Технологический процесс

СТАНЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Учебное пособие

Екатеринбург

Методическое пособие разработано на кафедре архитектуры промышленных зданий и сооружений УралГАХА профессором, кандидатом архитектуры В.Б.Яковлевым.

Методическое пособие предназначено для студентов-архитекторов с целью подготовки и выполнения курсового проекта по теме «Станция технического обслуживания автомобилей», оформления пояснительной записки и экспозиции.

Рецензент – кандидат архитектуры, доцент Е.А.Голубева

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры архитектуры промышленных зданий и сооружений от 2009 г., протокол №___________

Заведующий кафедрой АПЗиС кандидат архитектуры, профессор А.В.Попов

©Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 2010.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тема проекта: эскизный архитектурный проект станции технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) на 15 рабочих постов.

Проектируемая станция относится к типу универсальных средних и обслуживает все типы и марки легковых автомобилей.

СТОА отнесена к разряду промышленных предприятий, которые могут располагаться в структуре городской застройки на небольшой территории. При этом станцию технического обслуживания предпочтительно размещать на транспортных магистралях, которые объединяют данное поселение с другими населёнными пунктами или на транспортных коммуникациях, выходящих на скоростные межгородские трассы.

В состав станции технического обслуживания автомобилей наряду с производственным блоком входят: административно-бытовой комплекс, помещения для клиентов и общественного питания, автосалон для продажи автомобилей, запасных частей и различных авто-аксессуаров. В комплекс СТОА включается также стоянка для работников станции на 30 машиномест и гостевая стоянка для посетителей на пять машиномест. Кроме этого в состав СТОА входит заправочный комплекс с четырьмя колонками.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Целью работы является изучение методов и приемов проектирования основных элементов производственной среды: генерального плана, производственного здания, объектов социального обслуживания.

За время работы над проектом студенты должны усвоить отработку следующих задач:

выявить взаимосвязь проектируемого объекта с транспортной системой поселения, ландшафтной ситуацией и окружающей застройкой;

определить и использовать при проектировании принципы и закономерности формирования генеральных планов небольших промышленных объектов;

установить взаимосвязь функциональных процессов и объемно - планировочного решения предприятия;

сформулировать концепцию композиционного построения и создания художественного образа промышленного объекта с явно выраженным технологическим процессом;

установить особенности формирования объемно пространственной ком­позиции комплекса, состоящего из различных по функциональному назначению помещений, к которым, наряду с производственными помещениями относятся помещения социальной сферы и административно – бытового обслуживания;

создать на основе типологических особенностей разнохарактерных помещений рациональную схему функциональной организации и зонирования предприятия;

изучить и применить способы формирования оптимальной среды для функционирования человека на производстве;

освоить методы конструирования производственных объектов сочетающих в себе простые и сложные конструктивные системы.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

Генеральный план – важная составная часть проекта промышленного комплекса. Генплан – это комплексное решение вопросов планировки, застройки и благоустройства. Основными задачами при проектировании генерального плана станции технического обслуживания является рациональное размещение объекта в сложной транспортной системе поселения, достижение композиционной взаимосвязи с окружающей застройкой и ландшафтной ситуацией, определение и использование при проектировании принципов и закономерностей формирования генеральных планов небольших промышленных объектов.

Станция предназначается для малых городов и крупных поселков является частью транспортной структуры населённого пункта. Располагается она на периферии по­селения ближе к выходу на межгородскую магистраль для удобства обслуживания не только автомобилей данного населённого пункта, но и транзитных автомобилей.

Решение генерального пана станции должно быть увязано с трассировкой магистралей и проездов всего района и в особенности примыкающих к ней территорий. При формировании генплана следует стремиться к рациональному использованию площади участка, целесообразной организации транспортных и пешеходных внутриплощадочных путей и коммуникаций, обоснованному количеству стоянок и стояночных мест для автомобилей, оптимальному решению системы благоустройства [1].

Основным при выборе площадки под размещение СТОА являются экологические и противопожарные требования. Поэтому место выбирается таким образом, чтобы запахи бензина и других токсичных веществ не распространялись в сторону жилых образований. Из условий размещения проектируемого объекта вблизи водных акваторий допускается приближать строение на расстояние до 50м до уреза воды [2]. Из условий пожарной безопасности на расстоянии 25м до ближайшей застройки [3].

Одним из важнейших принципов проектирования генерального плана является зонирование территории. Размещение здания административно-бытового назначения, входной группы и производственного блока должно исключать возвратное движение рабочих и посетителей со стороны жилых образований и автостоянок.

Участок СТОА, как правило, ограждается. Общая его площадь должна составлять примерно один - полтора гектара. Движение на территории станции организуется таким образом, чтобы не было пересечений автомобильных потоков с людопотоками. Внутриплощадочные проезды составляют ширину 5 метров. Радиусы закруглений принимаются 6 метров. Плотность застройки участка станции должна составлять не менее + 50%. Перед станцией необходимо организовать «гостевую» стоянку для 8-10 автомобилей, прибывших на обслуживание и для личного транспор­та работающих на станции на 15-20 автомобилей. Площадь стоянок принимается из расчёта 25м2 на один автомобиль, включая собственно парковочное место и проезды к нему [1].

Со стороны главного входа должна быть организована остановка общественного транспорта.

Архитектурно-планировочное решение генерального плана СТОА, зоны перед входом в здание АБК, а также объёмно-пространственное построение всего комплекса станции должно выполняться с учётом интенсивности движения транспорта и пешеходов по улицам и дорогам, примыкающим к проектируемому объекту. Главный вход в здание АБК и основной въезд в производственный блок надлежит размещать со стороны наибольших транспортных и людских потоков, осуществляемых со стороны селитебной зоны к станции. В связи с этим архитектурно-художественное решение комплекса входной зоны должно решаться с учётом максимальной интенсивности её восприятия. Следует отметить, что при построении объёмно-пространственной композиции комплекса СТОА возникает возможность восприятия здания со всех сторон. Поэтому при проектировании станции необходимо уделять внимание архитектурно-художественной композиции как всего объёма СТОА, таки всех фасадов здания и не только на уровне силуэтного или панорамного восприятий, но и на уровне фрагментарного и детального восприятий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Станция технического обслуживания (СТОА) предназначается для сервисного и технического обслуживания, а также текущего ремонта автомобилей. Организационная структура станции основана на принципе приёма и выдачи клиентам автомобилей без допуска последних в производственную зону за исключением постов диагностики.

1. Зона диагностики. Помимо визуального осмотра автомобиля, при котором выявляются в основном дефекты ходовой части и кузова, и определения проблем с двигателем и топливной системой на слух, на станции производится операция диагностирования. Диагностирование – важный компонент технологического процесса, позволяющий наиболее качественно вскрыть как проблемы поступившего на СТОА автомобиля, так и определить качество проведённых на станции ремонтных работ. Посты диагностики размещаются за мойкой и перед «сухим» выездом из станции.

2. Сервисное обслуживание (СО). Технологический процесс, происходящий в зоне СО занимает незначительный по продолжительности период времени и включает мойку, диагностику, доливку или замену масла, доливку или замену охлаждающей жидкости, заправку стеклоомывателя и кондиционера и т.п.;

3. Техническое обслуживание (ТО). Технологические операции при техническом обслуживании производятся в более длительный период времени, занимая от двух до четырёх часов. ТО состоит из мелкого ремонта узлов и агрегатов автомобиля, замены и регулировки тормозной системы, регулировки бензо и газораспределительного оборудования, клапанов, чистки форсунок, ремонта или замены световых приборов и т.п.

4. Текущий ремонт (ТР). Технологический процесс протекающий в зоне текущего ремонта значителен по времени и происходит в течении рабочей смены (8 -12 часов) или растягивается на несколько рабочих дней. ТР объединяет такие технологические процессы как замену агрегатов, узлов, приборов, их ремонт. Отремонтированные двигатели и некоторые агрегаты по истечении их ремонта проходят обкатку на стендах обкатки или после установки на автомобиль. Кузовные и окрасочные работы тоже включены в процесс технического ремонта. Следует отметить, что посты обкатки, подготовки автомобиля к покраске и окрасочные камеры изолируются от основного помещения.

5. Внепостовое обслуживание (ВО). Часть работ по обслуживанию и ремонту автомобилей производится вне постов, на специализированных участках, где ремонтируются снятые с автомобиля агрегаты, узлы и детали. К таким участкам относятся ремонт и зарядка аккумуляторов, ремонт электрооборудования, топливной аппаратуры, агрегатно-механический, шиномонтажный, кузнечно-прессовый, сварочный. Эти участки могут находиться в обособленных зонах в том же помещении, что и постовая обработка, а могут располагаться и изолированно или отделяться перегородками от основных технологических постов.

СОСТАВ ПОМЕЩЕНИЙ СТОА

Проектируемая станция технического обслуживания должна включать следующие группы помещений согласно табл. 1.

Таблица 1.

Состав помещений СТОА

№ п/п Наименование участка или поста Кол-во постов или машино-мест Площадь, м2 Примечания
Производственная часть
Главный въезд на станцию перед мойкой Может быть объединён с тамбуром перед мойкой
Тамбур перед мойкой Тамбур необходим для выравнивания температур на поверхности автомобиля и внутри производственного помещения. Первичный осмотр автомобиля
«Сухой» выезд Производится окончательный осмотр автомобиля клиентом
Мойка (6м х 12м) Процесс мойки проходят все без исключения автомобили. Мойка рассчитана только на обслуживание автомобилей прибывших для ремонта.
Пункт осмотра автомобиля (6м х 6м)  
Участок сервисного обслуживания (6м х 6м)  
Участок технического обслуживания (6м х 6м)  
Участок текущего ремонта (6м х 6м)  
- кузовные работы (6м х12м)  
- покрасочная камера (6м х 12м)  
- обкатка (6м х 6м)
Участок внепостового обслуживания    
Склад инструмента, узлов деталей и материалов  
Зона очистных сооружений и утилизации отходов    
Зона вентиляционного оборудования    
  Внутренняя стоянка   (2,5м х 6м) Стоянка предназначена для автомобилей, с которых временно снято оборудование
Внутренние проезды   150 - 200 Предназначены для подъезда к постам
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования   Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Первичный пункт бытового обслуживания рабочих
Зона отдыха   Служит для кратковременного отдыха рабочих
Санузел  
         
Объекты административно-бытового назначения
Входная группа (вестибюль, проходная)    
Объекты для клиентов
Помещение для оформления заказов Возможно объединение зоны с вестибюльной группой или с торгово-выставочной зоной
Зал ожидания Предназначен для кратковременного ожидания выполнения работ по ремонту автомобиля
Санузел  
Административно-управленческая группа
Приемная    
Директорская    
Бухгалтерия    
Кабинет главного инженера    
Касса    
Комната мастера    
Здравпункт   Размещается на первом этаже административно-бытового блока, имеет автономный выход на улицу.
Универсальный зал   Может использоваться и клиентами
Санузел  
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования   Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Предприятие общественного питания
Столовая с буфетом   Предназначена для обслуживания администрации, рабочих и клиентов. Может располагаться как на первом, так и на других этажах административно-бытового здания. Имеет самостоятельный выход на улицу для загрузки столовой продуктами питания. При размещении столовой выше первого этажа необходимо устройство лестницы и подъёмника.
Барная стойка   4-5 Может размещаться в столовой, зале ожидания, торгово-выставочном зале автосаона
Складское помещение Предназначено для хранения продуктов, напитков, тары
Помещение для персонала столовой Предусмотрено для размещения в нём гардеробно-душевого блока, туалета и зоны отдыха
Санузел  
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования   Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Предприятия торговли
Автосалон Предназначен для продажи новых или восстановленных на данном СТОА автомобилей
  Магазин запасных частей, масел, автокосметики и автоаксессуаров       Может объединяться с автосалоном или быть самостоятельным помещением
Складское помещение Предназначено для кратковременного хранения запасных частей и оборудования
Помещение для персонала магазина Предусмотрено для размещения в нём гардеробно-душевого блока, туалета и зоны отдыха
Санузел  
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования   Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
Гардеробно-душевой блок
  Мужской     237* (a х b х с) Количество мужчин составляет 90% от общего числа рабочих.
  Женский     24* (a х b х с) Количество женщин составляет 10% от общего числа рабочих.
Помещение для уборочного инвентаря и оборудования   Хранятся машины по уборке пола и другой инвентарь
           

*Площадь Гардеробно-душевого блока рассчитывается по формуле (a * b * с),

Где а – площадь вспомогательных помещений, приходящихся на одного работающего по списочному составу – 4 м2

b – расходы площади на санитарно – гигиеническое обслуживание – 65%

с – Количество мужчин/женщин по списочному составу.

Наши рекомендации