Расходы центрального правительства

в развитых странах в 1972 и 1990 гг. (в % к ВНП)

       
Великобритания   32,0,   34,8  
ФРГ   24,2   29,4  
Греция   27,5   50,9*  
Канада   20,2   23,4  
Финляндия   24,3   31,1  
Франция   32,3   43,0  
Швеция   27,7   42,3  

* 1986. Источник: The World Bank. World Development Report 1992. N.Y.: Oxford University Press, 1992. Table II.

Размеры государственного сектора ведущих стран мира в 1992 г. показаны в табл. 2—3. Общие государственные расходы составляют ныне значительную часть валового внутреннего про­дукта: от 32,2% в США до 60% в Швеции. Структура этих расходов представлена в таблице. Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Работники государственного сектора составляли заметную часть занятых: от 5,9% В Японии до 32,2% в Швеции.

Таблица 2 – 3

Государственный сектор некоторых стран

Организации экономического сотруднечества и развития в 1992 г.

Расходы центрального правительства - student2.ru

По степени участия государства в экономике с известной до­лей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим — командная. Большинство стран разместилось бы между этими по­люсами. Их обычно и относят к смешанной экономике. На рис. 2—8 приведены некоторые из государств. В таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды, государство играет большую роль, чем в Англии, Японии и США. Как это сложилось и почему — об этом мы узнаем в последующих главах.

Расходы центрального правительства - student2.ru

Рис. 2—8. Ось "командная—смешанная—рыночная экономика"

Вопросы для повторения

1. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?

2. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтер­нативных издержек? Приведите собственные примеры.

3. Каковы альтернативные издержки забастовки шахтеров

— для общества в целом?

— для забастовщиков, если профсоюз: а) поддерживает их ма­териально на уровне 100% заработка? б) 50% заработка? в) не под­держивает вовсе? Обсудите ситуацию с точки зрения рационально­го экономического выбора.

4. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении об­щества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?

5. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?

6. Джон Мейнард Кейнс писал: "Идеи экономистов и полити­ческих мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются —имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые счи­тают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влия­ниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлека­ют свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академичес­кого писаки, сочинявшего несколько лет назад" (Кейнс Дж. М. Об­щая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978. С. 458). Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику России?

7. Какие ресурсы выступали наиболее редкими в доиндустриальной экономике? Индустриальном и постиндустриальном обществе?

8. Каким образом традиционное общество, рыночная и команд­ная экономика решали проблему редкости ресурсов?

9. Возможно ли существование "чистой" рыночной или команд­ной системы? Приведите примеры, когда государство в рыночной сис­теме трансформирует автоматическое действие системы цен. В каких формах рынок оказывал влияние на экономику СССР в 30—80-е гг.?

10. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик быв­ших социалистических стран по сравнению с западными держава­ми на основании данных об отставании производства потребитель­ских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.

Примеры решения задач

1. Верны ли следующие утверждения?

1.1. Понятие альтернативной ценности составляет одну из важ­нейших концептуальных основ неоклассической микроэкономики.

Да Нет

1.2. Принцип рациональности в неоклассической теории озна­чает, что человек должен заботиться только об удовлетворении своих потребностей.

Да Нет

1.3. "Если хочешь сделать человека счастливым, не прибавляй ему вещей, а убавляй желания". Это изречение противоречит прин­ципам экономического мышления.

Да Нет

1.4. Принцип рационального ведения хозяйства предполагает минимизацию издержек или максимизацию полезности.

Да Нет

1.5. Экономическая мотивация субъектов традиционного хо­зяйства существенно отличается от мотивации в рамках рыночной экономики.

Да Нет

1.6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода в рам­ках чистого капитализма объясняет формирование рыночных цен.

Да Нет

1.7. Переход от индустриального к постиндустриальному об­ществу связан с изменением роли ресурсов в производстве.

Да Нет

1.8. Компаративистика — отрасль науки, посвященная сравни­тельному анализу экономических систем.

Да Нет

Ответы

1.1. Да. На концепции альтернативных издержек базируются практически все микроэкономические теории, разработанные в рам­ках неоклассической школы.

1.2. Да. Еще А. Смит сформулировал "моральный парадокс": заботящийся только о своих интересах рациональный товаропрои­зводитель может достичь своей цели, только если он удовлетворяет потребности общества.

1.3. Нет. Напротив, это изречение хорошо согласуется с эконо­мическим мышлением. Одно и то же благо приносит малое удоволь­ствие, если потребности велики, и большое, если потребности малы.

1.4. Да. Рациональное ведение хозяйства предполагает анализ издержек и выгод, причем оптимальное решение предполагает ми­нимизацию издержек или максимизацию выгод (полезности).

1.5. Да. Поскольку максимизация денежного дохода выступает мотивацией экономических субъектов исключительно рыночной экономики.

1.6. Нет. Формирование рыночных цен объясняется законо­мерностями функционирования рынков потребительских товаров и услуг и рынков факторов производства.

1.7. Да. Поскольку критерием разделения на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества служит раз­личная роль ресурсов в производстве благ.

1.8. Да. Сравнительный анализ экономических систем являет­ся предметом компаративистики.

Наши рекомендации