В сущности, рынок сырьевых товаров и рынок готовых изделий - это две качественно различные части рыночного пространства, со своими, во многом несхожими, «правилами игры»

Во второй половине XX века в условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникации, биотехнологии рынок готовых товаров в свою очередь расслоился на три части: низко-, средне- и высокотехнологичные изделий.

К первой части относятся продукты черной ме­таллургии, конструкционные материалы, текстиль, швейные изделия, обувь, другая продукция легкой промышленности.

Ко второй - стан­ки, транспортные средства, резинотехнические и пластмассовые из­делия, продукты основной химии и деревообработки.

К третьей - аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское оборудо­вание и информационная техника, электроника, фармацевтика, точ­ные и измерительные приборы, электрооборудование. В последние десятилетия этот сегмент мирового рынка готовых изделий быстро расширяется и имеет большое будущее. Его удельный вес, в общем объеме ми­рового экспорта в ХХ1 веке почти удвоился, превысив долю не только сельскохозяй­ственных, но и продуктов добывающей промышленности. В силу этого, данный сегмент представляют сферу ожесточенной конкуренции между постин­дустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных науч­но-технических инноваций и не заинтересованных в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю этого рынка.

Средняя (вторая) часть - рынок средне- технологичных, как прави­ло, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу индустриализирующиеся страны. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалис­тических стран, а сама она становится все более жесткой, хотя и не настолько, как на верхних этажах мирового рынка.

Нижний «этаж» - рынок низко-технологичных товаров. Это, в основном, удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо- и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, который в относительном измерении непрерывно сужается.

Именно на этом «этаже» мирового рынка сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими страна­ми, постсоветские государства.

Различные части мирового рынка отличаются друг от друга ха­рактером конкуренции.

Конкурентоспособность сырьевых (базовых) ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) опре­деляется двумя составляющими: их природными качествами и издер­жками их производства, хранения и транспортировки. Природные свойства говядины или курятины, минерального топлива или ис­копаемого сырья, более или менее схожи во всех регионах мира (хотя, конечно, есть ощутимая разница между легкой нефтью и тяжелыми ее сортами). Главным фактором их конкурентоспособ­ности на мировом рынке является цена, а точнее лежащие в ее осно­ве издержки производства, хранения и перевозки. Эти издержки в свою очередь определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, которая во многом зависит от техническо­го оснащения производства.

Основа конкуренции на рынках готовых изделий - не столько цена, сколько потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой природе изменчиво и неустойчиво. Тенденция к постоянному улучшению качества готовых изделий порождает у покупателей ожида­ние дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия. Поэтому при выборе на рынке они предпочитают (в пределах доступной для них цены) самые лучшие образцы, ибо завт­ра может появиться нечто более совершенное, и сегодняшнее приоб­ретение окажется неудачным.

Отсюда особенность международной торговли готовы­ми изделиями:Оптимальное сочетание качества и цены готовых изделий зависит от объема платежных средств импортера, то есть по большому счету от среднего уровня доходов в данной стране. Потребительские товары самого лучшего качества импортируются пре­имущественно в страны с наиболее высокими доходами на душу насе­ления, изделия среднего качества - в страны с умеренными дохода­ми и т. д. Поэтому страны с более или менее схожими уровнями доходов склонны иметь примерно одинаковую структуру спроса на готовые изделия (по их ассортименту и качеству). Эта концепция «со­впадающего спроса» частично объясняет, почему обмен готовыми из­делиями высокого качества наиболее интенсивно протекает между бо­гатыми странами. Однако, следует отметить, что основную часть этой торговли составляют не предметы личного потребления, а инвестиционные товары и полу­продукты. Поэтому дело здесь не только в высоких доходах населе­ния, но и в высоком уровне производственной культуры, культуры быта и досуга, который предопределяет структуру импортного спроса на оборудование и прочие инвестиционные товары.

Мировой рынок является совокупностью национальных рынков. Он напоминает систему сообщающихся сосудов. В каждой из стран продаются не только товары отечественного производства, но и им­портируемые товары и услуги.

Общее представление о структуре мировой торговли, которая сло­жилась к концу 90-х годов ХХ века, дает следующая диаграмма (рис.41):

В сущности, рынок сырьевых товаров и рынок готовых изделий - это две качественно различные части рыночного пространства, со своими, во многом несхожими, «правилами игры» - student2.ru

Рис 41. Структура мировой торговли

Необходимо отметить, что в общей структуре мировой торговли в последние десятилетия быстро увеличивается доля услуг. Первен­ство принадлежит Европе. Значительная ее часть приходится также на страны Северной Америки (в основном США). Следующая диаг­рамма дает представление о распределении ролей в экспорте услуг (рис.42)

: В сущности, рынок сырьевых товаров и рынок готовых изделий - это две качественно различные части рыночного пространства, со своими, во многом несхожими, «правилами игры» - student2.ru

Рис. 42 Доли отдельных регионов в экспорте услуг

Мировые рынки товаров и услуг отличаются между собой и по условиям и характеру сделок. В этом отношении можно выделить несколько типов этих рынков:

· Монополистический рынок, где доминирует один поставщик. Примером может служить алмазный синдикат «Де Бирс».

· Олигополистический рынок, где доминирует несколько круп­ных производителей. Типичным примером является мировой рынок автомобилей.

· Атомистический рынок с невысокой концентрацией предло­жения товаров и острой конкурентной борьбой. Такие рынки харак­терны для сырьевых товаров, а также товаров текстильной, швей­ной и обувной промышленности.

Наши рекомендации