Цели, задачи и проблемы менеджмента
Цель управления является ведущим элементом в деятельности руководителя (менеджера). Цель – это некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого надо достичь. Поставленная цель не должна противоречить объективным законам природы, общества, мышления и условиям их протекания.
От цели всегда следует отличать результат (эффект). Конечный результат может быть близок к цели или даже превосходить ее (бывает при управлении созданием технических средств). Часто достигнутый результат уступает поставленной цели. Поэтому при постановке цели надо быть реалистами и учитывать мнение, как оптимистов, так и пессимистов (скептиков).
Бывает, когда достигнутые результаты явно противоречат поставленным целям (примеры: борьба, с алкоголизмом, коррупцией, бандитизмом и т.д.).
Практика показывает, что понятию цели менеджмента и условиям ее достижения следует уделять особое внимание.
К целям управления и, в частности, к целям менеджмента применимы все положения теории больших систем.
Общая цель может быть подвергнута декомпозиции на составляющие ее подцели и задачи различного уровня, вплоть до элементарных задач. При этом образуется дерево целей, которое составляет важную основу современных подходов и способов управления.
В зависимости от характера целей различают ситуационный менеджмент и программное управление (сего разновидностями).
Задача – это совокупность вопросов, подлежащих решению, и условий, необходимых для этого решения.Задачи, как и цели, подчиняются принципам построения больших систем. Категорию «задача» следует отличать от категории «проблема», т. к. последняя есть противоречие между ситуацией и целью. Категория «проблема» шире категории «задача». Одна проблема может породить необходимость решения массы задач. Подход к классификации задач зависит от целей анализа и последующих управленческих решений.
По принципам, связанным с технологическим разделением управленческого труда, можно выделить задачи:
– собственно управленческие;
– организационно-экономические;
– идейно-воспитательные;
– социально-псиxологические;
– научно-технические и технологические.
Каждый руководитель должен обладать широким кругом знаний, чтобы решать все эти задачи (или организовывать их решение), а также иметь для этого соответствующие рычаги и стимулы.
Задачи управления можно разделить на две группы:
– задачи функционирования;
– задачи развития.
Решение первой группы задач призвано обеспечить циклический характер деятельности производственных систем. Задачи второй группы связаны с включением в производство (воспроизводство) новых элементов, что требует совершенствования всей системы управления.
Таким образом, управление (и, конечно, менеджмент) можно рассматривать как процесс последовательной постановки целей и решения задач.
Методы управления в менеджменте
4.1. Классификация и содержание методов управления.
Методы управления – это система способов воздействия субъекта управления на объект для достижения определенного результата.
Существуют различные подходы к классификации этих методов. Чаще всего их делят на три группы:
1. Экономические методы управления (ЭМУ), основанные на социально-экономических законах и закономерностях развития объективного мира; использование этих методов основано на системе экономических интересов личности, коллектива, общества;
2. Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ), основанные на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления (часто эти методы называют административными, что не совсем верно);
3. Социально-психологические методы управления (СПМУ), основанные на формировании общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых нравственных ценностей.
Удельный вес использования тех или других методов находится в постоянной динамике и зависит от конкретных обстоятельств. Руководитель должен в совершенстве владеть всеми методами управления.
Результативность и эффективность использования методов управления во многом определяются комплексностью и системностью их использования. Конечная цель системного и комплексного использования методой управления – создание объективных условий для эффективной реализации социально-экономических законов общественного развития в интересах личности, коллектива, общества. Но обеспечение единства интересов не означает их наиболее рационального, эффективного и, тем более, оптимального сочетания в производстве, распределении и потреблении производственного общественного продукта.
Экономические методы
Экономические методы управления (ЭМУ) – это способы воздействия на объекты управления, имеющие в своей основе экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Система ЭМУ включает две большие группы методов:
1. Прямой экономический расчет, основанный на централизованном, плановом, директивном распределении и перераспределении материальных, трудовых и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства. Директивность означает обязательность произведенного расчета и придает ему характер закона (план любой ценой). В чрезвычайных ситуациях применение этих методов оправдано и, очевидно, целесообразно. В менеджменте использование этих методов, обычно не дает положительных результатов.
2. Хозяйственный расчет, основанный на использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, при этом проводится соотнесение (сравнение) результатов и затрат в производстве и реализации продукции.
Система экономических методов опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдачу, рентабельность, заработную плату и т.д.
Экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния на результаты. На уровне личности отдельного работника наиболее действенный рычаг – заработной плата; на уровне коллектива – прибыль, рентабельность; на уровне отрасли – фондоотдачи, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т.д.