Информация об основных партнерах компании
Дается информация о существующих партнерах компании и тех, кто непосредственно будет задействован в реализации проекта. Здесь же необходимо упомянуть и представить перечень договоров компании со своими партнерами по бизнесу, протоколов о намерениях, соглашений и других документов.
Деловое расписание проекта
Деловое расписание включаетвсебяследующиеключевые элементы:
1) информацияоб общих объемах необходимых инвестицийи структуре инвестиций (Пример 20);
2) распределение инвестиций по этапамреализации проекта (Пример 21);
3) календарный план инвестиционной стадии проекта (Пример 22);
4) сетевой график и оперограммареализации инвестиционного проекта (Пример 23)
Пример 20.
Таблица 30. Структура и объем инвестиций (на начало реализации проекта), руб. (пример)
Наименование статьи затрат | Сумма, руб. |
Оборудование | 4 565 000,00 |
Транспортные расходы | 228 250,00 |
Монтаж и пусконаладочные работы | 456 500,00 |
Общие затраты | 5 249 750,00 |
Пример 21.
Таблица 31. Пример распределенияинвестиций по основным этапамреализации инвестиционного проекта
Этапыинвестирования | 1-йгод | 2-йгод | 3-йгод | Общийобъеминвести-ций | |||
1кв. | 2кв. | 3кв. | 4кв. | ||||
Этап 1 | |||||||
Этап 2 | |||||||
Этап 3 | |||||||
Этап 4 | |||||||
Запуск производства | |||||||
Итого |
Можно несколько изменить логику представления (таблица 32, 33).
Таблица 32. Начальные затраты, в тыс. руб.
Наименование этапа работ | Стоимость этапа | |
Ремонт и перепланировка помещения | 120,00 | |
Приобретение «АТОЛ:EasyBox» | 51,10 | |
Установка «АТОЛ:EasyBox» | 10,00 | |
Реклама | 930,00 | |
Обучение персонала | 40,00 | |
Общие затраты | 1 151,10 |
Таблица 33. План инвестиционных затрат
Направление инвестиционных затрат | Инвестиционные затраты, руб. | ||
январь | февраль | март | |
Сбор информации, оформление бизнес-плана | |||
Оформление документации для получения субсидии | |||
Организационные расходы | |||
Оформление договора аренды помещения | |||
Приобретение и монтаж оборудования (холодильные установки, витрины и пр.) | 144 500 | ||
Закупка оборотных средств | |||
Закупка продукции птицеводства | 50 000 | ||
Всего | |||
ИТОГО |
Пример 22.
Таблица 34. Пример календарного графика реализации инвестиционного проекта (диаграмма Ганта)
Этапыпроекта | 1-йгод | 2-йгод | 3-йгод | |||||||||||||||||
Этап 1 | Стоимость, руб. ($) | |||||||||||||||||||
Этап 2 | Стоимость, руб. ($) | |||||||||||||||||||
Этап 3 | Стоимость, руб. ($) | |||||||||||||||||||
Запуск производства | ||||||||||||||||||||
Для более простых проектов применяется следующий вариант календарного плана (таблица 35).
Таблица 35. Календарный план реализации проекта
Этапы работы | Работа | Длительность, дни | начало | окончание |
Составление бизнес-плана | 01.01 | 10.01 | ||
Рассмотрение вопроса о получении субсидии | 10.01 | 10.02 | ||
Оформление договора аренды помещения | 10.03 | 15.05 | ||
Приобретение оборудования (холодильные установки, витрины и пр.) | 10.04 | 20.04 | ||
Монтаж оборудования | 20.04 | 21.04 | ||
Отбор и найм персонала | 20.04 | 20.05 | ||
Закупка оборотных средств и продуктов | 20.04 | 25.04 | ||
Открытие отдела | 26.04 |
Пример 23.
Таблица 36. Пример оперограммы реализации инвестиционного проекта
Этапыинвестирования | Ген.ди-ректор | Исп.ди-ректор | Дирек-торпопроизв. | Гл.бух-галтер | Марке-толог | Финан-сист | ||||||||||||
Этап 1 | ||||||||||||||||||
Этап 2 | ||||||||||||||||||
Этап 3 | ||||||||||||||||||
Этап 4 | ||||||||||||||||||
Запуск производства | ||||||||||||||||||
Наоперограмме темнымцветомпредставленыответственныеисполнителиконкретногоэтапа,накоторыхвозложеноруководствоиответственность заегореализацию.Болеесветлымцветомпредставленысоисполнителиипривлекаемыеответственнымисполнителемподразделения и работники.
10. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для получения прибыли. Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
1) отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам) (таблица 37);
2) планом движения денежных средств (Кэш-Фло) (таблица 38);
3) балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени) (таблица 39).
Таблица 37. Отчет о прибылях и убытках
Наименованиепоказателя | Величина показателя по периодам,тыс.руб | ||
1-ый год | 2-ой год | n-ый год | |
1. Выручкаотреализации продукции | |||
2.Переменныезатраты | |||
3.Постоянныезатраты(завычетом амортизации) | |||
4.Процентызакредит | |||
5.Налогооблагаемая прибыль(стр1-2-3-4) | |||
6.Налогнаприбыль(24%отстр.5) | |||
Чистаяприбыль(стр.5-стр.6) |
Таблица 38. План движения денежных средств (Кэш-Фло)
Наименование показателя | Величина показателя | |||
До начала произ-ва | 1-ый год | 2-ой год | n-ый год | |
1.Чистый денежныйпоток на начало периода | ||||
2.Выручкаотреализациипродукции | ||||
3.Переменныезатраты | ||||
4.Накладныерасходыили постоянные затраты(завычетом амортизации+ процентыза кредит) | ||||
5.Налоги | ||||
6.Денежныесредства от производственной деятельности (стр.2– 3–4–5) | ||||
7.Выплатынапокупкуосновных фондов | ||||
8.Выплатынапокупкуобъектов интеллектуальной собственности | ||||
9.Другиеиздержки подготовительного периода | ||||
10.Продажа основныхфондов | ||||
11.Денежныесредства от инвестиционной деятельности(стр.10-7-8-9) | ||||
12. Уставный капитал | ||||
13.Кредит | ||||
14.Погашениекредита | ||||
15.Денежныесредстваотфинансовой деятельности(стр.12+13-14) | ||||
16.Денежныесредствавналичиина конец года(стр.1+6+11+15) |
Таблица 39. Первоначальный баланс предприятия
АКТИВ | ПАССИВ | |
I.ВнеоборотныеактивыНематериальныеактивы Основныесредства Долгосрочныефинансовые вложения II.Оборотныеактивы(средства)Производственныезапасы Готовая продукция Дебиторская задолженность | III.КапиталирезервыУставный капитал Добавочный капитал | |
Резервный капитал | ||
Нераспределенная прибыль IV.Долгосрочныеобязательства Долгосрочныезаемные средства V.Краткосрочныеобязательства | ||
Денежныесредства | Краткосрочныезаемные средства | |
Кредиторская задолженность Итогобаланс(III+IV+V) | ||
Итогобаланс(I+II) |
Кроме того, необходимо рассчитать точку безубыточности.
Минимальныйбезубыточныйобъемпроизводстваиреализацииможноопределитьаналитическимиграфическимметодомпутемпостроенияграфика безубыточности.
Этот объем может быть определен по формуле (1):
Во= Зпост./ (Цед.– Зпер.), ед.,
гдеЗпост–условно-постоянныерасходыпредприятиявкаждыйпериод времени, руб.,
Цед.– ценаединицыпродукции, услуги, руб.,
Зпер.– переменные затраты на единицу продукции, услуги, руб.
Показатели эффективности проекта
1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).
2. Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, ProfitabilyIndex (PI)
3. внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, InternalRateofReturn (IRR).
4. Срок окупаемости дисконтированный (Discountedpaybackperiod; (PBP) мес.).
Чистый дисконтированный доход – это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведенных к сегодняшнему дню. Он показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта. NPV рассчитывается по формуле (2).
, (2)
где NPV – чистая текущая стоимость;
Сt – чистые дисконтированные потоки от реализации инвестиционного
проекта;
I0 – первоначальные инвестиции;
r – ставка дисконтирования.
Индекс доходности показывает относительную прибыльность проекта и равен отношению дисконтированного потока доходов к дисконтированному потоку затрат. Индекс доходности рассчитывается по формуле (3).
, (3)
где PI – индекс доходности.
Простой срок окупаемости (РР – Payback period) – показывает период, за который чистая прибыль от проекта покроет первоначальные капиталовложения и рассчитывается по формуле (4).
, (4)
где PP – простой срок окупаемости;
NP– чистая прибыль.
Дисконтированный срок окупаемости (DPP – Discounted Payback Period) – период, за который дисконтированные притоки от проекта покроют дисконтированные инвестиции.
Дисконтированный срок окупаемости рассчитывается по формуле (5):
(5)
где DPP – дисконтированный срок окупаемости.
Внутренняя норма рентабельности по экономическому содержанию отражает предельное значение ставки процента, при которой чистая приведенная стоимость равна нулю. IRR определяется по формуле (6):
, (6)
где r1 – значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором NPV1 больше 0;
r2 – значение табулированного коэффициента дисконтирования, при котором NPV2 меньше 0.
Расчет показателей эффективности проекта заносится в таблицу (таблица 40).
Таблица 40. Расчет показателей инвестиционного проекта, в руб.(пример)
Параметр | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Денежные потоки от операционной деятельности | 1 055 165 | 1 055 165 | 1 055 165 | |
Денежные потоки от инвестиционной деятельности | -1630000 | |||
Сальдо денежных потоков | -1630000 | |||
Накопленное сальдо денежных потоков | -1630000 | -47253 | ||
Порядок расчёта коэффициентов дисконтирования | ||||
Значения коэффициентов дисконтирования | 0,7170 | 0,6071 | 0,5140 | |
Дисконтированные денежные потоки от операционной деятельности | ||||
Дисконтированные денежные потоки от инвестиционной деятельности | -1630000 | |||
Сальдо дисконтированных денежных потоков | -1630000 | |||
Накопленное сальдо дисконтированных денежных потоков | -1630000 | -426755 |
По итогам результатов проведенного анализа составляется таблица 41, в которой отражены основные интегральные показатели оценки эффективности проекта.
Таблица 41. Интегральные показатели эффективности проекта (пример)
Показатель | Значение | Норматив |
r,% | 18,1 | – |
IRR, % | 39,3 | IRR > r |
NPV, руб. | NPV > 0 | |
PI | 1,464 | РI> 1 |
PP, в годах | 1,5 | – |
DPP, в годах | 1,5 | – |
Примечание.
В случае, если проект имеет срок реализации меньше одного года, применять дисконтирование не обязательно. В этом случае расчеты эффективности выглядят следующим образом (Пример 24).
Пример 24.
Таблица 42. Результаты реализации проекта, тыс. руб.
Наименование позиции | I | II | III | IV | Год |
Выручка от реализации услуг | 623,40 | ||||
Себестоимость услуг | 439,50 | 439,50 | 439,50 | 439,50 | |
Балансовая прибыль | 244,5 | 244,5 | 244,5 | 244,5 | |
Платежи в областной и местный бюджеты, в т.ч | 47,52 | 47,52 | 47,52 | 47,52 | 190,08 |
Налог УСН, | 20,52 | 20,52 | 20,52 | 20,52 | 82,08 |
Страховые отчисления наемным рабочим; | |||||
Прибыль | 196,98 | 196,98 | 196,98 | 196,98 | 787,92 |
Создание новых рабочих мест | – | – | – |
Найдем точку безубыточности инвестиционного проекта, для этого построим график, используя следующие данные:
1) выручка от реализации услуг;
2) постоянные издержки.
Рис.7. График безубыточности
Пересечение двух прямых на графике показывает точку безубыточности проекта, таким образом, 146 500 руб. – минимальная ежемесячная выручка, зарабатывая меньше которой, предприятие несет убытки.
Срок окупаемости проекта – период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции.
Срок окупаемости проекта рассчитывается как объем инвестиций деленный на чистую прибыль:
646 690/787 920 = 0,82
Рентабельность инвестиций рассчитывается как чистая прибыль, деленная на объем инвестиций:
787 920/646 690*100% = 121 %
Анализ рисков
Этотразделпосвященрискамиспособамихминимизации.Приэтомстоит уточнить, что под риском мыпонимаем возможное наступление ущерба.
Необходимоучитывать,какминимум,следующиевидырисков:производственные,коммерческие,финансовыеисвязанныесфорс-мажорнымиобстоятельствами.
Возможны иные подходы к классификации рисков. Главный критерий – их ясность для потенциальной целевой аудитории бизнес-плана. Результаты данного анализа можно визуализировать в таблице (таблица 43).
Таблица 43. Риски и мероприятия по уменьшению их влияния на реализацию проекта (пример)
Виды рисков | Практические мероприятия |
Коммерческие риски | |
1. Остановка объема сбыта. | 1.Маркетинговая деятельность по стимулированию рынка. |
2.Успешная деятельность конкурентов. | 2. Ведение грамотной адекватной конкурентной борьбы. |
3. Привлекательность отрасли для инвесторов. | 3. Создание барьеров для фирм входящих в отрасль. |
4. Изменение повышения цен на сырье. | 4. Заключение долгосрочных Контрактов. |
5. Изменение повышения цен на энергоносители. | 5. Работа по проведению энерго-сберегательных мероприятий. |
Финансовые риски | |
1. Неплатежи за поставленный товар. | 1. Использование аккредитивной Формы оплаты. |
2. Изменение повышения ставок (сумм), обязательных отчислений. | 2. Использование аккредитивной Формы оплаты. |
Организационные риски | |
1. Отказ поставщиков технологии, оборудования, сырья от своих обязанностей. | 1. Альтернативные варианты поставок. |
2. Ошибки персонала. | 2. Работа по подбору, обучению Кадров, создание мотивации для эффективной работы. |
Технологические риски | |
1. Наличие “узких мест в технологии”. | 1. Выбор наилучшей технологии, создание интеллектуального ядра из работников технической службы. |
2. Выход из строя оборудования. | 2. Создание щадящего режима работы технологического оборудования, создание профессиональной мобильной группы ремонтных работников. |
Субъективные риски | |
1. Предвзятое отношение со стороны государственных органов. | 1. Налаживание неформальных связей. |
Можно провести ранжирование рисков, исходя из матрицы их оценки (рис. 8).
Вероятность