Методические рекомендации. Известно, что прибыль представляет собой полученный предприятием доход
Известно, что прибыль представляет собой полученный предприятием доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Прибыль от реализации продукции - это выручка от продажи продукции (работ, услуг) за вычетом НДС и акцизов минус полная себестоимость проданной продукции (работ, услуг).
Сумма плановой прибыли на предстоящий год определяется двумя методами: прямым и аналитическим. Прямой поассортиментный метод подсчета состоит в определении разницы между стоимостью товарной продукции в ценах реализации (без НДС и акцизов) и полной себестоимостью по всей развернутой номенклатуре изделий и по их группам. Процент рентабельности исчисляется по каждому виду изделий и по ассортиментным группам. Применяется этот метод на завершающих стадиях финансового планирования, когда известна не только групповая, но и развернутая номенклатура изделий. Прямой метод отличает точность суммы прибыли, методическая простота расчетов. Однако этот метод очень трудоемкий, особенно на предприятиях с широкой номенклатурой выпускаемых изделий, что затрудняет его применение на ранних стадиях планирования.
Аналитический метод расчета прибыли базируется на анализе отчетных данных за текущий год и их сравнении с плановыми показателями. Он используется на ранних стадиях планирования, так как позволяет быстро приблизительно «прикинуть» объем плановой прибыли, основываясь на результатах работы текущего года. Аналитический метод расчета суммы плановой прибыли состоит из трех этапов: расчета базовой рентабельности, определения плановой прибыли исходя из базовых показателей рентабельности и себестоимости и учета влияния отдельных факторов на прибыль.
Базовая рентабельность - рентабельность товарной продукции текущего года, скорректированная на условия работы предприятия в плановом году. Она не совпадает с фактической рентабельностью отчетного года и определяется только для целей планирования прибыли аналитическим методом. Вначале определяется фактически ожидаемая (отчет за 9 месяцев + план IV квартала, или отчет за 10 месяцев + план за 2 оставшихся месяца) рентабельность, а затем осуществляется ее корректировка: на изменение цен, снятие с производства изделий, выпуск новой продукции, осуществленные в течение текущего года, в предположении, что если бы эти изменения действовали с начала года (как это будет иметь место в плановом году), то как изменится уровень рентабельности отчетного года. Приведем пример расчета базовой рентабельности.
Задача 4
Производственное предприятие выпускает и продает напиток. Рассчитать какую прибыль может получить предприятие в месяц, если оно продает напитков в объеме 4000 бут., 5000 бут., 6000 бут.
Таблица 1 - Исходные данные
Показатели | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
Переменные затраты за 1 бут объемом 2 л, руб. | ||||||||||
Цена 1 бут, руб. | ||||||||||
Постоянные затраты, тыс руб. | 22,5 | 23,5 | 24,5 | 25,5 | 26,5 |
Задача 5
По исходным данным задачи 4 определить какое количество напитка предприятие должно продать, чтобы обеспечить получение прибыли.
Задача 6
Производственное предприятие производит и реализует одновременно два вида напитков. Данные об объемах продаж и затратах приведены в таблице 2.
Таблица 2- Исходные данные
Показатели | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | Байкал/ Тархун | |
Объем продаж в месяц, тыс. бут. | 5/6 | 6/7 | 7/8 | 8/9 | 9/10 | 10/11 | 11/12 | 12/13 | 13/14 | 14/15 |
Перемен-ные затраты за 1 бут. объемом 1,5 л, руб | 24/20 | 27/25 | 29/26 | 25/23 | 26/22 | 29/26 | 35/32 | 34/30 | 35/30 | |
Цена 1 бут, руб | 35/31 | 36/32 | 37/33 | 38/35 | 39/36 | 40/37 | 4/371 | 42/38 | 43/38 | 44/39 |
Постоян-ные затраты, тыс.руб. | 22.5 | 23.5 | 24.5 | 25.5 | 26.5 |
Определить какое количество бутылок необходимо производить в точке безубыточности методом уравнений.
Задача 7
Определить точку безубыточности (порог рентабельности) методом уравнений по исходным данным таблицы 3. Предприятие производит канцелярские товары.
Таблица 3- -Исходные данные
Показа-тели | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
Ручка «Zebra» | Каран-даш автоматнчес-кий | Каран-даш | Ручка шарико вая | Ластик | Каран-даши цвет-ные | Мелки цвет-ные | Набор каран-дашей «Конструк-тор» | Краски «Аква-рель» | Коррек тор | |
Объем производства, тыс.шт. | ||||||||||
Выручка от реалии-зации, тыс. руб. | 112.5 | |||||||||
Перемен-ные затраты тыс руб. | 92.5 | 465.1 | 253S | |||||||
Постоян-ные затраты, тыс руб. | 80.5 | 96.6 | 151.8 | 128.8 | 57.5 | 108.1 | 89.7 | 75.9 | 126.5 | 64.4 |
Задача 8
До какого уровня должна снизится выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой.
Таблица 5- Исходные данные
Показатели | В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | В6 | В7 | В8 | В9 | В10 |
Объем производства, тыс шт | ||||||||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | ||||||||||
Переменные затраты тыс руб. | И | |||||||||
Постоянные затраты, тыс.руб. |
Задача 9
Вопросы для подготовки к зачету
1 Дайте определение центра ответственности компании.
2 Приведите примеры центров доходов.
3 Какова степень ответственности и свободы принятия решений в центре прибыли?
4 Как вы понимаете утверждение, что центр прибыли состоит из нескольких центров затрат и доходов?
5 Что такое центр инвестиций? Какую свободу выбора и меру ответственности имеют менеджеры центра инвестиций?
6 Какие классификации издержек в основном используются при анализе и контроле издержек?
7 Сформулируйте понятия релевантных издержек, понесенных издержек (Sunk Costs) и стоимости возможностей (Opportunity Costs).
8 В чем состоят основные функции задачи планирования издержек?
9 В чем смысл и содержание общей классификации издержек?
10 Опишите процедуру формирования себестоимости проданных товаров. Как себестоимость произведенных товаров включается в себестоимость проданных товаров?
11 В чем различие издержек, относящихся к продукту, и издержек, относящихся к периоду?
12 Опишите схему формирования прибыли с точки зрения трансформации производственной себестоимости в себестоимость проданных товаров.
13В чем смысл и содержание анализа безубыточности?
14 Что такое вложенный доход?
15 Опишите формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода. В чем его отличие от традиционного формата?
16 Почему отчет о прибыли на основе вложенного дохода позволяет производить планирование?
17 В чем сущность анализа «затраты-объем-прибыль» (CVP-анализа)?
18 Как подразделяются издержки в рамках CVP-анализа?
19 Дайте определение точки безубыточности.
20 Какие вы знаете подходы к расчету точки безубыточности?
21 В чем обычно измеряют точку безубыточности?
22 Продемонстрируйте графическую интерпретацию анализа безубыточности.
23 Дайте практическую интерпретацию вложенного (маржинального) дохода.
24 Как тенденции состояния рынка продаваемого товара влияют на целевое значение относительного вложенного дохода?
25 Как произвести расчет точки безубыточности для многономенклатурной продукции?
26 Какие вам известны графические способы анализа безубыточности?
27 Как упорядочить CVP-анализ с помощью рабочего листка по анализу безубыточности?
28 Что такое запас безопасности и как его рассчитать в рамках CVP-анализа?
29 Дайте определение операционного риска фирмы.
30 Как можно измерить операционный риск предприятия?
31 В каком виде задается неопределенность при анализе рисков?
32 Что такое операционный рычаг и почему его значение может служить мерой операционного риска?
33 Чем должна руководствоваться компания при выборе желаемой величины операционного рычага?
34 Как с помощью операционного рычага предсказать изменение операционной прибыли, имея прогнозное значение изменения объема продаж?
35 Как измерить операционный риск с помощью вероятностных характеристик?
36 В чем сущность метода статистического моделирования Монте-Карло и как его использовать для оценки операционного риска?
37 Как обеспечить поведенческое и стратегическое единство всех бизнес-единиц компании?
38 Сформулируйте основное назначение и содержание сбалансированной системы показателей деятельности предприятия.
39 Какие три типа центров прибыли могут рассматриваться в рамках холдинга и компании?
40 Перечислите возможные критерии для принятия управленческих решений для центров прибыли и центров инвестиций.
41 Как примиряются между собой стратегическое управление издержками и традиционный подход к управлению издержками?
42 Зачем нужен мониторинг издержек?
43 Как часто следует проводить мониторинг издержек?
44 Как мониторинг издержек может помочь стратегическому управлению предприятия?
45 В чем состоят основные особенности современного этапа управления прибылью? Какой отпечаток накладывают особенности современного этапа на управление прибылью?
46 Перечислите современные подходы к управлению прибылью.
47 Что такое целевые затраты? Чем подход целевых затрат отличается от традиционного?
Список литературы
1. Чиченов М.В. Бюджетное планирование и прогнозирование. – ИСЭПиМ, 2008. – 119 с.
2. Мишурова И.В. Корпоративное управление. – ИТК Дашков и К, 2009. – 528 с.
3. Ковалев А.П. Управление имуществом на предприятии. – Финансы и статистика, 2009. – 272 с.
4. Бланк И.А. Управление прибылью. – Ника-Центр, 2007. – 768 с.
5. Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование – БИНОМ Лаборатория знаний, 2007. – 432 с.
6. Мицкевич А. Управление затратами и прибылью. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003- 192 с.