Порты и портовые сооружения
Различают две категории портов:
морские, обслуживающие морское судоходство и сооружаемые на морских побережьях, а также в устьях крупных рек. Эти порты могут быть внешними, имеющими мировое и международное значение, и внутренними, которые имеют местное значение;
речные, обслуживающие судоходство по внутренним водным путям сообщения. Эти порты сооружаются на судоходных реках, каналах, озерах, водохранилищах.
В зависимости о т н а з н а ч е н и я порты бывают:
торговые – для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;
порты-убежища – для укрытия во время шторма и ремонта судов;
промысловые – для обслуживания рыболовного и зверебойного флота.
М о р с к и е п о р т ы. В зависимости от объема работы все морские порты разделяются на разряды с целью установления штатов и т. д. Крупнейшие порты Одесса, Мурманск, Владивосток считаются внеразрядными.
Морские порты в зависимости от места своего расположения по отношению к береговой территории бывают:
береговые, сооружаемые непосредственно на открытом, искусственно защищенном морском берегу;
устьевые, сооружаемые в устьях судоходных больших рек (Ленинград, Лондон, Гамбург и т. д.);
островные, создаваемые в некотором расстоянии от берега на естественном или искусственно образованных островах;
внутренние, находящиеся относительно далеко от моря, либо в низовом участке судоходной реки (Архангельск, Херсон), либо на искусственном канале, прорытом от моря внутрь страны (Манчестер, Амстердам, Брюссель).
Р е ч н ы е п о р т ы. Они бывают:
грузовые и грузопассажирские;
порты-убежища, служат для безопасного отстоя судов во время шторма (на водохранилищах);
затоны, предназначены для зимнего отстоя и производства межнавигационного ремонта судов;
карантинные, предназначены для захода судов из районов, подверженных опасным эпидемиям.
В зависимости от характера водного пути речные порты бывают:
на свободных реках;
на шлюзованных реках и каналах;
· на озерах и водохранилищах.
Основные элементы порта. План порта включает следующие основные элементы: акваторию, территорию, причальный фронт и образующие их гидротехнические сооружения.
А к в а т о р и я – это водные площади, используемые для движения судов, их стоянки при выполнении грузовых операций у береговых фронтов (причалов) и на плаву при перегрузке непосредственно из судна в судно (гавань), а также для стоянки судов в ожидании подхода к грузовым фронтам
или выхода из порта и маневрирования (рейд).
Т е р р и т о р и я – это сухопутная площадь, вдоль которой расположены береговые грузовые фронты (причальные линии), оборудованные для производства всех портовых операций, служебные, хозяйственные и бытовые устройства.
П р и ч а л ь н ы й ф р о н т, служащий для причала (швартовки) судов и обеспечения надлежащих условий производства пассажирских, погрузочно-разгрузочных и прочих операций.
Чтобы судно могло подойти бортом вплотную к портовой территории, на берегу устраивается сплошная вертикальная стена, называемая набережной.
При расположении набережных нормально или под углом к берегу, они называются пирсами.
Широкое распространение на внутренних водных путях получили плавучие причалы (грузовые и пассажирские дебаркадеры).
Оборудование порта. Основным оборудованием порта для производства грузовых операций являются путевое развитие, складские помещения и перегрузочные машины.
П у т е в ы е у с т р о й с т в а порта включают (рисунок 3.28):
портовую станцию, для сортировки вагонов по отдельным районам порта или отдельным причалам;
|
районные парки, для быстрой замены вагонов у погрузочно-разгрузочных фронтов, на причальных линиях и выполнения маневровой работы по группировке по отдельным точкам причальных линий;
погрузочно-выгрузочные пути для вагонов, находящихся под грузовыми операциями;
ходовые пути вдоль причальных линий для возможности подачи и уборки вагонов по районам и участкам причальных линий;
соединительные пути, связывающие портовую станцию с районными парками.
Складские помещения специализируются для штучных (генеральных) и массовых грузов.
По длительности хранения грузов различают склады краткосрочного (в течение нескольких суток) и долгосрочного (базисные склады) хранения.
Закрытые складские помещения бывают универсальные, приспособленные для хранения разнообразных грузов, и специализированные, предназначенные для хранения грузов определенной категории (элеваторы, холодильники, нефтехранилища и т. п.).
Перегрузочные машины. Для перегрузки штучных грузов у причальных линий и наружных фронтов складов широко применяются портальные и полупортальные краны, конвейеры и др.
Сыпучие грузы перегружаются с помощью транспортеров, мостовых кранов с захватывающими приспособлениями.
Перегрузочные операции на плаву выполняются плавучими перегрузочными машинами.