Место и роль цены в рыночном хозяйстве

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначаль­ные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственни­ками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолева­ется отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Какова же при этом роль государства, государственных органов?

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяй­ственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанав­ливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изго­товляемые различными собственниками.

Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими са­мостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных слу­чаях, предусмотренных законодательными актами, по государствен­ным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.

Поэтому в период перехода к рынку, в условиях смешанной (мно­гоукладной) экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реали­зовывать цели и приоритеты экономического и социального разви­тия и формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений про­является через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор – фактор долговременного перспективного дей­ствия. Второй может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики, ими нужно в совершенстве овладеть и научиться умело пользоваться. В противном случае предприятию или фирме включаться в рыночную эконо­мику не имеет смысла – это чревато для них отрицательными эконо­мическими последствиями.

Первый из названных факторов ставит в наиболее благоприятные условия те фирмы, которые имеют современную технику, передовую технологию, пользуются совершенными методами организации тру­да и производства и т.д. В результате наибольший выигрыш получа­ют та фирма и то предприятие, у которых издержки производства ниже. Второй фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия и фирмы, которые в совершенстве, быстро и гибко уме­ют воспользоваться конъюнктурой рынка. И в этом случае требуют­ся гибкость, тщательная подготовка производства и производствен­ной инфраструктуры, а также высокопрофессиональные исполните­ли (кадры). Наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те фирмы и предприятия, которые имеют возможность уме­ло использовать оба фактора.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен формируется со­вершенно по-иному и в значительной мере непредсказуемо. Но тако­вы природа рынка и его законы, которые нельзя игнорировать. На­против, необходимо глубоко и всесторонне изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.

Следует иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может и должно экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. Однако механизм государственного воздействия на уровень и динамику цен в условиях перехо­да к рынку у нас слабо налажен, что при высокой степени монополиз­ма многих изготовителей ведет к росту цен.

В связи с этим требуется продуманная система мер, которые уже опробованы в странах с рыночной экономикой. К ним относятся: ус­тановление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль в этом деле должна отводиться местным органам управления, а все мероприятия, организуемые в этой области, должны быть обяза­тельно закреплены законодательными актами в центре и на местах.

Неотъемлемым и весьма важным элементом рынка является кон­куренция. Нормальными конкурентами могут быть только собствен­ники. Многообразие структур при одном собственнике создает мо­нополию, которая порождает застой и консервацию отсталости в про­изводстве.

Монополия государственной собственности во многих отраслях выступает главным препятствием на пути перелива ресурсов непос­редственно через предприятия под влиянием механизмов закона стоимости и ценообразования.

Поэтому возникла острая потребность в изменении отношений собственности, что должно быть сделано законодательным путем. Необходимо введение многообразия форм собственности и призна­ния их равенства перед законом. Однако, чтобы рыночные механиз­мы по-настоящему заработали, должно быть реальное разнообразие форм собственности на уровне предприятий и действительное юридическое их равенство.

В настоящее время во многом еще господствует государственная собственность. В этой связи важнейшей проблемой является кон­версия государственной собственности в коллективную и частную. Приватизация собственности, превращение трудящихся в реальных собственников на своем предприятии, на производстве, преодоле­ние их отчужденности от собственности являются массовой соци­ально-экономической основой перевода экономики и всего обще­ства на рыночные рельсы. Без приватизации собственности такая основа не может быть создана, ее просто нет. Без проведения приватизации собственности рыночные, товарно-денежные отношения развиваться не могут.

Следует отметить, что рынок – это жесткий, бескомпромиссный экзаменатор всех его участников на их выживаемость в конкурент­ной борьбе. Главным условием жизнестойкости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Уже сейчас многие фирмы и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются и становятся банкротами.Но мощности этих предприятий не пропадают, они переходят в другие руки, техни­чески совершенствуются, обновляются и включаются в процесс вос­производства на новой, более эффективной основе. Поэтому банк­ротство конкретного собственника и предпринимателя зачастую обо­рачивается для общества в целом ростом эффективности экономики.

Мощным двигателем рыночной экономики является конкуренция. Именно она движет экономику вперед, используя такой действенный механизм, как закон стоимости, механизм ценообразования. Конку­ренция является своеобразным экзаменом для предпринимателя на со­вершенство его производства, на жизнестойкость и выживаемость.Но вместе с тем конкуренция, и это главное, есть механизм стимулирова­ния постоянного и всестороннего совершенствования производства, механизм закрепления в экономике всего здорового и вытеснения не­совершенного и отстающего.

Поэтому не случайно в антимонопольном законодательстве запад­ных стран посягательство на честную конкуренцию считается одним из самых тяжелых преступлений. Честная конкуренция – главное; со­здать ее – значит создать рынок.

Основы успеха в конкуренции коренятся в состоянии производ­ства. Мировая практика рыночной экономики базируется на гибком производстве. Оно обладает свойствами быстро, по мере возникновения новых потребностей перестраиваться на их удовлетворение, при этом обходясь практически без повышенных затрат периода освое­ния новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освое­ния будет большим. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рыночной экономике помимо собственно рыночных преобразований требует коренной перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Это принципиальное положение, о котором часто забывают, а нередко пытаются сознательно игнорировать – вероятнее всего, потому, что такая перестройка сопряжена со значи­тельными капитальными затратами (инвестициями).

Как уже отмечалось, в нашей экономике все еще имеет место моно­полия государственной собственности. Эта монополия является одним из главных препятствий при переходе к рыночному хозяйству. И на­оборот, многообразие форм собственности (кооперативной, арендной, акционерной, личной и т.д.) есть та база, экономическая основа, на ко­торой реально вырастают и развиваются рыночные отношения.

Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой выработала систему антимонопольных мер, закрепив их в законода­тельном порядке. Этот путь ждет и нас.

Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции и ог­раничении монополистической деятельности на товарных рынках» направлен на пресечение любого вида монополизма в народном хозяйстве. Он создает широкие возможности для развития предприни­мательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борь­бы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Конкуренция неизбежно ставит предпринимателя в такое положе­ние, когда он вынужден (если хочет выжить в конкурентной борьбе) менять многое в стратегии и тактике производства, непрерывно работать над его совершенствованием, повышать качество своей про­дукции, осваивать ее новые виды, использовать наиболее совершен­ные и гибкие методы ценообразования и т.д.

Рыночный механизм ценообразования должен быть таким, чтобы он создавал условия для конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и через это способствовал оптимизации их структуры, а также структуры потребления.

Органическим элементам планового хозяйства является система директивного назначения цен, которая слабо учитывает экономичес­кие интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обес­печения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов произ­водственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей.

Эффективность метода ценообразования прежде всего определя­ется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который опреде­ляет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инве­стиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализи­руют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления.

Отсутствие рыночного механизма ценообразования не предотвра­щает инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфля­ция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При переходе скры­той инфляции в открытую происходит резкий рост цен.

Таким образом, директивное ценообразование вызывает в эконо­мике целый ряд дестабилизирующих противоречий, приводящих к нарушению пропорций воспроизводства, искажению интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конеч­ного потребителя.

Система директивного ценообразования не может служить инст­рументом согласования экономических интересов и объективно яв­ляется тормозом экономического развития. Это обусловливает неиз­бежность перехода от системы директивных цен к ценам, установле­ние которых основано на взаимном соглашении потребителя продукции с ее изготовителем.

Цены, которые в условиях рынка устанавливаются по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея дого­ворного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удов­летворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводите­лей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом со­гласования экономических интересов в народном хозяйстве.

Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в буду­щем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразова­нию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элемен­тами, составляющими рыночную экономику.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспе­чивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в услови­ях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к це­лому ряду негативных последствий для экономики страны.

Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При этом падает надежность плани­рования на уровне отдельного предприятия или фирмы и нарушают­ся пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей.

В результате из-за того, что появляется легкая возможность полу­чить дополнительную прибыль, обусловленную не ростом производ­ства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. В условиях, инфляции это провоцирует дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Поэтому быстрое и одновременное распространение свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства может привести и привело в России к углублению экономического кризиса. Таким образом, одновременный переход по всем товарам на свободное ценообразование экономически и политически не был оп­равдан. Следовало бы осуществлять постепенный переход к свобод­ным ценам и контролировать их рост, проводя активную антиинфля­ционную политику.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:

1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обла­дающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

2) отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализациюпосвободным ценам;

3) отсутствие монополии товаропроизводителей;

4) структурная перестройка экономики, прежде всего базовых от­раслей хозяйства, и конверсия оборонного комплекса;

5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

6) юридически закрепленное право на свободный выбор постав­щиков и потребителей.

При отсутствии перечисленных условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движе­ние, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым организовать наблюде­ние и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного це­нообразования при переходе к рынку. Такой контроль позволяет до­биться прекращения падения производства, ограничить темпы инф­ляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить дохо­ды за счет роста производства, а не цен.

В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разра­ботку на этой основе стратегии и тактики ценообразования на каж­дом этапе развития экономики следует начинать с анализа общей экономической ситуации в стране, т.е. с анализа макроэкономичес­ких процессов.

С переходом экономики к свободному ценообразованию остроту приобретает проблема приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической раз­работки требует проблема территориальной (региональной) диффе­ренциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их де­ление на единый и на систему региональных (местных) рынков со сво­им уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке систе­ма цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое проти­востояние и попытки отдельных регионов решить свои экономичес­кие проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей види­мости, будет довольно болезненным.

Учитывая все возрастающее для нашей экономики значение раз­вития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все больше отражать движение и тенденции мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества от экономического со­трудничества с мировым сообществом.

В условиях взаимной экономической зависимости стран СНГ воп­росы ценообразования приобретают большую актуальность. Реша­ются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по це­нам. Суть их состоит в том, что расчеты за поставки продукции предприятия стран Содружества в одних случаях производят по договор­ным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно согласованных видов продукции применяются мировые цены с пере­расчетом в рубли по согласованному курсу.

В ряде соглашений, заключенных Россией с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость проведения согласованной по­литики в области ценообразования.

В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосу­дарственной торговли между странами СНГ во многом была невы­годна России, так как важнейшие ресурсы вывозились из нее по отно­сительно низким, в сравнении с мировыми, ценам, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых порой пре­вышал мировой или был приближен к нему.

Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного включе­ния затрат в себестоимость, следует использовать согласованные принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен инфор­мацией о применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и дина­мике свободных цен на важнейшие виды продукции.

Согласованная политика ценообразования государств Содруже­ства при товарообменных операциях должна найти отражение в меж­правительственных соглашениях, за выполнением которых следует установить надлежащий контроль. К нарушителям цен следует при­менять экономические санкции, установленные в законодательном порядке, а при необходимости – выносить эти вопросы на рассмотрение правительств.

Следовательно, возникает необходимость в проведении согласо­ванной ценовой политики при межгосударственных поставках в увяз­ке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях.

Наши рекомендации