Принципы статического состояния организации
Принципы статического состояния организации подчеркивают следующие приоритеты:
· наивысший приоритет целей организации;
· функций над структурой;
· субъекта управления над объектом.
Принцип наивысшего приоритета целей организации предусматривает установление прямой последовательности (цепочки) элементов системы: «цель – задача – функция – структура – человеческие ресурсы». В условиях создания, реорганизации (например, сокращения или объединения) и ликвидации организации житейское правило «семь раз отмерь – один раз отрежь» следует поднять на более высокий уровень: «до седмижды (семидесяти) раз»(«up to seventy times seven»).
Принцип приоритета функций над структурой реализуется в процессе создания организации теми руководителями, кто не копирует слепо структуры других организаций, а создает собственную структуру в зависимости от конкретных ситуаций внешней и внутренней среды организации и приоритета тех видов функциональной деятельности организации, которые являются наиболее важными для достижения стратегических целей.
Принцип приоритета субъекта над объектом управления выражен в последовательности создания структурных элементов (подразделений) организации, подбора и расстановки кадров. Сначала нужно подобрать руководителя (специалиста), соответствующего требованиям профессионально-квалификационной модели должности (обладающего достаточным опытом работы, способного выполнять функциональные обязанности и организовать работу персонала), а затем поручить ему формирование команды.
3. Принципы динамического состояния организации
Динамическое состояние организации определяют следующие принципы:
· наивысшего приоритета человеческих ресурсов;
· приоритета структур над функциями;
· приоритета объекта управления над субъектом;
· приоритета удовлетворенности всех заинтересованных групп организации над личными интересами собственника или руководителя;
· приоритета открытости над неизвестностью
В теории организации эта группа принципов реализуется на всех стадиях жизненного цикла организации.
Принцип наивысшего приоритета человеческих ресурсов предусматривает установление «обратной» цепочки элементов системы: «человеческие ресурсы – структура – задача – функция – цель». Организация яляется успешной, когда человек становится ее главной производительной силой и наивысшей ценностью. Вклад каждого сотрудника в достижение стратегических целей организации является решающим фактором ее конкурентоспособности.
Принцип приоритета структур над функциями выражается в постоянном совершенствовании структурных элементов организации, что связано с необходимостью адаптации внутренней среды организации к изменяющимся условиям внешней среды в стратегическом менеджменте. Такая гибкая структура позволяет наилучшим образом перераспределять функции и задачи между подразделениями и отдельными сотрудниками. Это вносит разнообразие в профессиональную деятельность, создает новые возможности для развития человеческих ресурсов.
Принцип приоритета объекта управления над субъектом реализуется в случае замены руководителей структурных подразделений (филиалов, цехов, участков, отделов, служб). Принимая решение о кадровом назначении сотрудника, администрация должна учитывать его лидерские качества, определять мнение трудового коллектива, т. к. персонал – это основной ресурс организации, совместные действия которого с лидером создают огромный потенциал развития организации или его подразделения. Не умаляя важности данного принципа, можно пожелать будущим менеджерам сохранять «золотую середину»: не рубить с плеча и не всегда идти на поводу у подчиненных.
Принцип приоритета удовлетворенности всех заинтересованных групп организации над личными интересами собственника или руководителя. Организация – это группа людей, сознательно объединенных для достижения индивидуальных и организационных целей. С учетом внутреннего состава и внешнего окружения в типичной организации выделяются заинтересованные группы: потребители, собственники, менеджеры, исполнители, поставщики, кредиторы, государство, общество. Каждая группа стремится удовлетворить свои потребности, пренебрежение которыми может создать конфликт интересов, возникнет угроза нестабильности и краха организации.Если собственники и руководство организации фокусируют свое внимание только на «избранных», происходит «обесценение» других заинтересованных групп. Успех организаций в бизнесе определяется способностью менеджеров ставить и достигать целей развития организации, отвечающих интересам всех сторон, от которых зависит жизнеспособность организации.
Принцип приоритета открытости над неизвестностью.При переменах руководству организации необходимо держать людей в курсе событий. Когда руководство организации скрывает от сотрудников правду, люди начинают нервничать, возникают различного рода слухи и домыслы. Сотрудники боятся потерять работу, чувство собственного достоинства, защищенность, уверенность в себе. Атмосфера в коллективе накаляется, результативность труда падает. Чем быстрее и понятнее будет доведена информация до сотрудников, тем меньше придется работать с естественным сопротивлением изменениям.
4. Принципы инновации
Инновация обычно предполагает новое состояние организации, т. е. достижения максимально возможного уровня ее конкурентоспособности при существующих в данный момент внешних условиях. Она обеспечивает сохранение и устойчивое развитие конкурентных преимуществ, расширение рынка сбыта, увеличение прибыли на инвестированный капитал, достижение социальной гармонии в трудовом коллективе. Решая новые теоретические и прикладные задачи, менеджер обязан реализовать принципы инновации. Стратегия, тактика и техника профессиональной деятельности не должны быть эклектичны. При выполнении стандартных производственных или управленческих процедур используемые формы и методы могут и должны варьироваться, включать элементы уникальности. Эффективная система управления рождается не в результате слепого копирования «чужих» образцов мышления и поведения, а по мере их сознательной «обработки», развития и принятия на вооружение в конкретных ситуационных условиях. Вовлечение в инновационную деятельность сотрудников организации предусматривает соблюдения ряда последовательных принципов:
· последовательного подключения;
· всесторонности входной информации;
· всесторонности рекомендаций по рационализации организации;
· непрерывного обучения и развития всех и каждого, сверху и донизу;
· внутренней рационализации.
Принцип последовательного подключения предусматривает создание такой модели управления инновационного развития организации, которая предусматривала бы процессы выявления и отбора талантливых сотрудников, их обучение и развитие, разработку общей философии преобразований (замысла, целей и стратегии). Этими процессами должны заниматься специалисты с сенсуальным(чувственным) типом мышления. Конкретизацией принципов и тактических способов осуществления преобразований должны заниматься специалисты с иррациональным мышлением, проектировать и осуществлять преобразования должны специалисты, имеющие выраженный рациональный тип мышления (табл. 2.33).
Таблица 2.33
Взаимосвязь основных этапов рационализации
Характерные черты | Основные этапы преобразований | ||
Разработка стратегии | Определение тактики | Проектирование и реализация | |
Оптимальный тип мышления | Сенсуализм | Иррационализм | Рационализм |
Основные проблемы | Формулирование основных целей и задач | Отбор моделей и способов решения | Алгоритмизация действий |
Основные вопросы | Чего и зачем следует добиваться? | Каким образом достичь желаемого? | Как именно действовать? |
Принцип всесторонности входной информации требует от организаций накопления знаний в виде собственного опыта и информаций, поступающих из внешних источников, которые превращаются в интеллектуальный капитал организации, что является важнейшей предпосылкой инновационного развития организации.
Принцип всесторонности рекомендаций по рационализации организации реализуется непосредственно руководителем, принимающим решение о том, какие из разработанных проектов, в какой последовательности и в какой мере будут воплощаться на практике. Предложенные специалистами проекты могут подразделяться как на основные (например, «Стратегия развития организации, формирование и совершенствование управления», «Корректировка структуры организации», «Основные направления внешнеэкономической деятельности организации»), так и на вспомогательные («Совершнствование бюджетного метода руководства», «Управление складскими запасами и логистикой», «Улучшение стимулирования различных категорий персонала», «Реорганизация системы подготовки и повышения квалификации персонала»).
Принцип непрерывного обучения и развития всех и каждого, сверху и донизупреследует цель созданияобучающейся организации, которая является важным источником конкурентного преимущества. В условиях, когда внешняя среда изменчива, знания распространяются очень быстро и так же быстро устаревают, люди и организации должны непрерывно учиться. Применительно к человеку непрерывное обучение – это посещение лекций, тренингов, семинаров, чтение, общение с другими людьми, а также извлечение уроков из прошлого опыта. Накопленные знания создают потенциал дальнейшего развития бизнеса, технологии производства, человека и общества. Хорошая подготовка работников заменяет бюрократические правила и процедуры, которые ограничивают творческую активность сотрудников при решении повседневных задач и препятствуют повышению возможностей организации. Взамен бюрократических процедур возникают новые формы организаций, которые называются профессиональным партнерством.
Принцип внутренней рационализации является наиболее значимым для любой организации. Никакие, даже самые передовые, достижения не приживутся в трудовом коллективе, если не будут органично сопрягаться с интересами людей, их целями и способностями. В отличие от СССР и России кружки качества на предприятиях Западных стран и Японии не утратили своей актуальности. Они до сих пор эффективно действуют. Массовое рационализаторство – форма стимулирования творчества и инициативы, креативности работников, повышения производительности труда, вовлечения персонала в принятие управленческих решений (партисипатизм) и «конструирование» организации как единого организма и дружной семьи – отлично зарекомендовало себя. Принцип современного менеджмента основан на непрерывном совершенствовании производства, который требует от каждого сотрудника организации выполнять свою работу лучше, чем это было вчера. Каждый работник должен иметь возможность выразить свой интеллект, свои способности и знания.
Менеджеры должны постоянно поощрять генерирование новых идей у сотрудников, овладевать новыми организационными формами управления, развитием активной инновационной деятельности с вовлечением в эту работу участников всего коллектива. Какие бы вопросы ни поднимались сотрудниками, какие бы идеи у них ни возникали, задача менеджера состоит в том, чтобы научиться приводить процесс коллективного мышления к общему знаменателю, среди множества идей обнаружить ту, которая будет лучше альтернативной, и показать ее преимущества.
Не все люди в организации склонны к изменениям. Они могут создавать большие препятствия инновационному развитию организации. Для осуществления перемен руководитель должен брать на себя роль лидера или создавать из своих помощников команду лидеров, способных взаимодействовать с людьми, убеждать, мотивировать и вдохновлять их на достижение нового уровня развития организации.
СОДЕРЖАНИЕ ВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ
Основными документами, определяющими содержание подготовки менеджеров в вузах Российской Федерации, являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр»).
2. Рабочие учебные планы вузов.
ФГОС ВПО имеет следующую структуру:
1. Область применения.
2. Характеристика направления подготовки.
3. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров.
4. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата.
5. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата.
6. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата.
7. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата.
Более подробно рассмотрим наиболее важные части ФГОС ВПО.
3.1. Характеристика профессиональной деятельности
бакалавров
Характеристика раскрыает область, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров.
Областями профессиональной деятельности бакалавров являются:
· организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
· органы государственного и муниципального управления;
· структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
· процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
· процессы государственного и муниципального управления.
Бакалавры по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
· организационно-управленческая;
· информационно-аналитическая;
· предпринимательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности.
Организационно-управленческая деятельность:
· участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
· участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
· планирование деятельности организации и подразделений;
· формирование организационной и управленческой структуры организаций;
· организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
· разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
· контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
· мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей.
Информационно-аналитическая деятельность:
· сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
· построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
· создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
· оценка эффективности проектов;
· подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
· оценка эффективности управленческих решений.
Предпринимательская деятельность:
· разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
· организация предпринимательской деятельности.
3.2. Требования к результатам освоения
основных образовательных программ бакалавриата
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
· знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
· знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
· способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
· умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
· владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
· умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
· способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
· умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
· стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
· умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
· владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);
· владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
· пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
· способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
· способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);
· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);
· способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
· знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
· способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
· готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
· способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
· способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
· владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
· способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
· способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
· способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
· способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
· способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
· способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
· способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
· владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
· готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);
· способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
· готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
· владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
· способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);
· владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
· готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
· знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
· знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
· способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);
· знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
информационно-аналитическая деятельность:
· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
· способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
· пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
· способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
· умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
· способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
· владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
· владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
· умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
· умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
· способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
· владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
· способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
· способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
· способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
· способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
· способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
· владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
· пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
· способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
предпринимательская деятельность:
· умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
· способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).