Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

Разработка и внедрение организационных проектов совершен­ствования системы управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекоменда­циями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Минэко­номики, Минфином и Госкомпромом РФ от 31,03.94 № 7-32/47), Данный документ предусматривает три вида эффективности про­ектов:

• коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредст­венных участников;

• бюджетная эффективность, отражающая финансовые по­следствия осуществления проекта для федерального, регионально­го или местного бюджетов;

• народнохозяйственная экономическая эффективность, учиты­вающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется оце­нивать народнохозяйственную экономическую эффективность.

Коммерческая эффективностьпроекта определяется соотноше­нием финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуе­мую норму доходности. Коммерческая эффективность может рас­считываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. При этом в качестве эффекта выступает поток реальных денег.

В рамках каждого вида деятельности происходит приток Пi (t) и отток Оi (t) денежных средств. Обозначим разность между ними через Ф i (t):

Фi (t) = Пi (t) - Оi (t)

где i - номер вида деятельности (1, 2, 3, .,.).

Потоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проек­та (на каждом шаге расчета):

Ф(t) = [П1 (t) - О1 (t)] + [П2 (t) - О2 (t)] = Ф1 (t) + Ф2 (t).

Показатели бюджетной эффективностиотражают влияние ре­зультатов осуществления проекта на доходы и расходы соответст­вующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используе­мым для обоснования предусмотренных в проекте мер федераль­ной и региональной финансовой поддержки, является бюджет­ный эффект.

Бюджетный эффект (Вt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюдже­та (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:

Вt = Дt - Рt

Интегральный бюджетный эффект (Винт) рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Дивт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).

Показатели народнохозяйственной экономическойэффектив­ности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуще­ствлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, ор­ганизаций. При расчетах показателей экономической эффектив­ности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):

• конечные производственные результаты (выручка от реализа­ции на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продук­ции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями - участниками). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использования изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

• социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье на­селения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

• прямые финансовые результаты,

• кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Необходимо учитывать также косвенные финансовые резуль­таты, обусловленные осуществлением проекта: изменения дохо­дов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций

Социальные, экологические, политические и иные результа­ты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективно­сти и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проекта.

В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проек­те и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Поэтому не включаются в расчет:

• затраты организаций - потребителей некоторой продукции на приобретение ее у изготовителей - других участников проекта;

• амортизационные отчисления по основным средствам, соз­данным (построенным, изготовленным) одними участниками проекта используемым и другими участниками;

• все виды платежей российских организаций-участников в доход государственного бюджета, в том числе налоговые платежи. Штрафы и санкции за невыполнение экологических нормативов и санитарных норм учитываются в составе народнохозяйственных затрат только в том случае, если экологические последствия на­рушений норм не выделены особо в составе экологических ре­зультатов проекта и не включены в состав результатов проекта в стоимостном выражении, проценты по кредитам Центрального банка РФ, его агентов и коммерческих банков, включенных в число участников реали­зации инвестиционного проекта;

• затраты иностранных участников.

Основные средства, временно используемые участником в процессе осуществления организационного проекта, учитываются в расчете одним из следующих способов: (а) остаточная стоимость основных средств на момент начала их привлечения включается в единовременные затраты; на момент прекращения единовремен­ные затраты уменьшаются на величину (новой) остаточной стои­мости этих средств; (б) арендная плата зауказанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта вклю­чаются:

• региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потреб­ленной этими же или другими участниками проекта организации региона (отрасли);

• социальные и экологические результаты, достигаемые в ре­гионе (в организациях отрасли);

• косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).

В состав затрат при этом включаются только затраты организа­ций - участников проекта, относящихся к соответствующему ре­гиону (отрасли), также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:

• производственные результаты;

• выручка от реализации произведенной продукции за выче­том израсходованной на собственные нужды;

• социальные результаты в части, относящейся к работникам организации и членам их семей.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание ос

Наши рекомендации