми) называется отклонением. Процесс определения величины отклонений и выявления причин их образования называется анализом отклонений.

В целях контроля прежде, чем анализировать отклонения от бюджетных данных, надо скорректировать бюджетные данные на соответствующий фактический выпуск. Для этих целей используетсягибкий бюджетом, также часто называемыйпеременным бюджетом, который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (пределах обычных уровней деятельности). С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

Рассмотрим использование гибкого бюджета для целей анализа и контроля на следующем примере. В таблице 5 представлены фактические и бюджетные данные для подразделения компании за 2010 год.

Как видно из данных этой таблицы, фактические затраты превысили плановые на 14300 руб. или на 7.2%. Многие могут считать, что это превышение очень значительно и неблагоприятно. Однако не следует забывать, что фактический выпуск (19100 единиц) был больше, чем по плану (17500 единиц), и таким образом, сопоставление результатов деятельности со статичным бюджетом не является показательным для оценки выполнения бюджета затрат.

Для чистоты и правомерности анализа мы должны скорректировать бюджетные данные на фактический выпуск 19100 единиц. В отличие от статичного бюджета, гибкий бюджет обеспечивает прогнозные данные, автоматически скорректированные на изменения в уровне выпуска.

В таблице 6 представлен гибкий бюджет этой же компании для объемов выпуска 15000, 17500, 20000 единиц продукции. Обратите внимание на Формулу гибкого бюджета, которая представлена перед таблицей.

Формула гибкого бюджета— это уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:

 
 
Общие бюджетные затраты = (Переменные затраты на единицу х Количество произведенных единиц) + Бюджетные постоянные затраты

В этом анализе были использованы в качестве характеристики объемов деятельности единицы произведенной продукции. Когда используются единицы продукции, в анализ включаются затраты прямых материалов и прямого труда. Наиболее общим ограничением гибкого бюджета являются общепроизводственные расходы. В такой ситуации машино-часы или человеко-часы должны использоваться вместо единиц готовой продукции.

Таблица 5

Наши рекомендации