Вертикальное разделение труда

Поскольку работа в организации разделяется на составные части, выполняется за счет совместных усилий многих людей и нуждается в управлении, кто-то должен это управление осуществлять. Если в состав организации входит достаточное количество работников и групп, деятельность которых следует координировать, то и координаторов будет много. А это означает, что в среде координаторов тоже возникает разделение труда и что их деятельность тоже придется координировать. Так, в организации появляются люди, задача которых сводится к координированию многочисленных координаторов-управленцев. Понятно, что работа, которую будут выполнять руководители, координирующая непосредственно исполнителей, будет заметно отличаться от работы их начальников.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда. Первая — это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т. е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальным разделением труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий и выделяет уровни такого координирования.

Наличие управления как неотъемлемого элемента деятельности сложной организации не зависит от природы организации. Общая структура и характер процесса управления будут одинаковы для благотворительного общества и для криминальной полиции, для церкви и для армии, для государственного социалистического предприятия и частной компании. Однако в центре нашего рассмотрения будут находиться прежде всего организации особого типа — фирмы. Под фирмой мы будем понимать любую организационно-хозяйственную единицу, которая осуществляет деятельность в условиях рыночного окружения и ставит перед собой коммерческие цели, т. е. цели, связанные с получением прибыли. Хотя данный набор признаков не отражает всего разнообразия характеристик фирмы как частного случая организации, для наших целей этого будет достаточно.

Организация как пространственно-временная структура производственных факторов позволяет получить максимальные по величине качественные и количественные результаты в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Для различных организаций характерны различные виды структур управления.

См.далее: организационная структура управления

Организация как социально-экономическая система

Организации- это открытые социально-экономические системы.

Особенности социально-экономических систем:

§ изменчивость (нестационарность) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

§ уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

§ способность противостоять разрушающим систему тенденциям;

§ способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

§ способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

§ способность и стремление к целеобразованию, т. е. формированию целей внутри системы.

Понятие «система» отображено на рис. 3.5.

В организации как системе различают следующие элементы:

§ функциональные области деятельности организации;

§ элементы производственного процесса;

§ элементы управления.

Вертикальное разделение труда - student2.ru

Рис. 3.5. Понятие системы

Функциональные областивыступают объектами менеджмента в организациях и определяют их структуру управления (рис. 3.6).

Вертикальное разделение труда - student2.ru

Рис. 3.6. Функциональные области

Типичными функциональными областями являются сбыт (маркетинг), производство, финансы, персонал, НИОКР (инновации) (табл. 3.1).

Таблица 3.1 Примеры основных целей функциональных областей организации

Наши рекомендации