Эпоха двигателя внутреннего сгорания
Последствия
К 1840-м годам Англия-«мастерская мира». Она жила обменом промышленных товаров на сырье и продовольствие; провозгласила свободу торговли(многие государства пытались закрыться от английской товарной интервенции ); добивалась снятия протекционистских таможенных барьеров, «открытия» других стран для английских товаров.
изменилась структура национальной экономики, ведущее место в которой стали занимать индустриальные отрасли - машиностроение, производство стали, судостроение, добывающие отрасли
Англия создала модель открытой рыночной экономики. Во второй половине 19 В Англия начала ослабевать
ФРАНЦИЯ(проблема-перенаселение)
В 1830-х годах англичане наладили производство машин во Франции;
появились первые хлопчатобумажные и шелкоткацкие фабрики.
Великая Французская революция не решила проблемы перенаселения, и в страну снова пришел голод, приведший к революции 1848 года; эта революция привела к власти нового монарха – Наполеона III:промышленный бум, железнодорожная сеть возросла в 5 раз, мощность паровых машин – в 5 раз, производство чугуна – в 3 раза. Крупнейшая отрасль-производство шелковых тканей
ГЕРМАНИЯ
До середины XIX в сельском хозяйстве преобладала крупная помещичья собственность.. Отсутствие у крестьян земли обусловило дешевизну рабочей силы в Германии, что стимулировало приток в страну английских капиталов. Так же как во Франции, промышленный бум в Германии относится к 1850-70 годам, в это время мощность паровых двигателей возросла в 9 раз; по этому показателю Германия обогнала Францию.
США (проблема-недостаток дешевой рабочей силы)
На Севере хозяйства мелких фермеров, на Юге – рабовладельческие плантации(табак и хлопок) Бурное развитие хлопчатобумажной промышленности в Англии-большой спрос на хлопок, и параллельно с промышленным бумом в Англии в США происходил хлопковый бум(Первая половина XIX)
В 1810-х построено несколько хлопчатобумажных фабрик,их продукция была дорогой, и, чтобы устранить английскую конкуренцию, правительство ввело высокие таможенные пошлины=>американская промышленность работала на внутренний рынок. Колонизация Запада стремительно развивалась, однако интересы фермеров сталкивались здесь с интересами рабовладельцев, которые тоже претендовали на новые земли (дело в том что хлопок быстро истощал землю). В конечном счете, эти столкновения привели к гражданской войне(1861-1865) и ликвидации рабства.
2) Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. (2-1 тыс до н.э)
Неолитическая революция способствовала началу разложения первобытнообщинного строя и переходу к первым формам государственных образований. В это время начинают возникать крупные поселения, превращающиеся в административные, культурные и религиозные центры (города). Именно на этой стадии происходит разделение путей развития на «западный» и «восточный». Причины этого кроются в том, что на Востоке сохранились общины и общественная собственность на землю. Это было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, которые были не под силу отдельным семьям. На Западе, где такие работы не требовались, община распалась гораздо быстрее, а земля перешла в частную собственность
НТР
Соперничество между державами повлияли на темпы научно-технического развития. Пер.мир.война-затяжная война на истощение=> необходимость развития промышленного и научного потенциала страны.
США-благоприятные условия для реализации НТР: отсутствие войн на территории, экономические выгоды от военных действий в Европе, приток образованных эмигрантов, богатый внутренний рынок.
Советский Союз. Основой политики форсированной индустриализации 20-30г -развитие тяжелой промышленности(машиностроения станкостроения, сельскохозяйственного машиностроения)военной промышленности.
Этому способствовала «культурная революция», открывшая доступ к образованию.
Эпоха двигателя внутреннего сгорания
Инновация -автомобиль. Генри Форд (1863-1947)-широкое использование конвейерной сборки(разделение труда-высокая производительность)
В автомобилестроении первым конвейер начал применять в 1904 году Р. Олдс. Начался процесс «автомобилизации» населения.Автомобильная транспортировка грузов оттесняет железнодорожную=> новые требования к развитию инфраструктуры(дорог с твѐрдым покрытием)
В СССР серийное производство автомобилей- 1924.Массовое -1932
Первая мировая война 1914-1918 гг. положила начало интенсивному военному использованию автомобиля(для ускорения переброски войск)
Применения двигателя внутреннего сгорания в сельском хозяйстве привело к появлению обширного класса сельскохозяйственной техники=> перемещение масс населения из деревни в город.
В 1901 США -первый трактор с двигателем внутреннего сгорания на колѐсном ходу(Ч. Харт и Ч. Парр)
В 1907 году в США-первый трактор на гусеничном ходу(Б. Холт). Массовая мобилизация мужчин- нехватка рабочих рук в деревне. в США широкое производство тракторов (с 1917 года)
в России С 1937 года -производство первого советского трактора собственной разработки, приспособленного к массовому производству.
Использование самолѐтов в военных целях впервые произошло в ходе Итало-турецкой войны 1911 года и Балканской войны 1912 года.Появились самолѐты, специально предназначенные для уничтожения самолѐтов противника – истребители.
Использование двигателя внутреннего сгорания привело к появлению самоходных боевых машин: бронеавтомобилей, танков, бронетранспортѐров, самоходных артиллерийских орудий.
Производство танков СССР. Первоначально выпускались закупленные за рубежом модели ,позже – их модернизированные варианты.
Успехи различных отраслей машиностроения были бы невозможны без систематического изучения новых сплавов стали =>развитие хим. промышленности, совершенствовались способы переработки нефти.
Развитие станкостроения обеспечивало точность изготовления деталей(автоматизированная линия была пущѐна на Сталинградском тракторном заводе в 1939 году)
развитие электронной техники.
Важным шагом на этом пути было появление и техническое совершенствование радиосвязи.
1920 США- Регулярное радиовещание фирмой «KDKA».В России с 1923.
Развитие телевидения.
В 1903 году российский учѐный Б.Л. Розинг-система передачи изображения
С 1931 года в СССР начинаются первые экспериментальные телепередачи.
первый компьютер: В Германии ЭВМ- К. Цузе в 1936-1938.В США ЭВМ-Дж. Атанасов и К. Берри. Более сложный образец, предназначенный для решения алгебраических уравнений в 1942 году.
В 1944 году в Великобритании -компьютер на электронных лампах – «Колоссус»(А. Тьюринг).
В СССР ЭВМ в 1952 Сергей Лебедев (1920-1974)