Предмет и задачи товароведения

Тимофеева В.А.

«Товароведение продовольственных товаров»

Содержание

1. Общая часть товароведения

1.1 Предмет и задачи товароведения

1.2 Классификация продовольственных товаров

1.3 Качество продовольственных товаров

1.4 Химический состав продовольственных товаров

1.5 Методы определения качества товаров

1.6 Хранение продовольственных товаров

1.7 Консервирование пищевых продуктов

1.8. Сертификация как подтверждение соответствия

1.9 Маркировка потребительских товаров

1.10 Основы стандартизации

1.11 Штриховое кодирование товаров

2. Товароведение отдельных групп продовольственных товаров

2.1. Зерно и продукты его переработки

2.1.1.Зерно

2.1.2 Крупа

2.1.3 Мука

2.1.4.Макаронные изделия

2.1.5 Хлеб и хлебобулочные изделия

2.1.6 Сухарные изделия

2.1.7 Бараночные изделия

2.2 Плодоовощные товары

2.2.1 Пищевая ценность свежих овощей и плодов

2.2.2. Клубнеплоды

2.2.3 Корнеплоды

2.2.4 Капустные овощи

2.2.5 Луковые овощи

2.2.6 Салатно-шпинатные овощи

2.2.7 Пряные овощи

2.2.8 Десертные овощи

2.2.9 Тыквенные овощи

2.2.10 Томатные овощи

2.2.11 Бобовые и зерновые овощи

2.2.12 Семечковые плоды

2.2.13 Косточковые плоды

2.2.14 Ягоды

2.2.15 Орехоплодные

2.2.16 Субтропические и тропические плоды

2.2.17 Переработанные овощи и плоды

2.2.18 Грибы свежие и переработанные

2.3 Вкусовые товары

2.3.1 Чай и чайные напитки

2.3.2 Кофе и кофейные напитки

2.3.3. Пряности

2.3.4. Приправы

2.3.5 Алкогольные напитки

2.3.6 Слабоолкогольные напитки

2.3.7. Безалкогольные напитки

2.3.8 Табачные изделия

2.4 Крахмал, сахар, мед

2.4.1 Крахмал

2.4.2 Сахар

2.4.3 Мед

2.5 Кондитерские товары

2.5.1 Фруктово-ягодные кондитерские изделия

2.5.2 Шоколад и какао-порошок

2.5.3 Карамельные изделия

2.5.4 Конфетные изделия

2.5.5 Халва

2.5.6 Мучные кондтерские изделия

2.5.7 Восточные сладости

2.5.8 Кондитерские изделия специального назначения

2.6 Молочные товары

2.6.1 Молоко и сливки

2.6.2 Молочные консервы

2.6.3 Кисломолочные продукты

2.6.4 Масло коровье

2.6.5 Твердые сычужные сыры

2.6.6 Мягкие сычужные сыры

2.6.7 Рассольные сыры

2.6.8 Кисломолочные сыры

2.6.9 Переработанные сыры

2.6.10 Мороженое

2.7 Пищевые жиры

2.7.1 Растительные масла

2.7.2 Животные топленые жиры

2.7.3 Маргарин

2.7.4 Кулинарные жиры

2.8 Мясо и мясные продукты

2.8.1 Мясо убойных животных

2.8.1 Мясо убойных животных (2 часть)

2.8.2 Мясные субпродукты

2.8.3 Мясо фасованное

2.8.4 Мясо домашней птицы и дичи

2.8.5 Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия

2.8.6 Колбасные изделия

2.8.7 Мясные копчености

2.8.8 Мясные консервы

2.9 Яйца и яичные товары

2.10 Пищевые концентраты

2.11 Рыба и рыбные товары

2.11.1 Общие сведения о рыбе

2.11.2 Семейства важнейших промысловых рыб

2.11.3 Живая, охлажденная и мороженая рыба

2.11.4 Соленая рыба

2.11.5 Сушеная рыба

2.11.6 Вяленая рыба

2.11.7 Копченая рыба

2.11.8 Балычные изделия

2.11.9 Рыбные полуфабрикаты и кулинарные изделия

2.11.10 Икра

2.11.11Нерыбное водное сырье

2.11.12 Рыбные консервы и пресервы

Литература

Предмет и задачи товароведения

Товароведение — это научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров. Для данной науки особое значение имеет исследование потребительской стоимости товаров. Любой товар обладает стоимостью и потребительской стоимостью. Количество общественно необходимого труда, затраченного на производство товара, определяет величину его стоимости. Полезность товара, способность удовлетворять какую-либо потребность человека, называется потребительской стоимостью. Потребительская стоимость товара обусловлена его свойствами. Под свойством продукции понимают объективную особенность, которая проявляется при ее создании, эксплуатации и потреблении. Свойства товара могут быть как природными, так и приобретенными в процессе производства, хранения и реализации.

Возникновение товароведения как науки относят к середине XVI в. В это время увеличиваются объем и номенклатура выпускаемых товаров, появляется необходимость в систематизированных сведениях и знаниях о них, т. е. в товароведении. По мере роста промышленного производства перед товароведением вставали различные задачи и, следовательно, менялось его содержание. В развитии товароведения можно выделить три важных этапа: первый — товаведно-описательный, когда основное внимание уделяли созданию руководств с описанием свойств и способов использования различных видов товаров (с середины XVI до начала XVII в.); второй — товароведно-технологический, основная задача которого состояла в изучении влияния технологических факторов (свойств сырья, материалов, технологий) на качество товаров (с XVIII до начала XX в.); третий — товароведно-формирующий, цель которого состоит в разработке научных основ формирования, оценки и управления потребительской стоимостью, качеством и ассортиментом товаров (с начала XX в. до настоящего времени).

Основоположником отечественного товароведения считается профессор М.Я. Киттары (1825—1880), который заложил научные основы товароведения: дал определение предмета и содержания курса, разработал классификацию и описал свойства товаров. Он считал, что изучение технологии и товароведения должно основываться на изучении химии, физики и других естественных наук.

Дальнейшее развитие товароведения связано с именами профессоров П.П. Петрова (1850—1928) и Я.Я. Никитинского (1854—1924). С1ни уточнили сущность, задачи и объем товароведения, показали его связь с технологией производства и сельскохозяйственными и экономическими науками.

Развитие товароведения пищевых продуктов связано с именем профессора Ф.В. Церевитинова (1874—1947). Он впервые исследовал химические процессы, происходящие в плодах и овощах во время длительных перевозок и хранения при низких температурах. Ценный вклад в развитие данной отрасли товароведения внесли профессора B.C. Смирнов, Н.И. Козин, B.C. 1рюнер, А.А. Колесник.

Поскольку пищевые продукты значительно различаются по свойствам и предъявляемым к ним требованиям, то и в товароведении применяют знания и сведения из различных областей науки. Поэтому оно тесно связано со многими естественными, техническими и общественными научными дисциплинами. Экономика помогает вскрыть общественную сущность таких понятий, как потребительская стоимость, стоимость товара, товарное производство, товар, его исторический характер и т. д.; физика и химия дают общие сведения о строении, свойствах и пищевой ценности продуктов. Знания микробиологии, биохимии необходимы для правильного выбора режимов транспортирования и хранения пищевых продуктов. Связь товароведения с экономической географией, статистикой, экономикой и организацией торговли позволяет правильно организовать движение и учет товаров, определять потребность населения в них и т. д. Основные задачи, стоящие перед товароведением: • определение и изучение основополагающих характеристик товаров, составляющих потребительскую ценность;

установление номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров;

изучение свойств и показателей ассортимента товаров, анализ ассортиментной политики производственной или торговой организации;

товароведная оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных;

выявление градаций качества, диагностика дефектов товаров и причин их возникновения, принятие мер по предупреждению реализации некачественных, опасных товаров;

обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла;

установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработка мер по их предупреждению или снижению;

информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя.

Наши рекомендации