Метод относительных разниц
Факторный анализ
Комплексные и системные изучения и измерение воздействия факторов на величину результативных показателей.
Виды ф\а:
· Функциональный (детерминированный)
· Стохастический (корреляционный)
· Прямой и обратный
· Статистический
· Динамический
· Ретроспективный и перспективный
Основная задача: отбор факторов, классификация и систематизация, определение формы связи, расчет влияния фактора и роли влияния его на комплексные показатели.
Типы факторных моделей:
1 Аддитивные модели: у=х1+х2+х3+…+хn=
2 Мультипликативные модели: у=х1*х2*х3*…*хn=П
3 Кратные модели: у=
4 Смешанные модели: у=
Метод цепных подстановок
Универсальный метод, который используется для любых факторных моделей.
Позволяет опр влияние отдельных факторов на изм величины результативного показателя, путе. Постепенной замены базисной величины каждого фактора на его фактическую величину.
Замена начинается с основного количественного фактора и заканчивается качественным показателем.
Влияние каждого фактора определяется последовательными шагами. За 1 шаг можно сделать одну замену. Алгебраическая сумма влияния факторов, должна быть равна общему приросту результативного показателя.
Тактика применения:
y=a*b*c где y0,a0,b0,c0 – базовые значения
y0=a0*b0*c0
y1=a1*b1*c1 – фактические значения
∆у=у1-у0
Влияние на прирост результативного показателя изменения фактора а:
у’=a1*b0*c0
∆ у’a= у’-у0
у’’=a1*b1*c0
∆ у’’b= у’’-у’0
у’’’=a1*b1*c1
∆ у’’’c= у’’’-у’’0
∆у=∆ уa+∆ уb +∆ уc
Пример: ТП = К*Ц
ТПпл = Кпл*Цпл – базовое значение
ТПф = Кф*Цф – фактическое значение
ТПус=Кф*Цпл
∆ТП=ТПф-ТПпл
∆ТПк=ТПусл-Тппл
∆ТПц=ТПср-Тпусл
∆ТП=∆ТПк+∆ТПц
Задача:
плановый | фактический | |
Цена | ||
количество |
1) ТПпл=135*1200=16200
2) ТПф=143*1370=195910
3) ∆ТП=ТПф-Тппл=195910-162000=33910
4) ТПусл=135*1370=184950
5) ∆ТПк=184950-162000=22950
∆ТПц=195910-184950=10960
∆ТП=22950+10960=33910
Способ абсолютных разниц
Это модификация метода цепных подстановок. Используется только в мультипликативных моделях.
Величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста используемого фактора на фиктивную величину факторов, которые используются в модели слева от него и на базовую величину факторов, которые находятся справа.
Пример:
y=a*b*c
yб=a0*b0*c0 – базовые
y1=a1*b1*c1 – фактические
∆уa=∆ a*b0*c0, где ∆а=а1-а0
∆ уb= a1*∆b*c0
∆ ус= a1*b1*∆c
Количество | К | ||
Цена | Ц | ||
Выручка | ТП |
ТП = К*Ц
∆ТПк = (1370-1200)*135=22950
∆ТПц = 1370*(143-145)=10960
∆ТП = 195910-162000=33910
Метод относительных разниц
Применяется когда нужно рассчитать влияние многих факторов (большие факторные модели).
Желательно использовать только в моделях какого? типа, когда нужно рассчитывать влияние более 8 факторов.
Шаг 1. Рассчитываем относительные отклонения факторных показателей:
y=a*b*c
y0=a0*b0*c0 ∆а=а1-а0 – абсолютное отклонение
y1=a1*b1*c1 относительное отклонение:
ба= *100%
бb= *100%
бc= *100%
Шаг 2. Отклонение результативного показателя за счет изменения каждого фактора:
∆уa=
∆уb=
∆уb=
Индексный метод
Метод широко используется для количественной оценки роли отдельных факторов. Все факторы изменяются независимо друг от друга.
Основывается на относительных показателях динамики, и распр сравнений, что? Плана.
Определяется как отношение уровня относительного показателя к его уровню в базовом периоде.
Используется индексные методы в мультипликативных и реальных моделях. Выделяют индивидуальные и групповые индексы. Индексы, выражающие соотношения непосредственно соразмерных величин называются индивидуальными, и рассчитываются по показателям, по которым не составляются факторные модели.
Групповые индексы характеризуют соотношение каких? Явлений (тотальные индексы). Рассчитываются по многофакторным моделям, индекс стоимость товарной продукции.
iц=
Индекс стоимости товарной продукции:
i=
Индекс чего? Чего? Показывает насколько уменьшилась выручка при уменьшении объема продаж.
Iк=
Индекс цены отражает величину изменения выручки за счет изменения цены.
Iц=
Пример:
Количество | К | ||
Цена | Ц | ||
Выручка | ТП |
Iк= =1,14
Iц= =1,06
∆ТПк=22950
∆ТПц=10960
∆ТП=33910
Основные показатели: валовая продукция (стоимость все произведенной продукции, вкл незаверш про-во), товарнаяпродукция (не вкл незав прово), реализованная продукция (проданная, 91-1 счет).
Минимально допустимы объем реализации – точка безубыточности.
Макс допустимы объем реализации – при макс загрузке производственных мощностей.
Оптимальный допустимы объем реализации – методы исследования операций.