Основные виды объединения предприятий
Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями.. Объединения предприятий создаются на основе добровольного вхождения и выхода субъектов на условиях, определяемых уставом объединения предприятий; Объединение предприятий имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава.
Картель – форма объединения предприятий, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д.Как правило, картели и картельные соглашения запрещены в большинстве стран, так как это приводит к образованию монополий. Однако в международных экономических отношениях создание такого рода объединений пока не запрещено. Так, самыми известными международными картелями на сегодняшний день являются Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и печально знаменитый колумбийский наркокартель.
Трест – форма объединения предприятий, как правило, в рамках одной отрасли, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления.Обычно в рамках треста происходит объединение предприятий, имеющих относительно однородную производственную деятельность или выпускающих продукцию одного назначения. Например, строительные тресты, тресты ресторанов и столовых.
Синдикат – форма объединения предприятий, целью которого является совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование и др.). Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность и, как правило, создают отдельную фирму, занимающуюся сбытом их продукции или их снабжением, с которой каждый из участников синдиката заключает договор. В настоящее время синдикат как форма организации бизнеса не имеет широкого распространения.
Концерн – форма долговременного объединения (как правило, многоотраслевого) предприятий и организаций для создания сложных изделий. Концерны могут объединять предприятия по технологической цепочке, находиться в разных городах или даже странах и сохранять свою юридическую самостоятельность. Однако они делегируют часть прав коллегиальному органу управления – проведение единой экономической политики, централизацию части финансов некоторых функциональных служб и др.
Например, крупнейший в мире автомобильный концерн General Motors объединяет свыше 200 предприятий в США, Канаде и еще 36 странах мира. Концерн может связывать всю отрасль. Так, в Германии всю электротехническую промышленность представляет концерн Siemens. В России самым знаменитым из современных российских концернов является "Газпром". Вместе с тем данное понятие не нашло пока должного отражения в действующем законодательстве нашей страны. В качестве альтернативного понятия используется термин "финансово-промышленная группа".
Финансово-промышленная группа – это совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие свои материальные и нематериальные активы на основании договора о создании группы.
Консорциум – одна из организационных форм временного объединения фирм (банков или промышленных предприятий) для решения разовых задач (совместного размещения займов, акций, проведения крупных финансовых или коммерческих операций, реализации крупных научно-технических проектов и т.п.).
Участники, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, но в деятельности, касающейся целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству. Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Например, консорциум нефтедобывающих компаний "Бритиш Петролеум", "Шелл", "Амко", "Шеврон", "Туркиш Петролеум", осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО "Лукойл" разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.
Конгломерат – объединение предприятий разных отраслей. Образуется путем поглощения и слияния многочисленных предприятий, не имеющих между собой функциональных связей (т.е. связей, обусловленных последовательностью выполнения операций производственного процесса). Цель – увеличение прибыли.
В настоящее время в странах западной Европы и Америки наблюдается падение прибыльности конгломератов, таких как известные американские конгломераты General Electric, Textron Inc. и United Technologies Corporation,британский Hanson, голландский Philips Electronics. В настоящее время они приобретают компании в ключевых областях и продают все неключевые активы. В России большинство предприятий входит в состав холдингов конгломеративного типа.
Холдинг – форма объединения предприятий путем скупки контрольных пакетов акций. Объединение предприятий в холдинговой компании ограничивается, как правило, лишь финансами. Во главе холдинговой компании стоит так называемая компания-держатель, имеющая контрольные пакеты акций и действующая через нижестоящие, промежуточные компании. Капитал холдинговой компании существует преимущественно для приобретения контрольных пакетов акций других компаний.
Производственный кооператив (артель) – это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, причем первоначальное имущество артели складывается из паев членов этого объединения.
Ассоциация – добровольный союз людей, предприятий, организаций, объединенных едиными интересами. Ассоциация, как правило, является юридическим лицом. Она представляет собой общественную организацию, не ставящую цель получения прибыли.
Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, создающих блага (выпускающих продукцию) одного экономического назначения, имеющих сходный состав используемого сырья и материалов, применяемых средств производства, а также профессиональный и квалификационный состав персонала.
11.Показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятияСистема технико-экономических показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность предприятия, предусматривает деление показателей на сл. группы:
1) количественный и качественный показатели,
2) натуральные и стоимостные показатели,
3) финансовые и нефинансовые показатели.
Система технико-экономических показателей предусматривает набор показателей характеризующих следующие аспекты ПХД (производственно-хозяйственной деятельности):
1) Показатели, характеризующие объем производства и реализации выпускаемой продукции:
-объем производства продукции (шт., руб., т.)
-производственная мощность – количество продукции, выпускаемое в единицу времени (шт., км) месяц, год – всегда натуральные значения)
-объем товарной, объем реализованной продукции,
-объем готовой продукции, отгруженной продукции, незавершенное производство.
Всё это количественный показатели (в натуральном и стоимостном выражении)
2) Показатели, характеризующие основные производственные фонды предприятия (основной производственный капитал, внеоборотный капитал):
-среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), стоимость основных производственных фондов – количественные финансовые и стоимостные показатели; фондоотдача (V/ст-ть), фондоемкость(1/Фотд), фондовооруженность (имеют качественный характер). Основной смысл – степень использования основных производственных фондов характеризуют.
3) Труд и заработная плата на предприятии.
Количественные показатели.
Все виды численности работников на предприятии (списочная численность, среднесписочная численность, явочная численность) (количественные (натур.) показатели в чел.).
Фонд заработной платы, фонд оплаты труда (показатель всегда больше фонда заработной платы – премии, надбавки, доплаты, выплачиваемые в соответствие с установленными мотивациями к труду, источником этих выплат является чистая прибыль предприятия.
Качественные показатели.
-Производительность труда – это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете на одного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции.
,
Для определения выработки на одного работающего количество произведенной продукции делится на численность всего промышленно - производственного персонала:
где В – выработка продукции;
К – количество произведенной за период продукции в натуральных или стоимостных измерителях;
Ч – численность работников (основных рабочих, основных и вспомогательных, промышленно-производственного персонала)
Полную трудоемкость определяют делением затрат труда промышленно-производственного персонала на количество произведенной продукции:
где Т – трудоемкость продукции;
Зтр – затраты труда различных категорий работников на производство продукции;
В – объем произведенной продукции.
-среднемесячная заработная плата,
-среднемесячная оплата труда.
4) Оборотные показатели – характеризуют оборотные фонды или оборотные средства предприятия.
Стоимость оборотных средств предприятия - их количественный показатель.
Скорость обращения оборотных средств и продолжительность одного оборота – качественный показатель.
5) Общие затраты и себестоимость выпускаемой продукции.
Общие затраты на производство и реализацию продукции – всегда количественный показатель и имеет комплексный характер, который включает элементы затраты.
Себестоимость продукции работ и услуг (затраты на ед. продукции) – качественный показатель.
Прибыль и рентабельность предприятия.
-Прибыль от реализации продукции и услуг;
Выручку от реализации продукции определяют по выражению
где ПОИ – постоянные издержки;
ПИ – переменные издержки;
П – прибыль.
-прибыль (доход), полученная от внереализационной деятельности;
-валовая прибыль (балансовая прибыль раньше); Валовую прибыль рассчитывают по формуле:
где ВР – выручка от реализации;
С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
-налогооблагаемая прибыль;
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
где Н – сумма налогов.
-чистая прибыль;Чистая прибыль– это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:
где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
где Ру – расходы на управление;
Рк– коммерческие расходы.
-все виды рентабельности.Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
где Ц - цена единицы продукции;
С - себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
Где П – сумма прибыли;
ОСср - среднегодовая стоимость основных средств;
ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
6) Инвестиционная и внешнеэкономическая деятельность предприятия.
-объем капитальных и инвестиционных вложения, рентабельность инвестиций или рентабельность вложенного капитала;
-объем экспортируемой продукции;
-объем импортируемой продукции.