Слияния: понятие, классификация, мотивы и факторы их детерминирующие
Рыночные структуры, место фирмы в рыночной структуре, ее конкурентные позиции и конкурентное окружение изменяются с течением времени. Причин этому много. Одной из них является слияние компаний. Основная причина сделок, где компания использует механизмы слияния – это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и искать стратегии противодействия конкурентам.
В современной экономической литературе можно выделить множество разнообразных классификаций слияния компаний. Остановимся на наиболее часто встречающихся или наиболее важных для понимания процессов концентрации и централизации капитала видах слияний компаний.
В зависимости от характера интеграции компаний целесообразно выделять следующие виды слияний:
1) горизонтальное слияние – объединение компаний одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
2) вертикальные слияния – объединения компаний разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение компанией – покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие – до конечного потребителя. Например, слияние горнодобывающих, металлургических и машиностроительных компаний;
3) родовые слияния – объединения компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, фирма, производящая фотоаппараты, объединяется с фирмой, производящей фотопленку или химреактивы для фотографирования;
4) конгломератные слияния – объединение компаний различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние такого типа – это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы – интегратора.
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых компаний можно выделить два вида слияний компаний:
1) национальные слияния – объединения компаний, находящихся в рамках одного государства;
2) транснациональные слияния(transnational merger) – слияния компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния компаний имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей.
В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию компании можно выделить:
1) дружественные слияния – слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) компаний поддерживают данную сделку;
2) враждебные слияния – слияния, при которых руководящий состав целевой компании (компании-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающей компании приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целой компании с целью ее.
В зависимости от способа объединения потенциала можно выделить следующие типы слияния:
1) корпоративные альянсы – это объединения двух или нескольких компаний, сконцентрированных на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающие получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
2) корпорации – этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
Выявление мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости объединенной компании является целью большинства слияний и поглощений. Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний и поглощений компаний:
1) стремление получить синергетический эффект;
2) стремление достичь или усилить свое монопольное положение;
3) снижение налогов или получение налоговых льгот;
4) диверсификация в другие виды бизнеса.
Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т. е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний.
Слияние может оказаться целесообразным, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами.Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.
Оценка синергетического эффекта – очень важная и ответственная процедура. От величины синергетического эффекта и вероятности его материализации зависит принятие решения о проведении сделки и ее цена. Один из вариантов оценки синергетического эффекта – расчет разницы стоимости объединенной компании и суммы стоимостей компании альянса до их входа в него.
Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены с целью их закрытия. Потому, что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.
Действующее налоговое законодательство стимулирует порой слияния, результатами которых являются снижение налогов или получение налоговых льгот. Например, высокоприбыльная фирма, несущая высокую налоговую нагрузку, может приобрести компанию с большими налоговыми льготами, которые будут использованы для созданной корпорации в целом.
Очень часто причиной слияний и поглощений является диверсификация в другие виды бизнеса. Диверсификация помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно и работникам данной компании, и поставщикам, и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).
Помимо традиционных мотивов интеграции могут встречаться и специфические.
В качестве факторов слияний и поглощений выделяют экономические и технологические шоки в отраслях, а также изменения в политике государственного регулирования хозяйственной деятельности. Факторы, оказывающие активизирующее влияние на процесс сделок слияний и поглощений, могут быть разделены на внешние и внутренние. К внутренним можно отнести темп роста выпуска, денежные потоки, концентрацию производства и рыночную оценку компаний отрасли. К внешним, например, технологические шоки, изменения в политике регулирования отраслей, иностранную конкуренцию.
Вопросы для самопроверки
1 Для чего необходима модель «рынок совершенной конкуренции»?
2 Какие толкования термина «конкуренция » существуют в теоретической экономике?
3 Что такое «недобросовестная конкуренция» на рынке? Какие действия фирм принято относить к актам недобросовестной конкуренции?
4 Какие рыночные структуры выделяют в рамках модели «несовершенная конкуренция»?
5 Дайте характеристику монополии как рыночной структуры. Какие причины возникновения монополий встречаются в экономике?
6 Какие существуют недостатки и достоинства монополий с точки зрения общественной эффективности?
7 Дайте характеристику вариантов поведения фирмы олигополии на рынке по отношению к конкурентам.
8 Что такое «степень концентрации производства в отрасли»? Как ее можно измерить?
9 Что такое «уровень власти фирмы на рынке»? Как его измеряют?
10 Как принято классифицировать фирмы в зависимости от того какой у них уровень власти на рынке?
11 Какие факторы детерминируют сговор между фирмами. Для каких рыночных структур он характерен? Каково отношение к сговору у регуляторов рынка?
12 Что такое «конкурентные преимущества» фирмы? Какие причины возникновения конкурентных преимуществ возможны?
13 Какой характер, относительный или абсолютный, имеют конкурентные преимущества?
14 Кем инициируется возникновение конкурентных преимуществ фирмы?
15 Что такое «конкурентоспособность фирмы»? Как можно ее оценить?
16 Как связана оценка конкурентоспособность фирмы и оценка характеристик конкурентов фирмы.
17 Какие причины слияний на рынке Вы считаете распространенными?
18 Как слияния воздействуют на конкуренцию и экономический результат?
19 Каковы особенности конкуренции в современных условиях, по Вашему мнению.